Родительское собрание по теме "Координация усилий семьи и школы в формировании профессионального будущего выпускника". 11-й класс

Разделы: Работа с родителями

Класс: 11


Цели:

  • Согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем выпускников школы;
  • Формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих способностей, возможностей;
  • Развитие у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.;
  • Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • Формирование навыков коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы;
  • Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Эпиграф:

«…Мы знаем, что мы есть, но мы не знаем, кем можем быть…»
(Вильям Шекспир, «Гамлет», акт 4, сцена 5)

Оборудование:

  • Бланки с текстами для детей и родителей;
  • Итоговый бланк на каждого ученика;
  • Памятка для поступления в ВУЗ;
  • Перечень черт характера, необходимых для достижения успеха;
  • 10 наиболее важных черт личности;
  • Приложения:
  • Анкета «Мой последний год в школе»;
  • Анкета «О профессиональном самоопределении»;
  • Отрывок из письма – размышления выпускницы школы, сверстницы ребят.

План родительского собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. 2.Чтение письма выпускницы школы, сверстницы ребят.
  3. 3.Разминка.
  4. Степень готовности.
  5. Составление памятки для поступления в ВУЗ.
  6. Подведение итогов встречи выпускников и их родителей.

Ход собрания

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители и наши будущие выпускники. Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с письма, написанного сверстницей наших ребят.

(Зачитывается отрывок из письма).

Я зачитала вам отрывок из письма – размышления вашей сверстницы. Вопросы, которые волнуют её, конечно, не оставляют и вас. Что будет дальше? Куда пойти учиться? Как устроить будущую жизнь? И хотя впереди ещё есть время для учебы, но времени для подготовки к сдаче ЕГЭ остается все меньше и меньше. Анализ анкет «Мой последний год в школе» и «О профессиональном самоопределении» (Смотри анкеты) показал, что есть ещё учащиеся, которые не совсем определились, какую специальность они хотели бы выбрать.

Выпускники стоят перед серьезным выбором. Нам, взрослым – учителям – родителям, надо помочь молодым найти свой путь. Надеюсь, что эта встреча будет для всех нас небесполезной.

Разминка.

Дети и родители садятся в общий круг таким образом, чтобы в одной половине круга были родители, а в другой – дети. Каждый участник получает визитную карточку, на которой написано его имя.

В качестве разминки классный руководитель просит взрослых продолжить фразу: «Когда я думаю о поступлении моего ребенка в ВУЗ…». Дети продолжают фразу «Когда я думаю о поступлении в ВУЗ…».

(Данная процедура помогает участникам встречи почувствовать общность переживаний).

Степень готовности.

Следующее упражнение носит диагностический характер. Оно выполняется детьми и родителями отдельно друг от друга. Каждый участник получает бланк с текстом.

Текст для детей.

Я поступаю в ВУЗ (написать название)__________________________________

Я выбираю профессию (написать, какую)_______________________________

Степень моей готовности к поступлению в ВУЗ (минимальная – я абсолютно не представляю, что нужно сделать для поступления в ВУЗ; максимальная – я уже сделал все необходимое и уверен, что поступлю)____________________

Текст для родителей.

Мой ребенок поступает в ВУЗ (написать, какой)__________________________

Мой ребенок выбирает профессию (написать, какую)_____________________

Степень готовности ребенка к поступлению в ВУЗ (минимальная –я абсолютно не представляю, что нужно сделать для того, чтобы мой ребенок поступил в ВУЗ; максимальная – я уже сделал все необходимое и уверен, что мой ребенок поступит в ВУЗ)_________________________________________

Заполнив бланк, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Классный руководитель просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования. Задача классного руководителя – так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между родителями и детьми.

Первые шаги.

Для продолжения работы участники вновь объединяются в общий круг, при этом местоположение в нем уже не играет существенной роли. Классный руководитель составляет общий перечень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4-5, наиболее популярных профессий в данном коллективе. Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий.

Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная ранее из общего списка. Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность.

Вспомогательные вопросы для составления памятки:

  1. Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию?
  2. Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?
  3. Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии?
  4. В каких ВУЗах готовят таких специалистов?
  5. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот ВУЗ?

Распределение ответственности

Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в ВУЗ. Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность. Так составляется примерно такая памятка.

Памятка для поступления в ВУЗ.

  1. Выбрать профессию.
  2. Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку для того, чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с возможностями старшеклассника.
  3. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
  4. Выяснить, в каких ВУЗах можно получить эту специальность.
  5. Выяснить, каковы условия поступления в эти ВУЗы.
  6. Начать заниматься на соответствующих курсах (в том числе дистанционных), либо с репетитором, регулярно посещать выбранные спецкурсы по выбору.
  7. Выбрать конкретный ВУЗ для поступления.
  8. Собрать информацию об особенностях обучения в данном ВУЗе.
  9. Успешно сдать ЕГЭ по всем предметам и набрать как можно более высокие баллы по выбранным профилям.

После того как памятка будет готова полностью, классный руководитель просит участников разбиться на две группы: дети и родители.

Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети.

Через 5-10 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребёнок или взрослый).

Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов – это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово «дети».

Завершающий этап

Участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи. Классный руководитель просит семьи заполнить итоговый бланк, а затем поделиться своими впечатлениями об игре с другими участниками.

Итоговый бланк

1. Я выбираю профессию (написать, какую)_________________________________________

2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии(ненужное зачеркнуть).

3. Я поступаю в ВУЗ (написать, какой)______________________________________________

4. Эту профессию я могу получить в таких ВУЗах, как_________________________________

5. Для того, чтобы поступить в выбранный мною ВУЗ, мне нужно предпринять следующие шаги:

а)
б)
в)
г)
д)

Классный руководитель. Уважаемые родители, дорогие ребята, уверена, что разговор на тему профориентации будет продолжен и у вас дома, и неоднократно. В школе для вас будут организованы встречи, тренинги, вы сможете прийти на профориентацию к школьному психологу, библиотекарь поможет подобрать вам специальную литературу. Успехов вам в этом трудном деле!

Помните: правильно выбранный путь в школе – залог успеха в будущем! А успешный человек всегда счастлив!

Навстречу собственной судьбе.

  • Что же такое счастье? Одни говорят – это страсти,
    Карты, вино, увлеченья – все острые ощущенья.
  • Другие верят, что счастье в окладе большом и власти.
    В глазах секретарш пленённых и трепете подчиненных.
  • Третьи считают, что счастье – это большое участие:
    Забота, тепло, внимание, и общность переживаний.
  • По мнению четвертых, это – с милой сидеть до рассвета,
    Однажды в любви признаться и больше не расставаться.
  • Есть и такое мнение, что счастье – это горение, поиск
    Мечта, работа и дерзкие крылья взлёта.
  • А счастье, по – моему, просто бывает разного роста:
  • От кочки и до Казбека – зависит от человека!

 (Эдуард Асадов)

И на прощание позвольте рассказать вам притчу «Лавка возможностей»:

Однажды человеку приснился сон, будто он идёт по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на то, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой – нибудь фрукт, он тут же исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивлённый, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт»,- сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Уважаемые родители! Желаю, чтобы ваши семена дали прекрасный урожай!

Используемая литература, источники информации:

  1. Журнал «Школьный психолог», №4, 2003г.
  2. Журнал «Классный руководитель», №3,2001г.
  3. Журнал «Классный руководитель», №7, 2008г.
    4. В.А. Сонин «Психологический практикум», Москва, издательство «Флинта», 2001г.
  4. Т.В. Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов», часть первая «Технология АМО», Петрозаводск, Verso, 2012г.
  5. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро». Образовательный портал «Мой университет»: http://www.moi-universitet.ru/