Программа по истории. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по курсу истории для 9 класса построена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования базового уровня по истории (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089), на основе программы общеобразовательных учреждений история 5–11 классы МО РФ, авторских программ история России, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XX I в.А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стреловой, – М., “Просвещение”, 2008, материалов итоговой аттестации за курс основной школы, олимпиад, программ для поступающих в ВУЗы. Рабочая программа разработана в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории в 9 классе по учебному плану МБОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8”.

При разработке программы учтены особенности концентрической системы обучения.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа составлена на 102 часа по принципу интеграции двух курсов в один из расчета “История России: XX – начало XXI века” 44 часа + Всеобщая история “Новейшая история” 24 часа + 34 часа регионального компонента, выделенные в учебном плане школы на изучение истории.

Часы, отведенных для изучения исторических событий родного края включены непосредственно в календарно-тематический план (выделены курсивным шрифтом)

Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

  • усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
  • усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
  • формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
  • обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Материалы истории Сибири и родного края включаются в федеральные программы по истории с учетом хронологических и закономерных связей. Принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи – формирования системы знаний путем повторения основных понятий. Кроме того, выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Пользуясь авторскими программами, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных им, определяя последовательность изучения этого материала. Прохождение программного материала предполагается в логике учебников История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011, Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011, при этом содержание стандарта изучается в полном объеме.

Рабочая программа рассчитана для обучающихся 9 класса базового уровня. В базисном учебном плане МБОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8” объем учебного времени, отведенный для изучения истории, составляет по 3 часа в неделю, по 102 часа в течение учебного года (24 часа отводится на всеобщую историю, 44 часа на историю России и 34 часа на региональный компонент).

Условные обозначения:

ВИ – всеобщая история.

ИР – история России.

РК – региональный компонент.

Учебно-тематический план.

Таблица 1.

Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
Всего лекции практика
РАЗДЕЛ 1.

Россия и мир в 1900–1920 гг.

17

(13ч.+4ч.РК)

16 1  
1.1.2. Мир в начале XX века. 2 2    
1.3. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в 1 1    
1.4. Сибирская железная дорога и развитие экономики края. 1 1    
1.5. Рост городского населения. Новые города Сибири. 1 1    
1.6. Внешняя политика. Русско-японская война 1 1    
1.7.8. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа 2 2    
1.9. Столыпинские переселенцы в нашем крае. 1 1    
1.10. Новые явления в сибирской деревне 1 1    
1.11. Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. 1 1    
1.12. Серебряный век русской культуры 1 1    
1.13. Первая мировая война. 1914–1918гг. Версальско-Вашингтонская система. 1 1    
1.14. Россия в Первой мировой войне. 1 1    
1.15. Последствия войны: революции и распад империй. 1 1    
1.16. Страны Европы и США в 20-е гг. 1 1    
1.17. Контрольная работа по теме “Мир и Россия в 1900-20-х г.г.” 1   1 Контрольная работа

Приложение 1

Итого по разделу 1 17

(13ч.+4ч. РК)

16 1  
РАЗДЕЛ 2 .

Россия и мир в 20–30-е гг. XX века

25

(17ч.+8ч.РК)

23 2  
2.1. Работа над ошибками. Свержение монархии и кризис власти. 1 1    
2.2. Становление Советской власти. 1 1    
2.3. Установление Советской власти в городах Сибири. 1 1    
2.4.5. Гражданская война 2 2    
2.6. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. 1 1
2.7. Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. 1 1    
2.8. Первые большевики и партизаны гражданской войны в нашем крае. 1 1    
2.9. Новая экономическая политика 1 1    
2.10. Сибирь после гражданской войны. 1 1    
2.11. Образование СССР, его внешняя политика в 20-е гг.. 1 1    
2.12. Политическая система СССР в 20–30-е гг. 1 1    
2.13. Мировой экономический кризис 1929–1933 г.г. 1 1    
2.14. Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. 1 1    
2.15. Тест по теме: “Экономическая политика СССР В 20–30-е годы: коллективизация и индустриализация”. 1 1 Тест

Приложение 2

2.16. Работа над ошибками. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края. 1 1    
2.17. Роль Сибири в планах индустриализации СССР. 1 1    
2.18. Кузбасс в годы первых пятилеток. 1 1    
2.19. Духовная жизнь СССР в 20-30-гг.. 1 1    
2.20.Внешняя политика СССР в 30-е гг. 1 1    
2.21. Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. 1 1    
2.22. Восток и Латинская Америка в первой половине XX-го века. 1 1    
2.23. Международные отношения в 30-е годы. 1 1    
2.24. Вторая мировая война. 1939-1945гг. 1 1    
2.25. Контрольная работа по теме: “Россия и мир в 20–30-е гг. XX века” 1   1 Контрольная работа

