Урок математики по теме "Алгебраическая сумма, ее свойства и правила вычисления". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Общая характеристика проекта.

Данный проект рассчитан на 8 учебных часов. Проектная деятельность осуществляется в малых группах по 2-3 человека. На начальном этапе каждой группе сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.

Ознакомительная информация.

Представляет собой сведения о словах и словосочетаниях "алгебра", "алгебраическая сумма", высказывания знаменитых математиков о значении этих выражений. В качестве творческого задания предложить найти дополнительную информацию об истории возникновения противоположных чисел.

Типы заданий:

  • практические задания, предполагают выполнение физических действий;
  • проблемные вопросы ориентированы на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты и делать выводы;
  • теоретические задания направлены на поиск информации, её анализ, обобщение;
  • задачи - совокупность заданий на основе теоретических сведений
  • творческие задания - придумать сказку, стихотворение, составить кроссворд.

Блоки проекта:

  • Числовые выражения, содержащие знаки +, -.
  • Алгебраическая сумма, её свойства.
  • Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

Цели проекта:

Общепедагогические:

  • Обучение учащихся самостоятельной работе с разными источниками информации.
  • Формирование навыков анализа полученной информации и его применения к решению проблем.
  • Развитие логики, быстроты мышления.
  • Обучение умению обобщать, сравнивать, анализировать.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование коммуникативных навыков.

Учебные:

  • Формирование понимания математических выражений "противоположные числа", "алгебраическая сумма".
  • Умение решать типовые выражения .
  • Обобщение и систематизация учебного материала по данной теме.
  • Применение знаний к решению новых задач и проблем.

Проектные задания к 1 блоку.

Тема "Числовые выражения, содержащие знаки +, -.

Проблемный вопрос: Как решить выражение - 5 + 7, используя термометр, координатную прямую, понятия "долг" и "прибыль"?

Практическое задание: На координатной прямой отметьте точки А(3) и В(- 1). Найдите расстояние между этими точками.

Практическая задача: Ветки смородины выносили температуру -95 градусов. А после закаливания могли выдержать температуру ниже этой на 58 градусов. Какую температуру выдерживали ветки смородины после закаливания?

Теоретическое задание: Как складывать числа, используя понятия "долг", "прибыль"?

Творческое задание: Составьте кроссворд, используя основные понятия этой темы.

Проектные задания к 2 блоку.

Тема "Алгебраическая сумма, её свойства".

Теоретическое задание: Какое выражение называют суммой? Привести примеры. Какое выражение называют алгебраической суммой? Привести примеры.

Практическое задание: Можно ли в строке 1*2*3*4*5*6*7*8*9*10 расставить вместо звёздочек знаки +и - так , чтобы получилось выражение, равное нулю?

Творческое задание: Придумать сказку по данной теме.

Проблемное задание: Запишите выражение без скобок и найдите его значение:

(-18) - (- 14 ) - (+7 ).

Можно ли его назвать алгебраической суммой? Объясните.

Проектные задания к 3 блоку.

Тема "Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел".

Проблемный вопрос: Что можно сказать о знаках слагаемых первого столбца и знаках слагаемых второго столбца? Сравните знак суммы со знаками слагаемых. Сделайте вывод.

-6-8 -6+8
+6+8 +6-8
-2-11 -2+11
+2+11 -11+2

Теоретическое задание: Сформулируйте правило нахождения знака суммы и модуля суммы, если слагаемые имеют: а) одинаковые знаки

б) разные знаки.

Практическое задание: Чему равна сумма противоположных чисел? Можно ли её найти по правилу вычисления значения алгебраической суммы?

Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов.

Для оценки деятельности классу предлагается заполнить таблицу

Ф.И. ученика самооценка Оценка группы Оценка учителя Средняя оценка
           
           

Каждый ученик сначала оценивает свою деятельность в группе. Потом каждая группа оценивает деятельность своих участников. После этого учитель ставит оценку каждому ученику.