Профилактика суицидального поведения детей в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе

Разделы: Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Основные положения Программы.

I. Пояснительная записка.

1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

1.2. Актуальность проблемы.

1.3. Цель и задачи Программы.

1.4. Основные направления деятельности по реализации Программы.

1.5. Содержание основных понятий

1.6.Суицид. Возрастные аспекты суицидального поведения

1.7. Принципы реализации программы

1.8. Ожидаемый результат

II.  Общая характеристика содержания работы.

2.1. Структура и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

2.2.Особенности воспитательной системы школы

2.3. Работа Совета профилактики и социального педагога по профилактике суицида

2.4. Психолого-педагогическое просвещение родительской общественности.

2.5. Мероприятия по профилактике суицидальных проявлений и формированию социально-устойчивого поведения несовершеннолетних

III.  Прогнозируемые результаты реализации Программы.

IV. Координация и контроль реализации Программы.

V.Список литературы.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

Проблема суидальных наклонностей является актуальной в современной жизни, так как по данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

В Тверской области проблема суицида стоит достаточно остро, так как число суицидальных попыток достаточно высоко.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.

Основные цели и задачи программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении и профилактической работы с родителями с целью создания комфортной социальной среды.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:

- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;

- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

- различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

- формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Основные направления деятельности:

- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

- Работа с неблагополучными семьями.

Содержание основных понятий

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Суицид. Возрастные аспекты суицидального поведения

Одним из последствий кризиса, а точнее, деструктивного разрешения кризисной ситуации является суицид.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидальное поведение на разных этапах онтогенетического развития имеет свои особенности. Самоубийство во всем мире имеет подвижные возрастные пики, но при сравнительной статистике выделяют два основных: “пик молодости” (от 15 до 23 лет) и “пик” инволюции (после 40 лет).

В подростковом возрасте возрастает количество суицидов. По данным статистики, самоубийство является третьей основной причиной подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. В медицине есть даже специальный термин “пубертатный суицид”. Более того, суицид рассматривают как один из вариантов проживания данного возрастного кризиса. Для подростков самоубийство – типичная реакция на стрессовые ситуации и кризисы. А это значит, что в любой момент подросток может почувствовать себя совершенно лишним в этом мире.

Аутоагрессивные действия детей и подростков чрезвычайно опасны. Суицидальные тенденции после попытки самоубийства сохраняются у 60% суицидентов.

Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

Соотношение попыток и смертей у подростков составляет 50:1; соотношение суицидальных попыток у девочек и мальчиков – 2,5:1; среди демонстрационных попыток это соотношение составляет 4,3:1. До 19 лет среди суицидентов преобладают девочки.

Лишь у 10% подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% суицидальное поведение – это “крик о помощи”, обращенный к родным и близким. Неслучайно, что 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время. В среднем каждая 4-я попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности. Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается возрастным своеобразием.

Подросткам присуща недостаточная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие “смерть” в этом возрасте воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Кроме того, для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения: иногда при желании умереть выбираются неопасные с точки зрения взрослых средства, и наоборот – демонстрационные попытки нередко “переигрываются” из-за недооценки применяемых средств.

В отличие от взрослых, у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.

Еще одной особенностью суицидальной активности подростков является несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружения случаев.

В подростковом возрасте существует взаимосвязь попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называют разного рода школьные конфликты. Но если разбираться в существе дела, то, как правило, обнаруживается неблагополучие в семье. Однако это "неблагополучие" имеет не внешний, а содержательный характер: речь идет о дисфункциональных паттернах взаимодействия в семье, где в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Суицидальное поведение – это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он "дебатирует" именно с семьёй. Роль "последней капли" играют школьные ситуации, поскольку школа – это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя.

Кто подвергается риску? Хотя определить, какой тип людей "суицидоопасен", невозможно, мы знаем, что одни подростки подвергаются большему риску совершить самоубийство из-за специфических ситуаций, в которых они оказались, и специфических проблем, которые перед ними стоят. Вот кто находится в зоне повышенного суицидального риска:депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

Среди суицидологов бытует мнение, что большинство подростков, которые либо совершили, либо собираются совершить суицид, так или иначе связаны с алкоголем и наркотиками. В эту группу суицидологи включают и тех подростков, которые выпили и приняли наркотик прямо перед совершением суицидальной попытки, и тех, кто пил и "кололся" регулярно, и тех, у кого родители – алкоголики и наркоманы, – всего 75% всех совершивших самоубийство молодых людей; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;

Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой, или подростки, в чьей семье совершался суицид, как правило, совершают одну попытку самоубийства, однако имеются случаи и повторной суицидальной попытки. Происходит это примерно через три месяца после предыдущей попытки. Подростки, относящиеся к группе повышенного суицидального риска, остаются суицидоопасными в течение года. Все это время они должны знать: если жизнь опять начнет преподносить "неприятные сюрпризы", им будет на кого опереться. Рискуют совершить суицидальную попытку и те подростки, в чьих семьях уже было самоубийство. Они ощущают пустоту, боль, тоску, гнев, горе и нередко в том, что их родственник решил уйти из жизни, виноватыми считают себя. Иногда депрессия от потери близкого человека становится совершенно непереносимой, и подростку начинает казаться, что дальше так жить невозможно. Совершивший самоубийство родственник словно бы внушил ему мысль, что самоубийство – выход из безвыходной ситуации, а потому не удивительно, что пережившие утрату близкого человека могут воспользоваться его опытом, решив, что суицид – вполне приемлемый способ выхода из кризиса; одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия;

Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять любым другим неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Самоубийство, как правило, не происходит вдруг, решение покончить с собой зреет в течение некоторого времени. Суицид является последней каплей в чаше терпения. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе даёт понять окружающим о своем намерении. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто окружающие не слушают их. Дело в том, что самоубийство – это предмет табу. Слово “суицид” обычно произносится шепотом, оно не подходит для любой компании.

Семья и друзья часто притворяются, что не слышат этого ужасного слова, даже когда оно произнесено. Что должно насторожить в поведении подростка?

Индикаторы суицидального риска

Ситуационные индикаторы:

  • Любые ситуации, воспринимаемые человеком как кризис, могут считаться ситуационным индикатором суицидального риска:
  • смерть любимого человека (особенно супруга или супруги);
  • развод;
  • потеря работы;
  • уход на пенсию;
  • сексуальное насилие;
  • долги;
  • потеря высокого поста;
  • профессиональная несостоятельность;
  • раскаянье за совершенное убийство или предательство;
  • угроза тюремного заключения или смертной казни и т.д.

Поведенческие индикатор:

  • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • эскейп-реакции (уход из дома и т.п.)
  • самоизоляция от других людей и жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • выбор тем для разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • “приведение дел в порядок” (написание завещания, урегулирование конфликтов, раздаривание личных вещей);
  • любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;
  • склонность к неоправданным рискованным поступкам;
  • посещение врача без видимой необходимости;
  • нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
  • расставание с дорогими вещами или деньгами;
  • приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные индикаторы

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях (“Хочу умереть” - прямое сообщение, “Скоро все закончится” – косвенное);
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • сообщение о конкретном плане суицида;
  • самообвинения;
  • двойственная оценка значимых событий;
  • медленная, маловыразительная речь.

Когнитивные индикаторы

  • разрешающие установки относительно суицидального поведения;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего;
  • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном и безнадежном;
  • “туннельное видение” – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве (“хорошо бы заснуть и не проснуться”) или они постоянны, и уже оформилось намерение (“Я сделаю это, другого выхода нет”) и появился конкретный план, который включает в себя решение о месте самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

Эмоциональные индикаторы

  • амбивалентность по отношению к жизни;
  • безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаянье;
  • признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, снижение способности к концентрации внимание и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие;
  • несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность;
  • вина или ощущение неудачи, поражения;
  • чрезмерные опасения или страхи;
  • чувство своей малозначимости,

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Принципы реализации программы

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Достоинства настоящей программы в следующем:

В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика; в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Общая характеристика содержания работы

Сегодня Вечерняя школа по сути – это открытая школа. Она собирает всех, кто по любым причинам выпал из нормального возрастного образовательного потока независимо от уровня и качества социализации. Специфической и главной функцией такой школы становится социальная реабилитация личности образования. В школе с максимальной полнотой обеспечиваются права граждан на выбор содержания, формы, способа образования и темпа образовательной деятельности. Изначально непрестижное в глазах социума образование, “вечерка”, сегодня вышла на уровень социальных, научно-теоретических, организационных и дидактических решений, которые обеспечивают конституционные права граждан на образование в масштабах недоступных для других типов школ. Вечерняя школа сегодня – наиболее динамичное звено преобразующейся системы общего образования. В содержательном и организационном отношениях она вышла на формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Школа выполняет функции социальной реабилитации и социальной защиты молодых людей:

– преодолевающими чувство ущербности, отчужденности;

– формирующими уверенность в себе и самоуважение;

– снимающими повышенную тревожность и агрессию;

– развивающими сферу познавательных интересов.

МБОУ “Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа” г.Бологое осуществляет координированную профилактическую деятельность по пропаганде здорового образа жизни и предупреждению суицидальных проявлений со всеми субъектами профилактики.

