Курс для старшеклассников Лингвострановедение. 10–11-е классы

Разделы: Иностранные языки


Старшая школа - третья ступень общего образования Она является важным и заключительным звеном общего образования. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, у них расширился кругозор и сформированы основные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, накоплены знания о правилах речевого и социального поведения. Для повышения мотивации, а так же для развития кругозора учащихся возможно введение курса Лингвострановедения.

Программа курса составлена для учащихся 10-11 классов. Использование английского языка для общения предполагает наличие достаточного запаса знаний о культуре и культурных особенностях различных стран. Перечисленные выше знания и умения, важных для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе своевременно систематизировать полученные знания и расширить социокультурные понятия, увеличить объем речевых средств и представлений о странах изучаемого языка.

Курс "Лингвострановедения" является дополнением к базовому курсу английского языка 10-11 классов.

Лингвострановедение - это направление, с одной стороны, включающее в себя обучение языку, а с другой, дающее определенные знания о стране изучаемого языка. Главная цель лингвострановедения - обеспечение коммуникативной компетенции, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и понимание оригинальных текстов. Одной из направлений курса - это связь с другими предметами, как-то: история, МХК, информатика. Одновременно с изучением языка надо изучать и культуру его народа - знакомиться с историей, литературой, географией, политикой, экономикой, бытом, традицией и психологией. Комплекс этих сведений заложен в курсе.

Учащиеся старшей возрастной группы уже обладают достаточным уровнем владения ПК, что позволяет опираться на его использование в ходе курса. Учащиеся готовят доклады и делают презентации, структурируют исторические факты и находят и фиксируют информацию, что позволяет развивать исследовательские учебные действия. Таким образом, этот курс осуществляет и межпредметную связь.

Данная возрастная группа предполагает развитие речевых умений, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли. Для этого в курсе используются диалоги из оригинальных текстов и бытовые диалоги.

Литературное чтение развивает не только учебное умение, но и знакомит с историческими фактами, жанрами и стилем, а так же и автором произведения.

Учениками будут достигнуты определенные результаты освоения учебного предмета "Иностранный язык":

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;

2. правовое сознание, уважение к правам и свободам личности;

3. стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;

4. навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;

5.потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);

Метапредметные результаты:

1.способности осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;

2.способности выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

3. способности адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Говорение

  • выражать основные речевые функции: выяснять значение незнакомого слова;
  • высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • делать сообщения по результатам выполнения проектной работы;

2. Аудирование

  • выборочно понимать прагматические аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя значимую (нужную) информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие решению коммуникативной задачи (понимание необходимой / конкретной информации)
  • делать выводы по содержанию услышанного;
  • выражать собственное мнение по поводу услышанного.

3. Чтение

  • уметь самостоятельно выбирать адекватную стратегию чтения в соответствии с коммуникативной задачей и типом текста:
  • читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста); прогнозировать содержание текста по вербальным опорам; читать с целью полного понимания содержания
  • соотносить полученную информацию с личным опытом, оценивать ее и выражать свое мнение по поводу прочитанного.

4. Письмо

  • составлять план, тезисы устного и письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности;
  • писать сообщения, составлять текстовый материал к презентации, редактировать материал к докладу, составлять краткое и развернутое сообщение на заданную тему;

Таким образом данный курс разбит на два раздела по 34 часа

Раздел 1 - 10 класс "Географическое положение. Политическая система. Ранняя история до средних веков. Английская литература- от баллад до драматургии Шекспира. Искусство.

Раздел 2 - 11 класс " Экономика и социальная жизнь Великобритании. История Британии от средневековья до наших дней. Незаурядные личности туманного Альбиона. Современная литература, Традиции."

Содержание учебной программы "Лингвострановедение"
10 класс (34 часа - 1 час в неделю)

Тема 1 Географическое положение.

Географическое положение Великобритании. Климат. Растительность и Животный мир. Полезные ископаемые и хозяйственная деятельность человека.

