Открытый урок технологии "Изготовление прихватки в лоскутной технике "Спираль". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока:

  • Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить способам действия, новым рабочим приемам, совершенствовать навыки работы на швейной машине;
  • Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы;
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание будущей работы).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация, экран, швейная машина, утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, хлопчатобумажные лоскутки ткани, квадрат плотной ткани, инструкционная карта (приложение 1), дополнительный материал (приложение 2)

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, русский язык, химия, история.

Время: 2 урока по 45 мин.

Словарь: лоскутная техника, лоскутное шитье, лоскутная мозаика, текстильная мозаика, пэчворк, квилт, основа, спираль, лабиринт, крейзи.

Терминология: сметать, стачать, притачать, заутюжить.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть.

1. Сообщение темы и цели урока:

Тема нашего урока «Изготовление прихватки в лоскутной технике» Вы познакомитесь с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем; научитесь приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите прихватку из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.

2. Проверка знаний учащихся.

  1. Из какого волокна изготовляют хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно? (Из хлопка, растительного происхождения (показать волокно).
  2. На какой стороне напечатанной ткани рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне (показать ткань).
  3. Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы, - уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая).
  4. Что значит «наметать»? (Соединить мелкую деталь с большей деталью прямыми стежками на 0,5см от срезов).
  5. Что значит заутюжить? (Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении).
  6. Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).
  7. Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).

3. Изложение нового материала

1) История лоскутного шитья.

Где первоначально возникло лоскутное шитье?

(сообщение детей из истории лоскутного шитья – опережающее задание – слайд 2)

Первая ученица. Самое древнее изделие лоскутной мозаики датируется 980г до н.э. и было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.

Вторая ученица. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка. Среди городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Учитель. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни (слайд 3). Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани (слайд 4)

2) Знакомство с цветовым кругом (рассказ учителя, слайд 6).

Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо понять, что такое цветовая гармония, т.е. согласованность в сочетании цветов.

Цвет характеризуется тремя показателями:

  • цветовым тоном – отношением цвета к его оттенкам, полученным от смешивания с другим цветом;
  • светлотой или яркостью, то есть степенью близости к белому цвету (различают светлые и темные тона одного цвета);
  • интенсивностью или насыщенностью, то есть степенью густоты цвета.

Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют так называемый цветовой круг. Основные цвета в нем – желтый, красный и синий. Смешение красного и желтого в равных количествах дает оранжевый цвет, красного и синего – фиолетовый, синего и желтого – зеленый. На самом деле, количество таких смешанных, промежуточных тонов безгранично, и переходы от одного цвета к другому – плавные, незаметные.

Цвета красно-желтой половины цветового круга и все их оттенки называются теплыми, они менее контрастны. Самый теплый цвет – красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на первый план и как бы увеличивают предмет.

Цвета сине-зеленой половины цветового круга и все их оттенки называются холодными, они более контрастны. Самый холодный цвет – синий. Холодные тона отходят на второй план и зрительно уменьшают предмет.

Нейтральные цветовые тона – это черный, серый и белый. Они дают хорошие сочетания и между собой и с любым другим цветом: теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах до черного, а холодные – с серым в оттеночных переходах до белого.

Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. Цвета соседних секторов не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет.

3) Объяснение нового материала.

Есть в лоскутном шитье замечательная техника, придуманная самыми бережливыми и экономными рукодельницами: из вороха разноцветных обрезков ткани, ничего не выкраивая, можно создать что-то полезное, оригинальное и красивое (слайд 7).

Сегодня на уроке мы изготовим прихватку в лоскутной технике «спираль». Эту технику еще называют «карусель», «лабиринт», «крейзи».Буйная пестрота красок, неожиданные цветовые сочетания и обилии ломаных линий производят впечатление неразберихи (слайд 8).