Контингент обучающихся Вечерней школы в настоящее время по возрастному цензу приблизился к возрасту учащихся дневных общеобразовательных школ, но наряду с этим фактом контингент обучающихся разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения. Это подростки, ушедшие из дневной школы по разным социальным причинам, работающая молодежь. Именно поэтому приоритетным направлением воспитательной работы МБОУ “Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа” г. Бологое является профилактическая работа с учащимися, склонными к девиантному поведению, и членами их семей. Суицидальное наклонности являются противоправными действиями , поэтому профилактика суицида является важным звеном в воспитательной системе школы.

Учебно-воспитательная деятельность Вечерней школы направлена на развитие гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся; предполагает целенаправленную работу с родителями, направленную на предупреждение раннего семейного неблагополучия.

Учебная программа школы ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и профилактику суицидальных наклонностей и вредных привычек. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние алкоголя, курения, наркотиков на здоровье человека.

Работа Совета профилактики школы и социального педагога по правовому воспитанию

В школе действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся один раз в месяц; совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних раз в четверть. На Совет по профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.

Социальным педагогом проводится диагностика психолого-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей составляется социальный портрет каждого класса. Должность социального педагога в нашей школе относительно новая. Но уже можно сказать, что ее наличие помогает работе классных руководителей, способствует профилактике девиантного поведения, суицидальных наклонностей и правовому воспитанию обучающихся, поддержанию дисциплины в школе, что влияет на учебу и помогает ученикам в трудных ситуациях.

В школе учатся дети различных социальных слоев общества. Ученики живут в разных районах.

К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит “приговор” ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика и проводит соответствующую работу.

  1. Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
  2. Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу с классными руководителями по предупреждению суицидальных наклонностей среди учащихся.
  3. Социальный педагог обеспечивает каникулярную занятость детей.
  4. Социальный педагог проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков, предупреждению суицида; регулярно участвует в работе КДН.
  5. Регулярно в школе проводятся общешкольные и классные часы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.
  6. Проводится профориентационная работа среди учащихся выпускных классов.
  7. Деятельность Кабинета здоровья школы с привлечением новых здоровьесберегающих технологий.
  8. Проведение тематических круглых столов: “Нужны ли учащимся правовые знания?”, “Вредные привычки”.
  9. Социальный педагог выявляет интересы и потребности учащихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.
  10. Социальным педагогом школы проводится большая работа по профилактике неуспеваемости, правонарушений среди детей, состоящих на внутри школьном учёте.
  11. Проводится индивидуальная и коллективная работа с родителями с целью профилактики семейно-личностных девиаций.Цикл тематических бесед: “Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей”; “Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у несовершеннолетних”; “Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений”; “Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке”; “Пути решения конфликтных ситуаций”. Социальный педагог также осуществляет психолого-педагогическое консультирование родителей, темы индивидуальных консультаций “Развитие навыков партнерского общения с подростками”; “Особенности детско-родительских взаимоотношений”.

Психолого-педагогическое образование родительской общественности

Психолого-педагогическое образование родительской общественностью носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня педагогических знаний родителей, пониманию детско-родительских и межличностных взаимоотношений, оказы вается помощь в воспитании детей.

Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.

Школа тесно сотрудничает с отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений,суицидальных наклонностей , тесно общаются с учащимися “ группы риска” и стоящими на внутришкольном учете и их родителями. Школа сотрудничает с ЦРБ Бологовского района, медицинские работники которой проводят лекции и беседы по предупреждению асоциальных и суицидальных наклонностей. Работа по предупреждению антисоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Социальный педагог ведет работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье.

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Содержание работы Сроки Ответственный
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В течение года Соц. педагог
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. сентябрь Соц. педагог
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. В течение года Соц. педагог
Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. По запросу Соц. педагог
Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним. В течение года (по запросу) Соц. педагог
Проведение выездного рейда “Поддержка” по семьям учащихся группы риска. ежемесячно Соц. педагог
Проведение выездного рейда “Каникулы” Каникулярное время Соц. педагог
Заседание Совета профилактики Один раз в месяц Соц. педагог,

классные руководители

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. Каникулярное время Соц. педагог
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания. В течение года Соц. педагог
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. В течение года Соц. педагог
Учащиеся
Психологические классные часы:

“Конструктивное и деструктивное разрешение конфликтов”

“Мои права и обязанности”

“Я – уникальная и неповторимая личность” “Мир глазами агрессивного человека”

“Подросток и конфликты”

“Проблема отцов и детей в современном обществе”

“Расскажи мне обо мне”

“Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом”

“Способы саморегуляции эмоционального состояния”

В течение года (по запросу) Соц.педагог
Правовые классные часы:

“Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних”

