Сборник олимпиадных задач по математике для 5, 6, 7-х классов

Разделы: Математика


Вам когда-нибудь приходилось принимать участие в олимпиадах? Неважно, по какому предмету и какого уровня. Школьного, окружного, городского? Как выступить достойно и получить удовольствие от достигнутого результата? Быть подготовленным, уметь решать задачи олимпиадного уровня?

Перебирая предложенную по этой теме литературу, сталкиваешься с тем, что во многих справочниках нет классификации тем; разобранные решения разобраны кратко; не предлагается алгоритм для разбора типовых задач. Поскольку ученики часто принимают участие в олимпиадах, а времени на уроках на подготовку к таким мероприятиям нет, родилась идея создания сборника-решебника для самостоятельного изучения учениками 5-7-х классов. Хотелось, чтобы это пособие было подспорьем для самостоятельной подготовки.

Предложение создание сборника заинтересовало семиклассников. Это те самые ученики, которые часто принимают участие в олимпиадах и знают, как важно быть правильно подготовленным к ним. В ходе работы ребята предложили дополнить сборник рабочей тетрадью. В ней по каждой теме будет разобрано решение одной-двух задач и предложена задача для самостоятельного решения. Сборник-это “продукт проекта”. Проектной деятельностью в нашей гимназии занимаются учащиеся, начиная с 6-го класса.

После определения состава участников данного проекта, а это были те самые заинтересованные ученики, родилась идея разбить сборник по разделам: геометрия, логика, алгебра, теория вероятности, комбинаторика. Каждый раздел включает в себя краткие теоретические сведения, необходимые ученикам этого возрастного уровня, задачи, найденные в других книгах, посвященных олимпиадам для школьников. Причем, эти задачи ребята попытались классифицировать. Например, в разделе логика они выделили задачи на взвешивание, переливание, нахождение соответствия. В разделе геометрия: задачи на разрезание, складывание фигур, задачи со спичками, задачи о свойствах геометрических фигур.

Каждому типу задач предлагается алгоритм работы над ней, а именно: выделение условия задачи, необходимые знания, логические шаги, решения, отбор ответов, проверка.

Для всех задач, предложенных в первой части сборника, по каждому разделу предлагается подробное поэтапное решение. Данная часть сборника опробована на одноклассниках и учениках пятых шестых классов. Участники проекта проводили фрагменты уроков, либо предлагали эти задачи на работе математического кружка. В ходе работы над проектом пришлось поработать над теоретическим материалом, выходящим за рамки учебного процесса. Далее родилась идея о создании рабочей тетради на печатной основе. В этой тетради по каждому разделу предлагаются задачи, разобранные частично. В ходе решения этих задач в тексте есть пробелы, которые необходимо заполнить. Если ученик справился с первым этапом, он может перейти к другому, где предлагается самостоятельно записать решение к задаче и сравнить свой ответ с данным ниже ответом. А решение можно посмотреть в конце сборника.

Работа над сборником заняла полгода, проектная группа встречалась еженедельно и четко следила за выполнением задач, поставленных перед каждым участником группы на прошлой неделе. Результатом явился сборник изданный и переплетенный. Это небольшая книга, которая была подарена всем пришедшим на защиту проекта.

Ребята надеются, что их работа будет отмечена потенциальными олимпиадниками и пособие станет их настольной книгой.