На самом деле есть свои четкие и строгие правила. В «спирали» используют обрезки тканей самой разной формы. Начинают работу от центра и пришивают лоскутик к лоскутику, двигаясь по часовой стрелке. Центральный лоскутик называют «зрачком» и подбирают для него ткани ярких расцветок (слайд 9). Изделия из разноцветных маленьких лоскутков напоминают мозаичные картинки (слайд 10). Из одного блока можно сделать небольшое изделие: прихватку, подставку под чайник, табуретницу, наволочку на диванную подушку, картину, панно и другие изделия (слайды 11 и 12). А большие изделия – покрывала, одеяла, панно – собирают из нескольких одинаковых по размеру блоков (слайды 13 и 14).

4) Водный инструктаж.

5) Приемы выполнения лоскутной техники «спираль» (слайды 15 и 16).

6) Повторение правил техники безопасности при выполнении ручных работ, при работе на швейной машине и при работе с утюгом (слайд17).

  • Иголки и булавки вкалывать только в игольницу.
  • Ножницы класть с сомкнутыми лезвиями только от себя.
  • Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
  • За машиной сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед.
  • Ножницы должны находиться в подставке.
  • Перед началом шитья на швейной машине в изделии не должно находиться булавок и игл.
  • Необходимо следить за правильным положением рук.
  • Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
  • Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
  • По окончании влажно-тепловой обработки утюг выключить.

III. Практическая часть.

1. Показ трудовых приемов

Инструкционно-технологические карты на столах учащихся (Приложение 1).

Нам необходимо иметь основу (джинсовая ткань) размером 18х18см, «зрачок» с рисунком, лоскутки хлопчатобумажной ткани.

  • «Зрачок» с рисунком располагаем в центре основы, прикалываем булавкой.
  • Второй лоскуток прикалываем лицевой стороной вниз к любой из сторон «зрачка», срезы выравниваем. Проведем линию, отступив от срезов 0,5см. Это линия стачивания. Приметаем лоскуток, притачаем на швейной машине.
  • Удалим сметочную строчку, отвернем лоскуток в сторону на лицевую сторону и заутюжим.
  • Третий лоскуток приколем лицевой стороной вниз ко второму и к следующей стороне «зрачка», продолжая двигаться по часовой стрелке. Приметаем, притачаем.
  • Отвернем третий лоскуток и заутюжим.
  • Каждый следующий лоскуток должен полностью перекрывать срезы лоскутиков, к которым его притачивают.
  • После образования первого ряда начинаем притачивать лоскутки ко второму ряду, двигаясь по часовой стрелке, пока не заполнится лоскутиками вся основа.
  • Заполнив лоскутиками всю основу, срезаем лишнюю ткань по краям квадрата.

2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Целевые обходы:

  • Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.
  • Проверка правильности выполнения наметывания лоскутков.
  • Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
  • Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
  • Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
  • Проверка применяемых способов самоконтроля.
  • Прием и оценка практических работ учащихся.

IV. Закрепление материала (слайд 18).

  1. Какие изделия можно выполнить из лоскутков? (Прихватки, панно, табуретницы, покрывала, наволочки на подушку, коврики и др.).
  2. Какие инструменты и материалы и приспособления необходимы для выполнения работ из лоскутков? (Ткани, ножницы, иглы, швейная машина, линейка, простой карандаш, швейные нитки).
  3. Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике? (Хлопчатобумажной ткани).
  4. Как называется лоскутная техника, с помощью которой вы сегодня выполняли лицевую часть прихватки? («Спираль», «карусель», «лабиринт», «крейзи»)
  5. Как можно использовать прихватку? (Предохранять руки от ожогов, как подставку под горячее).

V. Итог урока.

  1. Сообщение о достижении цели.
    Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.
  2. Анализ выполнения практических работ.
  3. Показ лучших работ.
  4. Разбор ошибок.
  5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
  6. Выставление оценок и их аргументы.
  7. Сообщение темы следующего урока: «Изготовление прихватки. Окончательная работа» (слайд 22).

VI. Домашнее задание.

Подготовить лоскуты 24Х24 для подкладки, используя сочетание цветов в цветовом круге.