Музыкальный вечер "Ах, какая балалайка!"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Ведущий 1: Добрый вечер уважаемые гости!

Сегодня мы собрались, что бы узнать об истории балалайки и послушать звучание этого инструмента в видеофрагментах (в исполнение известного исполнителя Алексея Архиповского) и, пока еще, только начинающих музыкантов исполнителей (учащихся ДШИ с. Уральск).

Балалайка... Есть инструменты, ставшие музыкальным символом того или иного народа. Например, гитара - испанский национальный инструмент, мандолина - итальянский, волынка - шотландский, кантеле - карело-финский, бандура - украинский и т. д. Все в мире знают, что балалайка - это русское.

Звучит: обработка Филипенко р.н.п. "По малину в сад пойдем"

Ведущий 2: Может казаться, что балалайка и русский мужичонка - понятия неразделимые. Но так ли это? Когда и откуда пришла к нам балалайка? История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так-то все просто, потому, что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.

Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз-кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере, заимствована от татар.

Ни у татар, ни у калмыков инструмента с подобным названием нет. Но были и есть струнные щипковые инструменты, чрезвычайно напоминающие балалайку. И хотя назывались эти инструменты по-разному (у калмыков - домр, у бурят - гор, у татар - думбра), многие из них, в том числе калмыцкий, имели треугольную форму кузова, длинную шейку, две-три струны. И, самое главное, играли на них не плектром, а пальцами, типично балалаечным бряцанием.

Ведущий 1: Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Изображения русских народных инструментов встречаются в рукописях XVI-XVII веков. Первые упоминания о балалайке мы находим в 1688 году в документе "Память из стрелецкого приказа в Малороссийский" упоминается "...Посадский человек Савка Федоров... да Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозчичье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли..."

Следующее весьма любопытное, упоминание об этом инструменте содержится в документах времен царствования Петра I. На одном из придворных пиршеств 1715 года было решено, по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для нее. Любопытно, что балалайка была приписана самим Петром I калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сказать сейчас трудно.

Ведущий 2: Так или иначе, балалайка распространялась среди крестьян и скоморохов. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Звучит: Феоктистов Б. "Плясовой наигрыш"

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Вероятно, существовали они и раньше, но как в XVII веке, так и позже, инструмент хотя и был довольно распространенным, но не пользовался особым уважением. Особенно плохо относились к нему представители власти. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Видимо, негативное отношение к этим увеселениям сложилось из-за скоморохов, которые не просто развлекали публику, но и позволяли в своих выступлениях "богопротивные" высказывания.

Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. В течении XVIII века балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Ведущий 1: В книге Якоба Штелина (1709-1785) "Музыка и балет в России  XVIII века" написано, что балалайка была "двухструнная с трехгранным или круглым корпусом". А В.Даль в своем "Толковом словаре русского языка писал: "Балалайка или балабайка - народное музыкальное орудие с ладами от двух или трех кишечных струн, на коем бренчат во все пальцы, потряхивая всей кистью". По своей форме и музыкальным качествам старинная народная балалайка существенно отличалась от современной. Она представляла собой "длинный двухструнный инструмент", имела корпус около полутора пядей длины (примерно -  27 см) и одной пяди ширины (примерно - 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную". (Гриф был достаточно длинным, корпус узким, и балалайка тогда, по всей вероятности, имела две, а не три, как сейчас, струны).

"...Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом", - написано в одной из книг издания 1795 года. "Не легко найти в России дом, - читаем мы в другой, - где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется в продаже во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению, то обстоятельство, что его можно самому изготовить". Старинные печатные свидетельства говорят и о том, что балалайка была "в великом употреблении" не только "между простым народом". Историки свидетельствуют о широком распространении балалайки в богатых домах и даже при царском дворе.

