Деятельностный подход к обучению в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Предлагаю из опыта работы методическую разработку урока литературного чтения в период обучения грамоте в первом классе по программе: проект “Начальная школа XXI в.” в рамках реализации ФГОС. В конспекте урока описывается деятельность учителя и деятельность ученика, так как собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая системно – деятельностного подхода (Приложение).

Кроме этого, в развернутом конспекте указываю, какие универсальные учебные действия формируются при выполнении задания на том или ином этапе урока. Ведь, развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Конспект урока литературного чтения в период обучения грамоте в 1 классе.

Тема урока: “Повторение изученных букв”.

Цели: обучающие: повторение изученных букв, формирование навыков грамотного чтения;

  • развивающие: развитие внимания, мышления, памяти: зрительной, тактильной, речи учащихся, фонематического слуха, умения работать в малых группах, развитие познавательной активности, расширение кругозора школьников, развитие интереса к учению;
  • воспитывающие: воспитание взаимовыручки, поддержки, экологической культуры, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к своему здоровью, воспитание самооценки учебной деятельности

Универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, логическиеанализ, синтез, классификация, знаково – символические – моделирование; регулятивные: прогнозирование результата, самооценка учебной деятельности; личностные: формирование мотивации к учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни, нравственно-этическая ориентация; коммуникативные: постановка вопросов, речевых высказываний, учет разных мнений, умение правильно построить и аргументировать свое мнение

Форма урока: нестандартный урок в форме “Путешествия в Букварию”.

Оборудование: осенние листья с буквами, дерево, конверты с заданиями, портрет Айболита, аптечка с буквами, изображение леса, тундры, тропинки красного, синего и зеленого цветов, цветные фишки, карточки №1, №2, слова на “зрительные метки” (карточки со словами прикреплены по периметру класса), цветные карандаши, осенние листочки для одного из членов группы, презентации: олень, тундра, лось, аудиозапись “Голоса птиц”, картинки: лиса, песец, олень, сова, куропатка, стаканы, сосуды, слово воздух с листьями разной длины, красный круг, листочки трех цветов для самооценки, буквенная тропинка, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные учебные действия
1. Самоопределение к учебной деятельности. – Прочитайте стихотворение на экране.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья,
в Букварию.

Читают стихотворение на экране. Личностные: мотивация к учебной деятельности, интерес к новому, неизвестному.
2. Постановка учебной задачи. – Как вы думаете, почему страна называется “Буквария”?
– А что ты должен знать и уметь, путешествуя в этой стране?
– Хлопните в ладоши те ребята, кто уверен, что знает буквы и справится с заданиями. Во время путешествия мы проверим, как вы умеете работать со звуками и буквами.
– Если вы правильно выполните задание, на нашем классном дереве появится листочек с буквой. – Задания будете выполнять в группе. Вспомним правила работы в группе.
– А когда закончите работу, покажите значок групповой работы, взявшись за руки.
Аргументируют свою точку зрения.

Формулируют цель урока.

Хлопают в ладоши.

Формулируют правила работы в группе.

Познавательные: общеучебные-самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: прогнозирование результата учебной деятельности, умение принимать и сохранять учебную задачу, контроль.

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером.

3. Актуализация знаний. – Если хотите узнать, кто же будет нашим проводником и помощником в этом путешествии, то кивните головой вперед. Кивают головой вперед Личностные: положительная мотивация учебной деятельности.
  Дифференцированная работа:
У каждой группы на парте лежит конверт с заданием.
1 группа: – прочитайте имя сказочного героя, используя первые буквы названий предметов.
2 группа: – найдите среди букв на карточке имя героя.

Выполняют задание в группе

 

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером.
  3 группа: – составьте из букв имя сказочного героя.
– Как зовут сказочного героя? (Появляется портрет Айболита.) На нашем дереве появляется первый листочек с буквой.

Называют имя героя

 

Коммуникативные: построение речевых высказываний.
  – Что эта за буква? (О)
– Кто автор сказки, в которой живет Айболит?
– Какая профессия была у Айболита?
– Что делает врач?
– Мы обращаемся к врачу, когда больны. А что нужно делать, чтобы не болеть или
как можно реже звать на помощь доктора?
– У Айболита есть аптечка, но эта аптечка совсем не проста. Откроем ее и заглянем туда.
Устно отвечают на вопросы учителя Личностные: Установка на здоровый образ жизни

Личностные: мотивация к учебной деятельности, интерес к новому, неизвестному.

