Речевая деятельность. Типы речи

Разделы: Русский язык


Цели урока: обобщить знания по речевой деятельности и типам речи; развить умение работать в команде, высказывать свое мнение, аргументировать ответ; способствовать воспитанию речевой культуры.

Задачи урока: овладеть стилистическими средствами выразительности речи.

Вид урока: урок – деловая игра.

Форма организации урока: групповая.

Межпредметные связи: литература, искусство (живопись).

Оборудование: карточки с заданиями, карандаши оценочные листы.

Ход урока

1. Подготовительный этап.

А) Постановка целей, мотивация. Б) Объяснение правил игры, распределение учащихся на группы, выдача раздаточного материала.

2. Слово учителя.

Ребята, вы слышали, как течет река?

(Ответы уч-ся)

Существует мысль о том, что речь человека издавна сближалась со звучащим течением реки. А с чем у вас ассоциируется речь? Подсказка: льется речь, плавная речь, булькающая речь.

Каждой группе дается название: “Водопад”, “Ручеек”, “Исток”.

Так что же такое речь?

Комментарий: деятельность говорящего или обращение к самому себе.

Учитель. Какой же должна быть ваша речь, чтобы привлечь к себе другого человека, чтобы он понимал вас, и чтобы ему было интересно с вами. Давайте посмотрим, насколько правильно вы разбираетесь в этом вопросе.

(Раздает листы с заданием)

Задание №1. Закончите предложения (каждая группа работает над своими предложениями).

Богатой считается речь человека, который обладает обширным…
Точной является речь, в которой мысли и чувства….
Чистой является речь, свободная от…
Уместной является речь….
Образность речи создается благодаря…
Логичной является речь, в которой ясно выражена…

Учащиеся зачитывают свои примеры. Комментарий учителя.

В русском языке различают три типа речи. Назовите их.

(Ответы уч-ся)

Повествование – текст, изображающий события, следующее одно за другим: сначала, потом, затем и наконец (что произошло?)…Описание – текст, изображающий какие-то предметы, признаки, действия. Описываются – портрет, пейзаж, интерьер. Рассуждение – текст, обосновывающий, поясняющий, выражающий свое отношение к происходящему.

Давайте разберем эти слова по составу, чтобы понять, откуда пошли названия этих типов речи.

(Представитель каждой группы выходит к доске и разбивает слова на значимые орфограммы).

Вопрос: А можно ли по началу текста сказать, о чем пойдет речь в тексте?

Задание 2. Определить по началу текста тип речи. Что помогло правильно ответить на вопрос?

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на свете, и нанесла их на далекие пространства земли и неба. (К.Паустовский).

“Глаза, – сказал кто-то, – зеркало души”. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которые вливаются в душу…(В.Короленко).

Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие…(Н.В.Гоголь).

(Ответы уч-ся).

Учитель. Как вы думаете, о чем можно более всего повествовать, чем восхищаться, рассуждать? Конечно же, о природе.

О природе можно говорить бесконечно. Художники создают прекрасные картины, композиторы чарующую музыку. Вспомните Чайковского, его “Времена года”. Звуки музыки доносят до нас и шум ветра, и звон капели, и трели соловья. Но все же главным является слово. Как же можно рассказать о красоте и нежности полей, лугов, бескрайности моря, шелеста листьев? Чтобы передать все многообразие природы, нужно владеть разными типами речи.

(Выдает листы, на которых запечатлен сельский пейзаж)

Задание 3. Представьте, что нужно сделать рекламу этой картине. Одна группа пишет описание, другая – повествование, третья – рассуждение. Всего должно быть по пять предложений в тексте. Наше рекламное агентство приступает к работе (ребятам выдаются листы бумаги, фломастеры. Еще одно условие: в каждом предложении пропустить по одной букве в одном из слов).

Листочки зачитываются. Передаются другим группам для нахождения ошибки.

3. Заключительный этап.

Подведение итогов. Каждая группа заполняет оценочные листы. Учитель подводит окончательный итог. Рефлексия. Вопрос учащимся: Что из того, над чем мы работали сегодня на уроке, было для вас самым трудным?

Оценочный лист “Исток” (по пятибалльной системе)
Ф.И.обучающегося Обучающийся оценивает себя сам Обучающего оценивает группа Итоговая оценка