Приложение 3

Итого по разделу 2 25

(17ч.+8ч.РК)

23 2  
РАЗДЕЛ 3. Великая Отечественная война. 1941–1945 16

(6ч. +10РК)

15 1  
3.1. Работа над ошибками. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны 1 1    
3.2. Предпосылки коренного перелома. 1 1    
3.3. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. 1 1    
3.4. Советский тыл в Великой Отечественной войне. 1 1    
3.5. Перестройка экономики на военный лад. 1 1    
3.6. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь 1 1    
3.7. Социальные условия жизни эвакуированных. 1 1    
3.8. Сибирские добровольческие дивизии. 1 1    
3.9. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. 1 1    
3.10. Коренной перелом в ходе войны. 1 1    
3.11. Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. 1 1    
3.12. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. 1 1    
3.13. Родной край в Великой Отечест-венной войне 1 1    
3.14. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. 1 1    
3.15. Кузбасс в годы войны. 1 1    
3.16. Контрольная работа по теме “Вели-кая Отечественная война. 1941–1945” 1   1 Контрольная работа

Приложение 4

Итого по разделу 3 16

(6ч. +10РК)

15 1  
РАЗДЕЛ 4 . СССР в 1945–1953 3

(2ч. +1РК)

3 0  
4.1. Работа над ошибками. Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие. 1 1    
4.2. Увеличение роли Сибири в экономике страны 1 1    
4.3. Идеология и культура в послевоенное время 1 1    
Итого по разделу 4 3

(2ч. +1РК)

3 0  
РАЗДЕЛ 5. Россия и мир во второй половине XX века. 29

(20ч. +9РК)

27 2  
5.1. Послевоенное мирное урегулирование. “Холодная война”. 1 1    
5.2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.. 1 1    
5.3. Внутренняя политика СССР в 1954–1964-х годах. Изменения политической системы. 1 1    
5.4. Экономика СССР в 1953–1964 г. “Оттепель” в духовной жизни. 1 1    
5.5. Сибирские гидростанции. 1 1    
5.6. Политика мирного сосуществования. 1 1    
5.7. Послевоенное экономическое развитие. 1 1    
5.8. Послевоенное политическое развитие. 1 1    
5.9. Тест по теме “Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х гг” 1   1 Тест

Приложение 5

5.10. Работа над ошибками. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия 1 1    
5.11. Общество “развитого социализма”. 1 1    
5.12. ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. 1 1    
5.13. Политика разрядки: надежды и результаты. 1 1    
5.14. Оборонные предприятия Кузбасса. 1 1    
5.15. Отставание производства товаров для народа. 1 1    
5.16. Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. 1 1    
5.17. Перестройка политической системы. (1985–1991). Политика “гласности”. 1 1    
5.18. Реформа экономики и ее итоги. 1 1    
5.19. Тенденции застоя в промышленном развитии. 1 1    
5.20. Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия. 1 1    
5.21. Изменения в социально-экономической жизни города (села). 1 1    
5.22. Диалектика нового мышления. 1 1    
5.23. США во второй половине XX в. 1 1    
5.24. Великобритания и Франция во второй половине XX в. 1 1    
5.25. Италия и Германия во второй половине XX в. 1 1    
5.26. Страны Восточной Европы во второй половине XX в. 1 1    
5.27. Латинская Америка и Африка во второй половине XX в. 1 1    
5.28. Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. 1 1    
5.29. Контрольная работа по теме “Россия и мир во второй половине XX в” 1   1 Контрольная работа

Приложение 6

Итого по разделу 5 29

(20ч. +9РК)

27 2  
РАЗДЕЛ 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века 12

(10ч. + 2ч. РК)

11 1  
6.1. Работа над ошибками. Российская экономика на пути к рынку. 1 1    
6.2. Наш край на пути к рыночной экономике. 1 1    
6.3. Политическая система и духовная жизнь современной России. 1 1    
6.4. Культура XX – начала XXI в.. 1 1    
6.5. Строительство обновленной Федерации 1 1    
6.6. Геополитическое положение и внешняя политика России. 1 1    
6.7. Россия в начале XXI в. 1 1    
6.8. Наш край в начале XXI в. 1 1    
6.9. Международные отношения. Глобализация. 1 1    
6.10. Обобщение по теме “Россия и мир в XX – начале XXІв.” 1 1    
6.11. Итоговая контрольная работа по курсу “Россия и мир в XX –начале XXІ в”. 1   1 Итоговая контрольная работа по курсу

Приложение 7

6.12. Работа над ошибками. Заключение. 1 1    
Итого по разделу 6 12

(10ч. + 2ч. РК)

11 1  
Итого по программе 102

(24ВИ+44ИР++34РК)

95 7  

Календарно-тематический план.