Ведущий 2: С другой стороны, известно, что русские балалайки даже в пору своего широчайшего распространения по Руси не всегда и не везде имели треугольную форму. Многие из них, наподобие вышедшей к этому времени из употребления домры, имели овальный, тамбурообразный корпус. Более того, изготавливался этот корпус нередко из... тыквы. В "Мертвых душах" Н. В. Гоголь вспоминает "...молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня..."

Знаменитый русский музыкант - композитор, скрипач, балалаечник и дирижер Иван Евстигнеевич Хандошкин (1747-1804) играл на балалайке, сделанной также из тыквы, проклеенной внутри порошком битого хрусталя, что придавало звуку, по свидетельству современников, особую чистоту и серебристость.

Ведущий 1: Можно предположить, что на определенном историческом этапе, как это часто бывало и бывает, произошло слияние двух-трех родственных щипковых инструментов, в результате, которого именно русский человек развил и распространил совершенно новый, самобытный струнный инструмент - балалайку. От домры был заимствован корпус (неважно какой - овальный или треугольный), строй (по квартам), а от гуслей - способ игры. И вот, пожалуй, именно способ игры определил своеобразие нового инструмента. По богатству оттенков звука, по разнообразию штрихов балалайка превосходит своих предшественников. Тут и тремоло, как на домре, щипки пальцами правой руки и бряцание, как на гуслях, щипки пальцами левой руки, что идет, пожалуй, от арфы, большая и малая дробь, пиццикато, глиссандо, вибрато...

Звучит: Б.Феоктистов "Мишка с куклою"

Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.

Ведущий 2: Однажды, путешествуя по своему имению, молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Много лет спустя Андреев вспоминал об этом событии: ":С окончанием полевых работ все как-то сразу погружается в тишину сладкого отдыха, оберегаемого самой природой. Кажется, что деревья боятся пошевелить листьями, чтобы не нарушать необходимый покой много потрудившихся людей. В такой именно вечер:я вдруг услыхал неведомые для меня звуки. Я различил ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая в пляс:на ступенях крыльца, сидел мой работник, крестьянин играл на: балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальность приема игры и не как не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков! Присмотревшись внимательно как играл Антип, и попросив его тут же показать некоторые приемы игры, я отобрал от него балалайку:помню, что тогда же как каленым железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мною - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то, и другое, а соединение дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами, чтобы довести дело до конца".

Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент.

Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Санкт-Петербург, к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента.

Нужно отметить, что современная скрипка - это, прежде всего много, много чертежей. Точность их можно сравнить с точностью расчета на часовом заводе. Да и не только в расчете дело. Материал, лаки, клей, искусство, манера мастера - все это делает возможным возникновение столь удивительного явления, называемого скрипкой. Но почему мы говорим о сложностях изготовления скрипки?

А потому, что современную балалайку построить ничуть не легче. Такие же примерно чертежи - расчет балалайки - лежали в папке молодого человека, который торопливо шагал по улицам Петербурга. Было это в начале 80-х годов прошлого века. Молодого человека звали Василием Васильевичем Андреевым.

Он, видимо, рассчитывал на то, что первый же опытный музыкальный мастер тут же возьмется сделать по его чертежам инструмент. Для того чтобы сделать расчет этого чертежа, молодому человеку пришлось собрать целую коллекцию балалаек. Тут были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские и еще многие из разных областей России. Были они с треугольным кузовом и с овальным, долбленые и клееные, с длинным грифом и с совсем короткой шейкой, с двумя струнами и с четырьмя... Словом, была проделана огромная работа, прежде чем был сделан вывод: "Три струны и треугольный кузов-резонатор типичны!"

Ведущий 1: Вот как сам В. В. Андреев рассказывает о посещении им известного скрипичного мастера В. В. Иванова. "Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особой выделкой смычков и починкой старинных инструментов, с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку; когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать, вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но, тем не менее, решил настаивать на своем; в конце концов, мне удалось убедить его не словами, делом... Я принес ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35 копеек, на которой в то время играл сам, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл ему на ней несколько песен. Моя игра его настолько удивила, что он согласился сделать мне балалайку с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации. Я долгими часами просиживал у него, следя за работой... и неоднократно был свидетелем, как при каждом звонке он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел лежащей на верстаке балалайки...".

Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Ведущий 2: Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота "ми", одна - на кварту выше - нота "ля") получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться "академическим". Существует также "народный" строй - первая струна "ля", вторая - "ми", третья - "до". При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.

И только в 1887 году по чертежам и под собственным   руководством энтузиаста русской балалайки Василия Васильевича Андреева в Петербурге в мастерской Франца Станиславовича Пасербского   была изготовлена балалайка, вошедшая в историю под названием "пятиладовой". Следующий инструмент был изготовлен уже с двенадцатью постоянными ладами. И 20 марта 1888 года "Кружок любителей игры на балалайке" под руководством В.В. Андреева дает свой первый концерт. Для этого ансамбля были созданы разновидности балалайки: пиколло, альт, бас, контрабас, дискант и тенор. Именно эти инструменты и являются классическими.

Звучит: р.н.п. "Как под горкой под горой"

Ведущий 1: Звучание нового инструмента оказалось превосходным. Первый же сольный концерт молодого музыканта имел самый широкий резонанс.

В 1885 году новую балалайку для Андреева соизволил изготовить "поставщик его величества", знаменитый петербургский мастер Франц Станиславович Пасербский. Он почувствовал, что дела Андреева наверняка пойдут в гору, и спрос на балалайки будет расти. Как оказалось, опытный мастер не ошибся. Новая балалайка была названа "пятиладовой" и принципиально отличалась от первой. На всех балалайках до Андреева не было зафиксированных, то есть врезанных в шейку грифа металлических или костяных порожков, к которым музыкант прижимает струну пальцами. Даже на балалайке мастера Иванова эти лады навязывались: шейка грифа в нужном месте перевязывалась толстой жилой. Приходилось делать 3-5 перевязей, которые то и дело сползали, и их нужно было поправлять. Андреев зафиксировал лады и впервые на балалайке были врезаны постоянные порожки.

Их было пять. Поэтому балалайка Пасербского и стала называться "пятиладовой". Это был огромный прогресс для развития старинного инструмента.

В наше время балалайка имеет более двадцати ладов. На ней можно сыграть любую мелодию в любой высоте настройки. Но в, то время инструмент Пасербского был смелым шагом вперед. Концертный сезон 1888 года принес балалайке Андреева-Пасербского заслуженную славу. Талантливого музыканта стали называть "артистом" и "молодым отцом балалайки". Но не о себе, не о своей славе думал Василий Андреев. Как потом оказалось, у него были далеко идущие планы. Первым шагом в их выполнении стала "Школа игры на балалайке", которую Василий Андреев написал в содружестве с издателем Селиверстовым. Вторым шагом в задуманном Андреевым наступлении было создание ансамбля балалаечников из восьми человек, потом балалаечного ансамбля из четырнадцати человек. А балалаечников в то время не выпускало ни одно музыкальное учебное заведение, и их нужно было готовить специально. Правда, энтузиастов этого нового дела оказалось хоть отбавляй. Среди них попадались и талантливые и образованные музыканты. И вполне естественно, что во главе всего этого стал сам Василий Андреев.

Ведущий 2: Менее чем через год балалаечному ансамблю предстояло представлять русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Не было ни репертуара, ни опыта, ни традиций. И, тем не менее, ансамбль блистательно справился со своей задачей.

В 1892 году, во время гастролей во Франции Андрееву было пожаловано звание академика Французской академии "за введение нового элемента в музыку". Так Василий Андреев стал академиком в 31 год. О нем заговорили, и не только в среде слушателей, но и в кругу видных музыкантов, писателей, артистов. Его ансамбль стали приглашать на самые почетные сцены Петербурга.