  – Сейчас выйдут те ребята, у которых на груди осенний листочек. Определите закрытыми глазами на ощупь букву из аптечки Айболита (л, с, ц).

– Какие вопросы, задания с буквами вы можете предложить одноклассникам в группе?

Определяют на ощупь буквы из аптечки

Предлагают задания: дать характеристику буквам; разделить на группы; составить слово.

Коммуникативные: постановка вопросов, лидерство и согласование действий с партнером.

4. Постановка и решение проблемы. – Какая проблема у вас возникла в группе? (Не получается составить слово.)
– Что нужно, чтобы составить слова?
– Какой делаем вывод?
– Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?
– Какое слово можно составить из данных букв, заменив одну из них буквой,
обозначающей гласный звук? (Появляется на доске изображение леса.)
Формулируют проблему.
Делают вывод: для составления слова нужны гласные.
Составляют слово лес.

Познавательные: общеучебные – постановка и формулирование проблемы.

Познавательные: логические – синтез: составление целого (слова) из частей (букв).

  – Лес – это наш зеленый друг. Ведь нет на земле человека, чья жизнь, так или иначе, не была бы связана с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг. Что сделано из дерева?
– А по какой тропинке ваша группа хотела бы отправиться в лес? Если вы выберите красную, то вам нужно будет выполнить легкое задание, синюю – сложное, зеленую – самое трудное, самое сложное.
– Обсудите в группе и поднимите фишку нужного цвета.
Перечисляют предметы из дерева.
Выбирают тропинку нужного цвета для группы.
Личностные: смыслообразование, мотивация учебной деятельности.

Дифференцированная работа:
Красная тропинка: На карточке №1 зачеркните одинаковые буквы, а из оставшихся прочитайте слово.

Синяя тропинка: В словах на зрительных метках (это карточки, прикрепленные по периметру классной комнаты) пропущена одна буква. Определите, что это за слова, и на какие группы можно их разделить? (Иса, сов, куропата, песе, олеь)

Группа, выбравшая зеленую тропинку работает с учителем.
Зеленая тропинка: – Отгадайте загадку Айболита:

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

– Давайте проверим вашу отгадку на экране (появляется слайд с изображением лося).

Сигнализируют цветными фишками.
Зачеркивают одинаковые буквы в ряду

Вставляют пропущенные буквы, разделяют слова на группы

Отгадывают загадку

Проверяют свою отгадку

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером.

Познавательные: логические – классификация.

Познавательные: логические – анализ.

Регулятивные: Контроль, коррекция.

 

– Составьте модель этого слова с помощью цветных фишек.


Рис. 1

– Проверьте: совпадает ли ваша модель со схемой, которую выбрал ученик на интерактивной доске?
– Докажите, что эта модель соответствует слову.
– Почему букв в этом слове больше, чем звуков?
– А теперь проверим тех, кто работал на синей тропинке. На какие группы можно разделить слова на зрительных метках?
– Назовите птиц (сова, куропатка).

Составляют звуковую модель слова лось из цветных фишек (рис. 1)

Один ученик в это время соединяет слово с моделью на интерактивной доске

Проверяют правильность составления модели

Анализируют слово по звуковой модели.

Предлагают основания для классификации (птицы, звери).

 

Познавательные: (знаково-мволические) – моделирование.

Регулятивные: Контроль, коррекция.

Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение.

Регулятивные: Контроль, коррекция.

 

5. Физкультминутка. – Изобразите птицу в полете.

Руки выше поднимаем, голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко (дыхательная гимнастика).
Вдруг мы видим у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.
Мы с птенцом прощаемся, и путешествие наше продолжается.

Выполняют дыхательные и физические упражнения.

Личностные: Установка на здоровый образ жизни.

 

6. Повторение материала. – Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Очень хочется сохранить на память такую красоту! Как же сохранить красоту птиц, не убивая их, не держа их в неволи?
– Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они не погибли зимой?
– А какое слово получилось из оставшихся букв на карточке №1 на красной тропинке? (Олень.)
– Замечательно! Молодцы! Вы справились с заданиями на тропинках, и на дереве появляется второй листочек с буквой. Что это за буква? (Ц).
– Каким одним словом можно объединить все слова на “зрительных метках”? (Животные.)
– Помогите этим животным выбрать свою тропинку. Определите ее по первому звуку в названии животного. Соедините на карточке № 2 картинку с изображением животного и нужную тропинку (рис. 2)


Рис. 2

(Звучит мелодия “Голоса птиц”.)

Устно отвечают на вопросы учителя.

