Комбинированный урок химии на тему "Соединения алюминия"

Разделы: Химия


Цель. Познакомить учащихся с распространением алюминия в природе, с природными соединениями алюминия, с амфотерными свойствами оксида алюминия, гидроксида алюминия, получением алюминия.

Задачи:

Образовательные:

  • применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

Развивающие:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Оборудование: коллекция руд алюминия, хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота, таблица «Электрохимическое получение алюминия».

Оформление и наглядность: таблица размещается на доске.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Промежуточный контроль знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверяется готовность к уроку, раздаются листы с тестом, инструкции для выполнения лабораторной работы, лотки с реактивами, план урока (Приложение 1), конструктивный тест (Приложение 2), таблица «Природные соединения алюминия» (Приложение 3), инструкция лабораторной работы (Приложение 5), объявляются этапы урока.

II. Промежуточный контроль знаний по теме «Амфотерность», «Алюминий, физические и химический свойства».

Учащиеся выполняют конструктивный тест – 5 минут (Приложение 2). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо обменяться вариантами, проверить работу соседа и поставить оценку, затем тесты передать на проверку учителю. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.

III. Изучение новой темы

Объяснение учителя с опорой на знания учеников. Весь материал разбит на три блока, каждый включает актуализацию темы, объяснение нового материала, закрепление.

Объяснение учителя. В повседневной жизни нас окружает множество металлических изделий. Мы с вами познакомились с физическими, химическими свойствами металлов, а также со сплавами, которые образуют эти металлы. Изучили свойства щелочных и щелочноземельных металлов. На прошлом уроке предметом нашего изучения стали физические и химические свойства алюминия, но до сих пор нам ничего неизвестно в каком виде встречается алюминий в природе, как его получают в чистом виде и какие соединения алюминия особенно важны для человека. На этом уроке мы непосредственно переходим к рассмотрению вышеперечисленных вопросов. Цель урока сегодня – узнать в каком виде встречается алюминий в природе, как получают чистый алюминий, какими свойствами обладают соединения алюминия.

1. Распространенность алюминия в природе.

Актуализация знаний.1.Где располагается алюминий в электрохимическом ряду напряжений, насколько это активный металл?(Алюминий в электрохимическом ряду напряжений металлов находится сразу после щелочноземельных металлов и является очень активным металлом.) 2.Можно ли предположить в каком виде в природе встречается алюминий?( Так как алюминий очень активный металл, можно предположить, что в природе он встречается в виде соединений.)

Новый материал.

Во время рассмотрения темы «Металлы в природе» мы действительно выяснили, что алюминий замыкает группу активных металлов, и поэтому в природе он может находиться только в виде соединений. По распространенности в земной коре алюминий занимает первое место среди металлов и третье (после кислорода и кремния) среди всех элементов.

Объяснение учителя, составление схемы на доске и в тетрадях.

Схема «Распространение алюминия в природе»

Работа в группах – рассмотрение коллекции «Руды алюминия», заполнение пропущенных ячеек в таблице (Приложение 3). Демонстрация боксита, алунита, нефелина из коллекции. Демонстрация слайдов 1, 2,15, 16, 17 [1]

Таблица
Природные соединения алюминия

Название минерала Химическая формула Внешний вид Применение
Боксит Al2O3*nH2O 1. розового цвета, легко крошится Получение алюминия в чистом виде
Корунд Al2O3 Мелкозернистый, твердый Шлифовочный материал
Глинозем, рубин, сапфиры Al2O3 Прозрачные кристаллы синего и красного цвета Драгоценные камни, лазеры, изготовление деталей часов
Алунит K2SO4*

Al2(SO4)3* Al(OH)3

2. серого цвета, цветные

вкраплениями, твердый

Получение алюминия
Нефелин

(алюмосиликаты)

(Na, K)2*

Al2(SiO3)3

3. серого цвета, очень твердый основная масса земной коры

* п.1,2,3 в колонке «Внешний вид» заполняются учениками, после рассмотрения образцов коллекции

Коллективное устное обсуждение таблицы с классом

Закрепление темы. 1. Назовите, в каком виде встречается алюминий в природе? (Природные соединения алюминия разнообразны по составу.) 2. К каким известным химическим классам веществ можно отнести природные соединения алюминия? ( Это оксидные руды; соли: сульфаты, силикаты; гидроксид алюминия.)3. Какое применение имеют минералы и руды алюминия? (Природные соединения алюминия используются в металлургии, при изготовлении часов, шлифовальных инструментов.)