Петр Ильич Чайковский сказал, послушав игру балалаечного ансамбля под управлением Василия Андреева и при его непосредственном участии как солиста-виртуоза: "Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект может она дать в оркестре! По тембру - это незаменимый инструмент!".

Восхищались русской балалайкой и Владимир Васильевич Стасов, и Лев Николаевич Толстой.

Звучит: обработка Куликов А. "То не ветер ветку клонит"

Ведущий 1: Любопытно уже самое название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетания передающее характер игры на нем. Корень в слове "балалайка", или, как ее еще называли, "балабайка", давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. А эти слова в свою очередь, очевидно, произошли от татарских слов бала - ребенок, балалар- дети. Не отсюда ли наше баловаться, то есть резвиться, ребячиться? Не передают ли все эти понятия, дополняя друг друга, суть балалайки - инструмента легкого, забавного, бренчливого, не очень в те времена серьезного. О популярности балалайки говорит и довольно частое упоминание во многих русских народных песнях.

В интереснейшей книге Ф. Соколова "Русская народная балалайка" собраны многочисленные выдержки из русского фольклора, связанного, так или иначе, с балалайкой. Так, например, в известной русской народной песне "Во поле береза стояла" есть слова:

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Четвертую балалайку...

Есть и загадки про балалайку, например:

В лесу выросло,
Из лесу вынесено,
На руках плачет,
А на полу скачет.

Музыкальных три струны,
С треугольной головой,
Обошла весь шар земной
Там где появляется,
Люди в пляс пускаются (кто же это, отгадай-ка? Это наша: Балалайка!).

Звучит: обработка Камалдинов "Скоморошья небылица"

Ведущий 2: Многие пословицы и поговорки как бы оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поведение того или иного человека:

Вывернулся, как Мартын с балалайкой.
Наш брат Исайка - без струн балалайка.
На словах, что на гуслях, на деле - что на балалайке.

Чаще же всего упоминания об этом инструменте разбросаны в многочисленных частушках и припевках, исполнявшихся, как правило, именно под балалайку.

Балалаечка гудит,
Жалко милого будить...
Балалаечка - гудок
Разорила весь домок...

Популярность и демократичность инструмента отразилась и в творчестве русских писателей-классиков, всегда бывших внимательными к мельчайшим подробностям народного быта и, тем более, искусства. У Пушкина в "Евгении Онегине" есть такие строки:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка...

Звучит: обработка В. Попонов "Я с комариком плясала"

А вот из Лермонтова (стихотворение "Русская мелодия"):

Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный и свободный!

Ведущий 1: Немало добрых слов о балалайке сказано Л. Толстым, А. Чеховым, И.Тургеневым, А. Островским, В. Майковым, вплоть до советских писателей и поэтов; на старинных гравюрах и более поздних рисунках один из наиболее приметных музыкальных инструментов - тоже балалайка. Однако в начале XIX века у балалайки появились серьезные конкуренты, совсем было вытеснившие ее из употребления. Вначале это была семиструнная гитара, а затем гармонь. Последняя-то и нанесла вообще всем струнным сокрушительный удар, и трудно сказать, как бы сложилась судьба нашей задорной трехструнки, если бы не тот самый молодой человек, которого мы оставили со своими чертежами у самого порога музыкальной мастерской.

Наши лучшие советские балалаечники-виртуозы пользуются всенародной любовью и всемирным признанием. Напомним хотя бы такие имена, как ныне покойный Н. Осипов - заслуженный артист РСФСР, Б. Феоктистов - заслуженный артист РСФСР, Л. Воинов - народный артист Мордовской АССР и заслуженный деятель искусств РСФСР, П. Нечепоренко - народный артист РСФСР и лауреат Государственной премии и другие.

Ведущий 2: Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин В. Е., Горбачев А. А., Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Е., Захаров Д. А., Безотосный И., Конов В. Н., Михаил Ф. Р. и другие.

Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Ансамбль преподавателей - Трояновский Б. "Уральская плясовая"