Мотивация и методы ее стимулирования

Разделы: Математика


Мотивация - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В основе мотивации лежит потребность.

Настоящая ситуация такова, что увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащегося к изучаемому предмету и его активность на протяжении всего урока. Поэтому проблема мотивации приобретает все большее значение. Она является сложнейшей, так как в качестве побудителей и стимуляторов выступает многообразие внешних и внутренних факторов: качество преподавания, эрудиция педагога, природные способности и склонности обучаемого, его ценностные ориентиры и многое другое. Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс обучения, сделать познаваемое личностно значимым.

I. Какие же методы, формы, приемы помогают активизации обучаемых:

АМО (активные методы обучения или активные педагогические технологии).

АМО (активные методы обучения, побуждающие мыслительную активность, проявление творческих идей учащихся):

  • Модульный метод;
  • Проблемно-ситуационные методы;
  • Метод случаев;
  • Метод анализа конкретных ситуаций;
  • Метод “мозговой атаки”;
  • Метод активного диалога;

Игровые методы обучения:

  • бригадно-ролевой
  • индивидуально-коллективный метод
  • организационно-деятельностная игра;
  • метод круглого стола;
  • пресс-конфеенция.

II. Приемы урока, стимулирующие активность учащихся на уроке.

1. Вопросы и ответы:

Чего же мы ждем обычно от учащихся на уроке, - ответа! А если пойти от обратного и ждать вопрос. На занятиях у учащихся возникает множество вопросов. Эти вопросы играют немаловажную роль. Ведь в самом деле, ответ на вопрос можно вызубрить, угадать наконец, а вот “хороший” вопрос не всякий может задать. Пример из опыта работы: учащийся 8-го класса на уроке геометрии при изучении темы

“Средняя линия треугольника” задал вопрос: “Всегда ли треугольник, образованный тремя средними линиями треугольника будет подобен исходному?”. Этот пример дает наглядное представление мотивации через ранее изученный материал за счет заданного вопроса.

2. Воздействия на чувства обучаемых с помощью:

  • создания ситуации занимательности (дид/игры),
  • включение элементов состязательности (брейн-ринги, КВН ...)

3. Преднамеренное введение ошибки:

В ходе занятия можно преднамеренно допустить ошибку в математических выкладках, логических рассуждениях и так далее и привлечь для ее нахождения обучаемых. Это приводит к повышенной активности учащихся, к появлению возможности отличиться.

4. Мнимое недоверие:

Прием применяется с целью задеть самолюбие учащихся, стимулировать их учебно-познавательную деятельность. Если, к примеру, им объявить: “Это задание не очень сложное, но у вас может не хватить терпения и настойчивости для того, чтобы выполнить его до конца” - всегда найдутся те, кто попытается это сделать. При этом задание должно быть не очень сложным, посильным для большинства учащихся, что вселит в них уверенность в успешном овладении знаниями, повысит их интерес к учебе. Но очень важно, чтобы учащиеся не догадались об истинной цели педагога, поэтому прием не должен часто применяться, и лучше это делать в индивидуальной работе.

5. Мнимый запрет:

Прием внешне напоминает предыдущий и применяется для стимулирования более глубокого усвоения знаний. Например, учащимся объявляют, что данный вопрос более глубоко освещен в

какой-то книге (учебнике), которой нет в перечне основной и дополнительной литературы, так как она выходит за пределы программы. В результате найдется ряд учеников, которые из самолюбия обратятся к указанному источнику с целью не только углубить и расширить свои знания, но и при случае блеснуть ими в присутствии всего класса или на зачете.

6. Личное воздействие преподавателя:

Помимо разнообразных форм, методов, приемов и средств обучения, направленных непосредственно на активизацию и стимулирование деятельности обучаемых, немаловажное значение имеет личное воздействие на учащихся преподавателя. Выражение лица, с которым учитель заходит в класс тоже отражается на успехе урока. Важным является воспитательный аспект рассматриваемого фактора, так как обучаемые усваивают, часто даже непроизвольно,

многие качества учителя.

7. Мотивация через контроль усвоения и оценивание знаний:

Это интересный, оригинальный и эффективный прием, хотя он требует дополнительного времени от преподавателя. Заключается он в следующем: по мере изучения тем учащиеся делают следующие пометки:

  • если материал усвоен хорошо, они ставят цифру “3”,
  • если материал не совсем понятен, цифру “2”,
  • если материал не усвоен, цифру “1”

Полученная информация, позволяет судить о добросовестности и активности того или иного ученика, во-вторых осуществляется достаточно глубокая, хотя и не совсем оперативная “обратная связь”.

8. “За - против - воздержался”:

Очень часто при текущем контроле по ходу занятия, при решении проблемных ситуаций у учащихся возникают противоположные мнения или решения по тому или иному вопросу. Можно

сформулировать одно из мнений и провести голосование. Результаты могут служить не только одним из способов обратной связи, но повышают активность учащихся, так как метод требует

участия всех обучаемых, каждый из которых старается правильно ответить на вопрос, пусть даже угадать ответ.

9. “Подумай и реши”.

Этот прием относится к разряду долговременных. Перед началом изучения новой темы или раздела обучаемым выдается перечень вопросов и заданий, для решения которых требуется помимо знаний учебного материала интуиция, творческое, нестандартное мышление. Обучаемым объявляется, что к тем кто первым правильно выполнит задание, будут применены меры морального стимулирования, например освобождение от зачета.

10. Самооценка и взаимооценка знаний:

Перед началом изучения определенной темы учитель предупреждает учащихся, что накануне зачета, контрольной работы они должны оценить свои знания, и эти оценки будут сопоставляться с оценками, полученными в результате контрольной работы или зачета. Активизация деятельности учащегося заключается в старании более качественно подготовиться, в развитии чувства самокритичности и объективности в оценке своих знаний, так как завышение или занижение самооценки может негативно восприняться учителем. Возможно использование и взаимооценки знаний обучаемых, то есть когда знания каждого учащегося предлагается оценить одному- двум обучаемым по рекомендации учителя.

11. Рейтинг - контроль:

Новая экспериментальная форма проведения экзаменов в 9-х и 11-х классах, новая форма оценки – балл + рейтинг. тот довольно эффективный прием стимулирования учебной деятельности заключается в следующем: С началом изучения определенной темы учитель объявляет учащимся, что их высокая активность и результативность в ходе урока будет поощряться путем начисления определенного количества баллов за ответ, за активность на уроке, за нахождение допущенной ошибки, за нестандартное или оригинальное решение, за выполнение задания первым, за ответ с места, за интересный вопрос. Обучаемые, набравшие за определенный период установленное преподавателем количество баллов, могут в зависимости от их количества освобождаться от зачета, выполнения домашнего задания и т.д. Очень важно при этом четко продумать шкалу баллов, довести ее до учащихся, а также по возможности вывесить балловую таблицу на обозрение. Всеобщее обозрение, наглядность, сравнимость оценок всех обучаемых влияют на чувство здорового самолюбия повышенную мотивацию и стремление к активности, особенно в том случае, если обучаемые знают, что данные из ведомости будут учитываться при итоговом контроле знаний.