Таблица 2.

№ п/п Содержание: Общее кол-во часов по разделу: Колво часов

по теме:

дата

дата

Примечание.
Раздел 1.

Россия и мир в 1900-1920 гг.

17ч.

(13+4РК)

1/1/1. Мир в начале XX века. 1ч. § 1–2, с. 17, в. 11. с. 23, з. 1 (В.И.)
2/1/2. Мир в начале XX века. 1ч. § 3, составить 5 тест. вопр. (ВИ)
3/1/3. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в 1ч. § 1–3 с. 12, з.1, с. 18, в. 2–3 (И.Р.)
4/1/4. Сибирская железная дорога и развитие экономики края. 1ч. Индивид. сообщения по теме
5/1/5 Рост городского населения. Новые города Сибири. 1ч. Индивид. сообщения по теме
6/1/6 Внешняя политика. Русско-япон-ская война 1ч. § 4 с. 34, з. 2 таблица (И.Р.)
7/1/7 Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа 1ч. § 5, с. 45, з. 2 (И.Р.)
8/1/8 Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа. 1ч. § 6, с. 51, в. 3-4 (И.Р.)
9/1/9 Столыпинские переселенцы в нашем крае. 1ч. Индивид. сообщения по теме
10/1/10 Новые явления в сибирской деревне. 1ч. Индивид. сообщения по теме
11/1/11 Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. 1ч. § 7, с. 56, в. 3-4

(И.Р.)

12/1/12 Серебряный век русской культуры 1ч. § 8, заполнить табл. (И.Р.)
13/1/13 Первая мировая война. 1914-1918гг. Версальско-Вашингтонская система. 1ч. § 4–5, с.53, з 13-14 (ВИ)
14/1/14 Россия в Первой мировой войне. 1ч. § 1–9 подгот. контр. раб. (ИР)
15/1/15 Последствия войны: революции и распад империй. 1ч. § 6-7, с. 65. вопр. и зад. к таб. (ВИ)
16/1/16 Страны Европы и США в 20-е гг. 1ч. § 1–7, подгот. контр. раб. (ВИ)
17/1/17 Контрольная работа по теме “Мир и Россия в 1900-20-х г.г.” 1ч. Контрольная

работа

Раздел 2 .

Россия и мир в 20-30-е гг. XX века

25 (17+8РК)
18/2/1. Работа над ошибками. Свержение монархии и кризис власти. 1ч. § 10–12, с. 81, в. 5

(И.Р.)

19/2/2. Становление Советской власти. 1ч. §13, с. 95, в. 5–6

(И.Р.)

20/2/3. Установление Советской власти в городах Сибири. 1ч. Индивид. сообщения по теме
21/2/4. Гражданская война 1ч. §14–15, с.111,в. 2–3, с.121, в.4 (ИР)
22/2/5. Гражданская война 1ч. §16, с. 127, в. 5

(И.Р.)

23/2/6. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. 1ч. Индивид. сообщения по теме
24/2/7. Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. 1ч. Индивид. сообщения по теме
25/2/8. Первые большевики и партизаны гражданской войны в нашем крае. 1ч. Индивид. сообщения по теме
26/2/9. Новая экономическая политика 1ч. §18, с. 142, в. 4

(И.Р.)

27/2/10 Сибирь после гражданской войны. 1ч. Индивид. сообщения по теме
28/2/11 Образование СССР, его внешняя политика в 20-е гг.. 1ч. §19–20, с. 155. з.2 (И.Р.)
29/2/12 Политическая система СССР в 20–30-е гг. 1ч. § 21, 25 (И.Р.)
30/2/13 Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. 1ч. § 7, (В.И.)
31/2/14 Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. 1ч. §8–9 (В.И.) §10–25 (И.Р.) подгот. к тесту
32/2/15 Тест по теме: “Экономическая политика СССР В 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация”. 1ч. Тест

§23–24, с. 182, в. 4–6 (И.Р.)