2. Получение алюминия.

Актуализация знаний.1.Какие виды металлургии вы знаете?(Пиро-, гидро-, электрометаллургия.) 2.Какой сплав алюминия вам известен? (Дюралюминий – сплав на основе алюминия, содержащий медь, марганец, магний, никель.)

Новый материал.

Рассмотрим подробнее, каким образом получают алюминий в промышленности. Алюминий получают из расплава оксида алюминия с помощью электролиза

2Al2O3 = 4Al + 3O2

Плакат «Электрохимическое получение алюминия»

Доклад «Производство алюминия» (Приложение 4).

Доклад или презентация заранее готовятся группой учеников, где распределены роли среди участников: руководитель, помощники, докладчик. В сданной учителю работе должны быть выставлены оценки самими исполнителями работы, а также она оценивается классом, если есть высказываются замечания. Доклад обсуждается с классом.

Закрепление темы.
1. Какое соединение является сырьем для получения алюминий в промышленности?
2. Каким способом получают алюминий в промышленности?

3. Соединения алюминия: оксид алюминия, гидроксид алюминия.

Актуализация знаний.1.Назовите формулу оксида алюминия?(Al2O3) 2.Какую химическую формулу имеет гидроксид алюминия?(Al(OH) 3) 3.Что такое амфотерность? (Амфотерность – это способность веществ в зависимости от условий проявлять как кислотные, так и основные свойства.)

Новый материал.

Объяснение учителя, демонстрация химических реакций, параллельно запись реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя.

Al2O3белое вещество с высокой температурой кипения, амфотерный, химически пассивный. Демонстрация слайда 9, 10, 11[1]
Получение 2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O3
Al(OH)3 – гидроксид алюминия, нерастворимое вещество, в виде бесцветного студенистого осадка. Демонстрация слайда 12[1]
Получение AlCl3 + 3KOH = Al(OH)3 + 3KCl

Эта же реакция используется для определения присутствия ионов алюминия, то есть является качественной реакцией.

Химические свойства. Демонстрация слайда 13[1]

1. Взаимодействие с кислотами (серная кислота)

2. Взаимодействие с щелочами (гидроксид калия), образование алюминатов

Учитель проводит демонстрацию опытов, ученики записывают уравнения реакций на доске и в тетради.

Закрепление темы.
1. Какие амфотерные соединения алюминия вы знаете? (Оксид алюминия, гидроксид алюминия)
2. Какие физические свойства оксида алюминия вы знаете? (Вещество белого цвета, имеет высокую температуру кипения)

IV. Закрепление

Провидится лабораторная работа по инструкции (Приложение 5). Повторяются правила техники безопасности. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет уравнения реакций и наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку.

Результаты опытов обсуждаются в классе, формулируется вывод по лабораторной работе.

Затем с помощью учителя ученики делается вывод по уроку.

Вывод по уроку. На этом уроке мы рассмотрели нахождение алюминия в природе, получение этого металла, его соединения и их амфотерные свойства.

Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок.

V. Домашнее задание

Проблемный вопрос. Как строение атомов металлов влияет на химические свойства элементов?

Параграф 13 «Алюминй», страница 71-74, упражнение 5,6 [2]
рабочая тетрадь, страница 69, упражнение 6,7 [3]

Список литературы:

  1. Химия 9 класс. Металлы. Алюминий Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. Электронное учебное издание. ООО «Дрофа» 2011.
  2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2011.
  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь 9 кл. О.С.Габриелян «Химия, 9 класс». М., Дрофа, 2011.