Коррекционно-развивающее занятие "Мнемические загадки бабы Яги"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛИ:

Обучающие:

  • Обучить мнемическому приему попарного запоминания и применению ассоциаций при запоминании.
  • Обучить навыкам самооценивания внутреннего эмоционального состояния и продуктивности собственной деятельности.

Развивающие:

  • Развить мнемические процессы детей.
  • Развить начальные умения применять некоторые мнемические приемы при запоминании.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность, целеполагание, усидчивость, волевые навыки, умение доводить начатое до конца.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);

б) наглядные (использование раздаточного материала с иллюстрациями, мультимедийной презентации, доски);

в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера с опорой на развитие мнемических процессов);

г) диагностические (рефлексия успешности выполнения заданий, самооценка, анализ успешности применения новых знаний, рефлексивная самооценка настроения).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное комплекс с интерактивной доской (с функцией рисования поверх изображения), презентация (приложение 1), раздаточный материал для игр “Запомни пары картинок” и “На что похоже” (приложение 2), стулья, столики (расставленные полукругом) и простые карандаши по числу детей, наборы “рожиц” с пиктограммами настроения (3 варианта – грустное, спокойное и веселое), клубок.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я сегодня готовилась к нашему занятию, как вдруг почтальон принес мне письмо, да не простое, а электронное. Давайте посмотрим, от кого оно?

Электронное письмо от бабы Яги.

(1 слайд с надписью “Электронное письмо от бабы Яги”). Представляете, его написала баба Яга! Давайте узнаем, что же она хочет? (2 слайд с изображением бабы Яги и ее требований: “Я заколдовала весь сказочный лес и всех его обитателей. Спорим, что вы его не расколдуете?”).

Интересно, а как же можно расколдовать сказочный лес?

(3 слайд со словами бабы Яги: “А чтобы расколдовать лес, вам нужно разгадать все мои загадки, преодолеть все мои препятствия!”).

Ребята, попробуем разгадать загадки бабы Яги?

Разминка “Цапли-зайчики-лошадки”.

(4 слайд - пробираемся через заколдованный лес). А вот и первое задание! Нужно пробраться в этот самый сказочный лес. А сделать это не просто: по команде бабы Яги нужно двигаться, как животное, о котором она говорит. Так, если будет команда “Зайчики”, то мы будем вот так прыгать (показывает). Если услышите команду “Лошадки”, начинайте цокать копытцем (показывает). А если услышите команду “Цапли”, то нужно остановиться и замереть на месте, поджав ногу (показывает). Чтобы не ошибиться на трудном пути, давайте потренируемся (тренируют навык, затем выполняют задание под команды, появляющиеся на слайде и дублируемые ведущим).

А теперь первое серьезное задание (обращается к 5 слайду).

Игра “Цепочка слов”.

Баба Яга предлагает нам задание “Цепочка слов”. Нужно запомнить слова из цепочки, а затем догадаться, какое слово в цепочке пропустили. Давайте попробуем (сначала повторение цепочек, затем поиск пропусков).

  • 1 цепочка (на слух): лес – ежик – дерево. Лес – ежик. Лес – дерево. Ежик – дерево.
  • 2 цепочка (на слух): поляна – трава – цветы. Поляна – цветы. Поляна – трава.
  • 3 цепочка (визуальная, на слайде): медведь – заяц – гриб – бревно. Медведь – заяц – гриб. Медведь – заяц – бревно.

Молодцы, справились с заданием!

Попарное запоминание со смыслом.

(6 слайд с бабой Ягой: “А теперь задание посложнее! Нужно будет запомнить слова по парам!”). Ребята, давайте я вам помогу. Чтобы запомнить слова по парам, нужно догадаться, что же между ними общего. Давайте попробуем сделать это. (Заслушивают пары слов, находят общее, потом по первому слову воспроизводят его пару; далее делают это в разнобой: то по первому слову, то по второму).

Лес – ягода, дом – окно, телевизор – кино, слон - зоопарк, труба – крыша.

Ребята, вот вы и выполнили еще одно сложное задание бабы Яги! Но любому герою сказочного путешествия, и тем более нам с вами, обязательно требуется отдых, чтобы с новыми силами устремиться на встречу новым приключениям.

Физминутка “Огонь – воздух – земля - вода”.

(7 слайд козни бабы Яги – пробираемся через полосу препятствий). Итак, сейчас мы с вами будем пробираться через полосу препятствий. По сигналу “Огонь!” мы начинам вращать руками (показывает). По сигналу “Воздух!” поднимаем руки вверх (показывает). По сигналу “Земля!” опускаем руки вниз (показывает). И, наконец, услышав сигнал “Вода!”, начинаем плавно перебирать руками (показывает). (Тренируются, затем выполняют).

Игра “Запомни пары картинок”.

Ну вот, отдохнули, теперь посмотрим, что же нам еще приготовила баба Яга. (8 слайд с бабой Ягой: “Подумаешь, слова по парам запомнили! А вы попробуйте запомнить картинки по парам!”).

Ребята, вспомните, как мы запоминали слова по парам. Чтобы запомнить картинки по парам, нужно также догадаться, что между ними общего. Давайте сделаем это. (На одном слайде (9) с помощью ведущего запоминают пары предметов, выполняют задание на листочках, затем на другом слайде (10) проверяют правильность выполнения задания, можно нарисовать пары прямо поверх 10 слайда - проверка).

Задание “На что похоже?” (воспроизведение схем к рисункам по парам).

И, наконец, последняя загадка бабы Яги. Что же она еще нам приготовила?

(На 11 слайде изображены рисунки и схемы к ним).

Ребята, посмотрите, баба Яга предлагает нам запомнить, какой чертеж был около каждого из этих рисунков. Давайте разберемся, почему к этим рисункам нарисовали такие схемы?

(12 слайд – дети рисуют на индивидуальных бланках, затем можно нарисовать поочередно по одной схеме прямо поверх 12 слайда, производится проверка).

Итоги.

Теперь давайте посмотрим, удалось ли нам расколдовать сказочный лес?

(На 13 слайде изображается светлый лес с веселыми анимационными персонажами).

Удалось, так все вы сегодня старательно трудились, учились запоминать по-новому.

Рефлексия.

Ребята, кто из вас запомнил, какие задания мы с вами сегодня выполняли? Мы запоминали картинки обычным образом, или пользовались каким-нибудь особенным приемом? (По парам). Какое задание вам понравилось больше всего?

А еще я предлагаю вам выбрать рожицу с таким настроением, как вы себя сейчас чувствуете. (Демонстрирует 3 типа рожиц, осуществляется общий вывод).

Ритуал прощания.

Теперь мы с вами попрощаемся, передав друг другу волшебный клубочек.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Коррекционные материалы из методической копилки.
  2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.
  3. Жутикова Л.С. Работа с детьми, имеющими нарушения в развитии. /Сборник методических материалов для диагностики, представления на ПМПК и коррекции. г. Советский Тюменской области, 2004г.