33/2/16 Работа над ошибками. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края. 1ч. Индивид. сообщения по теме
34/2/17 Роль Сибири в планах индустриализации СССР. 1ч. Индивид. сообщения по теме
35/2/18 Кузбасс в годы первых пятилеток. 1ч. Индивид. сообщения по теме
36/2/19 Духовная жизнь СССР в 20-30-гг.. 1ч. § 22, 26 (И.Р.)
37/2/20 Внешняя политика СССР в 30-е гг. 1ч. § 27, с. 204, в. 4–5 (И.Р.)
38/2/21 Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. 1ч. §10–11, с. 91,з. 7–8 (В.И.)
39/2/22 Восток и Латинская Америка в первой половине XX-го века. 1ч. §12–13, с. 93, сост. табл. (В.И.)
40/2/23 Международные отношения в 30-е годы. 1ч. §15, с. 108. з.9, с. 113. з. 5 (В.И)
41/2/24 Вторая мировая война. 1939–1945гг. 1ч. § 7-16, (В.И)

§10–27 (ИР) подгот. к контр. раб.

42/2/25 Контрольная работа по теме: “Россия и мир в 20–30-е гг. XX века” 1ч. Контрольная работа
Раздел 3. Великая Отечественная война. 1941–1945 16

(6 +10РК)

43/3/1 Работа над ошибками. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны 1ч. §28–29, с. 218, в. 3–5 (ИР)
44/3/2 Предпосылки коренного перелома.. 1ч. §30, с. 225, з.2

(ИР)

45/3/3 Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. 1ч. Индивид. сообщения по теме
46/3/4 Советский тыл в Великой Отечественной войне. 1ч. §31, с. 231, в. 3–5

(ИР)

47/3/5 Перестройка экономики на военный лад. 1ч. Индивид. сообщения по теме
48/3/6 Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь. 1ч. Индивид. сообщения по теме
49/3/7 Социальные условия жизни эвакуированных. 1ч. Индивид. сообщения по теме
50/3/8 Сибирские добровольческие дивизии. 1ч. Индивид. сообщения по теме
51/3/9 Промышленность и сельское хозяйство нашего края -фронту. 1ч. Индивид. сообщения по теме
52/3/10 Коренной перелом в ходе войны. 1ч. §32–33, с. 237, в. 4–5 (ИР)
53/3/11 Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. 1ч. Индивид. сообщения по теме
54/3/12 СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. 1ч. §34, с.242.в.3 (ИР)
55/3/13 Родной край в Великой Отечественной войне. 1ч. Индивид. сообщения по теме
56/3/14 Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. 1ч. Индивид. сооб-ения по теме
57/3/15 Кузбасс в годы войны. 1ч. §28–34 (ИР) под-гот к контр. раб
58/3/16 Контрольная работа по теме “Великая Отечественная война. 1941-1945” 1ч. Контрольная работа
Раздел 4 . СССР в 1945-1953 3

(2+1РК)

59/4/1. Работа над ошибками. Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие. 1ч. §35-36, с. 259. в.4

(ИР)

60/4/2. Увеличение роли Сибири в экономике страны 1ч. Индивид. сообщения по теме
61/4/3. Идеология и культура в послевоенное время 1ч. §37, заполнить табл. (ИР)
РАЗДЕЛ 5. Россия и мир во второй половине XX века. 29

(20+9РК)

62/5/1 Послевоенное мирное урегулирование. “Холодная война”. 1ч. §17, с. 127, в. 1–3

(ВИ)

63/5/2 Внешняя политика СССР в послевоенные годы.. 1ч. §38,с. 274, в. 2–3. (ИР)
64/5/3 Внутренняя политика СССР в 1954–1964-х годах. Изменения политической системы. 1ч. §39, с. 281, зад.

(ИР)

65/5/4 Экономика СССР в 1953–1964 г. “Оттепель” в духовной жизни. 1ч. §40–41, с.291, з.2

(ИР)

66/5/5 Сибирские гидростанции. 1ч. Индивид. сообщения по теме
67/5/6 Политика мирного сосуществования. 1ч. §42,с.300,з.2(ИР)
68/5/7 Послевоенное экономическое развитие. 1ч. §18-19, с135, в.3

(ВИ)

69/5/8 Послевоенное политическое развитие. 1ч. §17–21 (ВИ)