Тема 2 Политическая система.

Зарождение монархии. Династия Винзоров. Роль монарха. Содружество Наций. Парламент Великобритании. Роль Великобритании на политической арене мира.

Тема 3 Ранняя история Британии до средних веков

Кельты. Романцы. Англо-саксонцы. Викинги Датское завоевание. Нормандское завоевание. Война Роз. Династии Йорков и Тюдоров.

Тема 4 Литература.

Народные баллады. Легенды о короле Артуре. Сонеты Спесера. Драматургия Шекспира.

Тема 5 Искусство.

Художники Англии. Музыка от баллад до современности.

Учебно-тематический план.
"Лингвострановедение" (10 класс. 34 часа)

Тема занятия Кол-во часов по теме Тип занятия Кол-во часов Контроль
Географическое положение The UK 5      
Географическое положение.   Развитие навыка работы с текстом 1  
Климат Британии. Фильм и его обсуждение.   Развитие навыка диалогической речи 1  
Фауна и флора Британии. Фильм и его обсуждение   Развитие монологической речи 1  
Доклады учащихся о недрах и хоз. деятельности Великобритании.   Развитие монологической речи 1  
Итоговый урок-обсуждение     1 1
Политическая система The UK 8      
Лекция "Зарождение монархии" Роль монарха в Британии.   Развитие письменной речи 1  
Парламент Британии. Учебный фильм.   Развитие навыка аудирования 1  
Текст "Парламент и общество"   Развитие навыка работы с текстом 1  
"Другая жизнь и берег дальний." Орестов. Выдержки из книги.   Развитие монологической речи 1  
"Политическая система The UK"   Подготовительный этап работы над проектом 1  
Политическая система The UK   Развитие навыка аудирования 1  
Защита проектов     1 1
Итоговый урок по теме. Тест.     1 1
Традиции Британии. 2      
Традиции королевской семьи   Развитие навыка аудирования 1  
Монархия в Британии   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Страницы истории. 11      
Кельты   Развитие навыка письма 1  
Романское завоевание.   Развитие навыка аудирования 1  
Англы, саксы и юты.   Развитие навыка работы с текстом, задание на мульти выбор 1  
Альфред Великий. Легенды.   Развитие навыка аудирования 1  
Викинги. Учебный фильм.   Развитие навыка аудирования 1  
Нормандское завоевание Вильгельм Завоеватель.   Развитие навыка работы с таблицей 1  
Великая хартия. Доклад. Межкоролевские войны   Развитие навыка монологической речи 1  
Война Роз.   Развитие навыка аудирования 1  
Династии Йорк и Тюдор   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Генрих VIII   Развитие навыка чтения с заданиями на множественный выбор 1  
Итоговое занятие тестирование     1 1
Литература. 6      
Баллады и легенды.   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Эдмун Спенсер. Исследовательская работа уч-ся.   Развитие навыка работы в группах 1  
Шекспир. Биография.   Доклады 1  
Творчество Шекспира.   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Д. Констейбл Тёрнер. Спесер-пейзажи   Развитие навыка аудирования 1  
Портреты Т. Гэйнсборо   Развитие навыка аудирования 1  
Итоговое занятие 2 Защита проекта   1
Итоговое занятие   Тест   1

Содержание учебной программы "Лингвострановедение"
11 класс (34 часа - 1 час в неделю)

1 класс " Экономика и социальная жизнь Великобритании. Историия Британии от средневековья до наших дней. Незаурядные личности туманного Альбиона. Современная литература,. Традиции."

Тема 1 Экономико-социальная жизнь Британии.

Экономическая система. Социальная система.

Тема 2 История Британии от средних веков до наших дней.

Правление Стюартов. Гражданская война. Эпоха реставрации. Великая чума. Великий пожар в Лондоне. Образование Великобритании 1707год.Присоединение Ирландии 1801 год. Битва при Трафольгаре. Нельсон. Викторианская Англия. Винзоры у власти. Титаник. Роль во Второй мировой войне. Тонель через Ла-Манш. Эпоха Тетчер. Партия Лейбористов у власти.