Наблюдают за классным деревом.
Находят основание для объединения слов.
Соотносят слово с его моделью.
Выбирают нужную тропинку для животного.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности.

Познавательные: логические – анализ, синтез.

Познавательные: (знаково-символические) – моделирование.

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером

Регулятивные: Контроль, коррекция.

  Проверьте, правильно ли Айболит выбрал тропинку для каждого из животных на доске. Если да, хлопните в ладоши, если нет, топните ногой.
– Почему не согласны?
– Молодцы! Нашли ошибку и на нашем дереве появляется еще одна буква.
– Что это за буква? (е)

Проверяют правильность выполнения задания.

Находят и исправляют ошибку

 

 
 

Региональный компонент:

– Как вы думаете, почему именно этих животных мы возьмем с собой? (Появляется изображение тундры.)
– Да, верно, они живут в нашем северном лесу, тундре. О ней нам прочитает стихотворение ваш одноклассник:

Ты не видел тундры? Приезжай.
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна, –
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы…
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вздохни.
Бодростью наполнится твой дух…

– Без какого животного не может обойтись человек в тундре? Какое значение имеет олень для человека в тундре? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прослушав этот материал. Внимание на экран!

Высказывают свою точку зрения.

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения.

Л. Лапцуя “Приезжай!” под показ слайдов “Тундра”.

Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение.
 

Показ презентации об олене со звуковым сопровождением.

Сообщают необходимую информацию из прослушанного текста.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанного текста научного жанра.

7. Исследовательская работа.

– Проведём исследование в группе (рис. 3).


Рис. 3

– Переверните стаканчик вверх дном и опустите его в сосуд с водой.
– Что вы заметили?
– Как вы думаете, почему вода “не вошла” в стакан?

Проводят исследовательскую работу в группе.

Делают предположение.

Познавательные: Логические – выдвижение гипотез и их обоснование.
– Давайте проверим вашу догадку. Составьте слово – ответ из букв от самого высокого дерева до низкого.

Как связаны лес и воздух между собой?
– Поэтому надо беречь лесные богатства! И для этого Айболит предлагает вам выбрать одно из заданий.

Составляют слово: воздух из букв

Устно отвечают на вопрос.
Выбирают задание для своей группы.

Регулятивные: Контроль, коррекция

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Дифференцированная работа по выбору учащихся.
Составить правила поведения в лесу, используя опорные слова на доске: не рвать, костер, мусор, птичьи гнезда.
Для посетителей леса изобразить в красном круге, который находится у вас на столах, запрещающий знак: чего нельзя делать в лесу. (Звучит мелодия “Голоса птиц”.)
Составляют правила поведения в лесу.
Изображают в красном круге запрещающий знак (рис. 4).


Рис. 4

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером.
  – Давайте проверим, как вы выполнили задание.
–Молодцы! Вы справились с заданием. Что за буква появляется на нашем классном дереве? (Н)
Рассказывают о правилах поведения в лесу. Коммуникативные: построение речевых высказываний.
 

– Итак, пора возвращаться из путешествия. Посмотрите на тропинку и запомните ее.

Е Я Ю А У
Запоминают буквенную тропинку.
– А сейчас проверим, как вы запомнили эту тропинку. Мы ее проиграем, как настоящие музыканты. Но музыканты играют по нотам и на музыкальных инструментах, а нашими инструментами будут руки и ноги. На каждую букву делаем хлопок руками, на каждую клетку топаем ногой. Готовы? Начали! Проигрывают буквенную тропинку, как музыканты
– А теперь проверим, как вы запомнили буквенную тропинку? Какую закономерность вы увидели на этой тропинке?
– Почему эти буквы объединены в такие группы?
– Справились с заданием на тропинке! И на нашем дереве появился последний листочек с буквой. Что это за буква?

Высказывают свое мнение

Называют букву и.

Познавательные логические: установление закономерности.

Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение.

8. Рефлексия учебной деятельности. Посмотрите на наше классное дерево. Что вы заметили?
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и из наших листочках получилось слово. Прочитайте это слово.
– Но подул сильный ветер, наши листочки разлетелись и оказались у каждого на столах. Оцените свою работу: если вы считаете, что работали в полную силу – поднимите зеленый листок, хорошо – желтый, если мог работать лучше – оранжевый.
– Айболит прощается с вами и призывает вас:
Любите родную природу: озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

Делают вывод: из букв получилось слово.

Читают слово: оцени.

 

Оценивают свою учебную деятельность.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).