§38–42 (ИР), подгот. к тесту

70/5/9 Тест по теме “Внутренняя политика СССР в 1960 –начале 80-х гг” 1ч. §43 Тест
71/5/10 Работа над ошибками. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия 1ч. Индивид. сообщения по теме
72/5/11 Общество “развитого социализма”. 1ч. §44, с. 307, з. 1–2 (ИР)
73/5/12 ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. 1ч. Индивид. сообщения по теме
74/5/13 Политика разрядки: надежды и результаты. 1ч. §46, с. 312, в. 1–3

(ИР)

75/5/14 Оборонные предприятия Кузбасса. 1ч. Индивид. сообщения по теме
76/5/15 Отставание производства товаров для народа. 1ч. Индивид. сообщения по теме
77/5/16 Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. 1ч. Индивид. сообщения по теме
78/5/17 Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика “гласности”. 1ч. §47,49, с. 335, в. 2–4 (ИР)
79/5/18 Реформа экономики и ее итоги. 1ч. § 48, с.330,з.1 (ИР)
80/5/19 Тенденции застоя в промышленном развитии. 1ч. Индивид. сообщения по теме
81/5/20 Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия. 1ч. Индивид. сообщения по теме
82/5/21 Изменения в социально-экономической жизни города(села). 1ч. Индивид. сообщения по теме
83/5/22 Диалектика нового мышления. 1ч. § 50, с. 346, з.1–2 (ИР)
84/5/23 США во второй половине XX в. 1ч. §22, с. 167, в.2–4 (ВИ)
85/5/24 Великобритания и Франция во второй половине XX в. 1ч. §23–24, с. 173-174 табл. (ВИ)
86/5/25 Италия и Германия во второй половине XX в. 1ч. §25–26, с.182, в. 3–4 (ВИ)
87/5/26 Страны Восточной Европы во второй половине XX в. 1ч. §27, 194, з. 5–7 (ВИ)
88/5/27 Латинская Америка и Африка во второй половине XX в. 1ч. §28, с. 203. в. 5-8 (ВИ)
89/5/28 Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. 1ч. §17–29, (ВИ)

§38–50, (ИР)

90/5/29 Контрольная работа по теме “Россия и мир во второй половине XX в” 1ч. Контрольная работа
РАЗДЕЛ 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века 12

(10 + 2РК)

91/6/1 Работа над ошибками. Российская экономика на пути к рынку. 1ч. §51, с. 346, з.1-2.

(ИР)повт.раздел1

92/6/2 Наш край на пути к рыночной экономике. 1ч. Индивид. сообщения по теме
93/6/3 Политическая система и духовная жизнь современной России. 1ч. §52–53, с.353,з. 1

(ИР)повт.раздел2

94/6/4 Культура XX – начала XXI в.. 1ч. §31, с.203. в. 5-8

(ВИ)повт.раздел1

95/6/5 Строительство обновленной Федерации 1ч. §54,повт.раздел3

(ИР)

96/6/6 Геополитическое положение и внешняя политика России. 1ч. §55,повт.раздел4

(ИР)

97/6/7 Россия в начале XXI в. 1ч. §56, с. 381, в. 2-4

повт. раздел 5 (ИР)

98/6/8 Наш край в начале XXI в. 1ч. Индивид. сообщения по теме
99/6/9 Международные отношения. Глобализация. 1ч. §30, 32

(ВИ)повт.раздел2

100/6/10 Обобщение по теме “Россия и мир в XX –начале XXІв.” 1ч. Повторить события, даты, имена за курс истории XX – нач. XXI века
101/6/11 Итоговая контрольная работа по курсу “Россия и мир в XX –начале XXІ в”. 1ч. Итоговая контрольная работа
102/6/12 Работа над ошибками. Заключение. 1ч.

Содержание рабочей программы.

Раздел 1. Россия и мир в 1900–1920 гг.

(17ч = 7ч(ИР)+6ч(ВИ)+ 4ч(РК) )

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации “сверху”. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. “Полицейский социализм”. Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество.

Революция 1905–1907 гг.: причины и характер. “Кровавое воскресенье”. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914–1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Российская культура на рубеже XIX–XX вв.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

“Серебряный век” русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.

Европа и мир в годы Первой мировой войны.

Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914–1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.

Сибирь и наш край в начале ХХ века

Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города.

Столыпинские переселения в Сибирь: организация переселений, размещение и помощь переселенцам, трудности устройства. Столыпинские переселенцы в нашем крае (по воспоминаниям родственников). Новые явления в сибирской деревне.

Раздел 2. Россия и мир в 20–30-е гг. XX века

(25ч= 11ч(ИР)+6ч(ВИ)+8ч(РК)

Россия в годы революции и гражданской войны

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. “Военный коммунизм”. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. “Белый” и “красный” террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.

Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Мир в 1920–1930-е гг.

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

“Стабилизация” 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. “Новый курс” в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920–1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.

Революция и гражданская война в Сибири.

Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Установление Советской власти в городах Сибири. Антибольшевистские силы в Сибири.

Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. Военный переворот в Омске в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае.

Сибирь после гражданской войны. Сибревком – чрезвычайный орган управления в Сибири. Ревкомы. Особенности выборов в Советы в 1920 г.

Сибирь и наш край в 30-е годы.

Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм, стахановское движение.

Кузбасс в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.

Жестокие формы коллективизации в Сибири, свидетельства о превышении полномочий представителей власти по отношению к крестьянству. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края.

Раздел 3. Великая Отечественная война. 1941–1945

(16ч= 6ч(ИР)+10ч(РК)

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана “молниеносной” войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Вторая мировая война

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и “странная война”. Поражение Франции. “Битва за Англию”. Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. “Новый порядок” на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

Сибирь и наш край в годы Великой Отечественной войны.

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. Рабочие кадры.

Кузбасс в годы войны. Социальные условия жизни эвакуированных. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.

Раздел 4. СССР в 1945-1953

(3ч= 2ч(ИР)+1ч(РК)

Советский Союз в послевоенный период. 1945–1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование “социалистического лагеря”. Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

Увеличение роли Сибири в экономике страны.

Раздел 5. Россия и мир во второй половине XX века.

(29ч= 10ч(ИР)+10ч(ВИ)+9ч(РК)

СССР в 1953–1964 гг.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. “Оттепель”. XX съезд КПСС. Разоблачение “культа личности” И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и “курс на построение коммунизма в СССР”. Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода “оттепели”. Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

СССР в 1965 г. – начале 1980-х гг.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. “Застой” в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. “Теневая экономика” и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция “развитого социализма”. Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Советское руководство и “пражская весна” 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

Советское общество в 1985–1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на “ускорение”. Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

“Новое политическое мышление” и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение “холодной войны”.

Мировое развитие во второй половине ХХ в.

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

“План Маршалла” и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. “Общество потребления”.

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. “Новые левые”. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Сибирские гидростанции. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия. ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Кузбасса. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.

Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери. Социальный состав жителей нашего города и села в 50–80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.

Раздел 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века

(12ч= 8ч(ИР)+2ч(ВИ)+2ч(РК)

Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ–XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Мир на рубеже ХХ–XXI вв.

Завершение холодной войны и эпохи “двухполюсного мира”. Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

Культурное наследие ХХ в.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

Наш край на пути к рыночной экономике.

Итоговый урок.

Список литературы.

Для обучающихся:

  1. Алексашкина Л.Н. Мир в XX веке: Дополнительные материалы и практикум к учебникам новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений: 9-11 классы. – М.: Дрофа,1997.
  2.  Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
  4. Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
  5. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
  6. Головатенко А.История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994.
  7. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
  9. Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр,. 2012.
  10. История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  11. История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
  12. История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
  13. Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991.
  14. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
  15. Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века :9-11 классы. – 2-е изд.-М,:Айрис-пресс, 2004.
  16. Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
  17. Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
  18. Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
  19. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобра-зовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
  20. Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. – М.: Айрис–пресс, 2005.
  21. Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .-6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2002.
  22. Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
  23. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2001.
  24. Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 25. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.

Для учителя:

  1. Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
  2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр.-М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
  3. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
  4. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
  5. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособие для учителей. – М., 1999.
  6. Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
  7. Всеобщая история Новое время. Виртуальные уроки. "Кордис и Медиа", 2004
  8. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Головатенко А.История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994
  10. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  11. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь по истории России XX – начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007.
  12. Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
  13. Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А. Залеский. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “издательство Астрель”: ОАО “ВЗОИ”, 2004
  14. Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ– М.: Интеллект-Центр,. 2012.
  15. История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
  16. История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  17. История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
  18. Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991
  19. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
  20. Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века: 9–11 классы. – 2-е изд. – М,:Айрис-пресс, 2004.
  21. Короткова, М. В. Наглядность на уроке истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  22. Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  23. Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
  24. Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
  25. Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002–2010
  26. Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.
  27. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991.
  28. Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
  29. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
  30. Студеникин, М Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  31. Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8–11 классы. – М.: Айрис –пресс, 2005.
  32. Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .– 6-еизд.,стереотип. –М.:Дрофа, 2002.
  33. Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
  34. Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 35. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.