Тема 3 Незаурядные личности туманного Альбиона.

Тема 4 Литература от Шекспира до наших дней Дж. Свифт. У. Блейк. Р. Бернс Т. Мур Дж. Байрон, Шелли, А.Теннисон, Р. Стивенсон, Дж. Олдридж

Тема 5 Традиции Британии.

Тема занятия Кол-во часов по теме Тип занятия Кол-во часов Контроль
Британия на мировом рынке. Социальная система. 5      
Социальная система.     1  
Система выплат.   Развитие навыка аудирования 1  
Дотации,льготы выплаты.   Развитие монологических высказываний 1  
Подготовка к проекту социальное обеспечение в Британии.     1  
Защита проекта   Развитие монологических высказываний 1 1
Правление Стюардов. 8      
Правление Стюардов   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Гражданская война. Эпоха реставрации     1  
Чума и пожар в Лондоне. Сэр К. Рэн Фильм.   Развитие навыка аудирования 1  
Образование Великобритании.   Развитие монологических высказываний 1  
Битва при Трафольгаре. Нельсон.Доклад уч-ся.   Развитие монологических высказываний 1  
Научнотех прогресс. Титаник.Фильм   Развитие навыка аудирования 1  
Роль Британии во Второй Мировой войне.   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Эпоха Тетчер. Премьер министры Англии. Библиография. Доклады уч-ся.   Развитие монологических высказываний 1  
Итоговое занятие. 2 Тест   1
Итоговое занятие.   Доклады. Проекты   1
Незаурядные личности Британии. 5 Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Великие политики. Доклады уч-ся   Развитие монологических высказываний 1  
Ученые Англии. Фильм.   Развитие навыка аудирования 1  
Спорт и роль Британии в развитии спорта. Доклады уч-ся   Развитие монологических высказываний 1  
Деятели культуры.   Развитие навыка аудирования 1  
Литература. 9   1  
Поэзия Свифта и Блейка   Развитие творческих способностей учащихся    
Биография и творчество Бернса   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Мур "Мелодии разных народов"   Развитие диалогической речи 1  
Байрон. Выступление уч-ся   Развитие творческих способностей учащихся 1  
Шелли.Творчество.   Развитие навыка аудирования 1  
Улисс. А.Теннисон. Чтение   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Проза и поэзия Стивенсона.   Развитие творческих способностей учащихся 1  
Олдридж. Проза современности.   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Иследования уч-ся по теме   Систематизация знаний. Проекты. Творческие работы.   1
Традиции Великобритании 4      
Традиции Британии. Фильм   Развитие навыка аудирования 1  
Традиции Британии. Текст.   Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями 1  
Традиции Британии. Систематизация знаний.   Развитие навыка диалогической речи 1  
Орестов. "Другая жизнь и берег дальний"   Развитие диалогической речи 1  
Заключительный урок 1 Тест 1  

Список литературы

  1. Афанасьева. О.В. Учебник для 10-11 классов. Из-во Просвещение 2009г
  2. Программа общеобразовательных учреждений Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы М.: Просвещение.2008.
  3. Примерные программы нового стандарта образования второго поколения 2010
  4. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. М.: Просвещение 2009.
  5. Зайцева С.Д. Early Britain. М.: Просвещение 2002. 3-е из-ние.
  6. Бурова. И.И. Абсолютная монархия. Из-во. Питер 1998
  7. Ощепкова. В.В. О Британии кратко. М.: "Лист"2006
  8. Орестов.В.В. "Другая жизнь и берег дальний" 1989.
  9. Собрание мировой детской художественной литературы. Тома 11. 18, 20, 21.Москва. Детская литература 1984 г.
  10. Энциклопедия для детей Всемирная история Аванта+ 2002 год.