“Права и обязанности учащихся школы”

“Умей сказать “нет””

“Вредные и полезные привычки”

В течение года (по запросу) Соц. Педагог.инспектор ПДН
Формирование у учащихся позитивного образа Я В течение года Соц.педагог
Коммуникативный мини-тренинг “Сердце” сентябрь Соц.педагог
Занятие “У нас новенький!” сентябрь Соц.педагог
Игра “Две планеты” для учащихся октябрь Соц.педагог
Игра “Друзья” октябрь Соц.педагог
Акция “Письмо матери” ноябрь г

Соц. педагог

Игра “В чем смысл жизни?” В течение года Соц.педагог
Тренинг “Быть уверенным – это здорово!” (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-12 классы.) В течение года Соц.педагог
Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ Март-апрель Клас.руководитель,

Соц.педагог

Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии). апрель Соц.педагог
Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения По запросу Соц.педагог
Педагоги
Информирование педагогов по теме “Возрастные психолого-педагогические особенности подростков” сентябрь Соц.педагог
Информирование педагогов по теме “Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях” В течение года Соц.педагог
Лекция “Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников. В течение года Соц.педагог, мед.раб.ЦРБ
Лекция “Психологический климат в классе” В течение года Соц.педагог
Родители
Родительские собрания, лектории:
  • “Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)”;
  • “Наши ошибки в воспитании детей”;
  • “Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях”;
  • “Родители меня не понимают или как услышать подростка”;
  • “Родительская любовь”;
  • “Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье”;
  • “Капля никотина убивает верблюда”;
  • “Серьезный мир несерьезных подростков”;
  • “Про “Это”...” (подростковая сексуальность);
  • “Понять. Простить. Принять”;
  • “Я бы в дворники пошел... или Как не отбить у детей желание учиться”;
  • “О любви – взрослые и дети”;
  • “Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни”;
  • “Ваш ребенок – девятиклассник”;
  • “Родители и дети – поиски взаимопонимания”;
  • “Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей”;
  • “Курение и статистика”;
  • “Давайте будем учиться вместе со своими детьми”
По плану, по запросу Соц. Педагог,классные руководители
Диагностика
Учащиеся
Исследование социального статуса ежегодно Соц.педагог
Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы) ежегодно Соц.педагог
Исследование уровня тревожности ежегодно Соц.педагог
Определение личностных отклонений подросткового возраста:
  • ПДО по А.Е. Личко,
  • Опросник Басса-Дарки,
  • Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.
По запросу Соц.педагог
Определение склонности к девиантному поведению По запросу Соц.педагог
Методика экспресс-диагностики суицидального риска “Сигнал” По запросу Соц.педагог
Родители
1.Выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Постановка социального диагноза .Формирование базы данных по семьям “группы риска”.

2.Индивидуальная работа с каждым из родителей по восстановлению отношений в семье или изменению отношений в семье.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросу личностных особенностей ребенка с учетом его темперамента.

3.Проведение родительского лектория об ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних.

Темы лекций: “Взаимоотношения в семье-отражение в ребенке”, “Права и обязанности семьи”, “Пути решения конфликтных ситуаций”, “Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали”, “Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений”, “Посмотри внимательно на своего ребенка”.

4. Организация работы по профилактике суицидальных проявлений:

- совместное наблюдение за семьей, привлечение субъектов профилактики для работы семьей;

- проведение совместных родительских собраний;

- организация совместных с родителями мероприятий(общешкольные классные часы)

5.Диагностика семейного воспитания(анкетирование, тест-опросник).

6.Индивидуальные семейные консультации по проблеме детско-родительских взаимоотношений, межличностным особенностям

7.Коллективные классные часы и общешкольные мероприятия, направленные на профилактику суицидальных проявлений, с привлечением инспекторов ПДН ОМВД и ЛОВД.

8.Классные часы с привлечением родителей и использованием ИКТ

9.Психолого-медико-педагогическое просвещение родителей.

Приглашение на классные часы докторов ЦРБ, информационная беседа с учащимися и их родителями.

В течение года Социальный педагог, классный руководитель

 

 

 

Соц.педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соц.педагог,классные руководители

Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы по профилактике суицидального поведения призвана способствовать формированию у учащихся социально-устойчивого поведения, адекватной реакции на происходящие события; умению понимать причины собственного поведения и поведения другого человека ;пониманию личной ответственности; уважения и соблюдения прав и законов; правовой культуры и законопослушности. В отношении родителей учащихся данная Программа способствует формированию объективной оценки межличностных взаимоотношений и ответственности родителей в вопросах воспитания несовершеннолетних .

В результате реализации Программы возможно снижение численности учащихся, совершивших суициды.

Координация и контроль реализации Программы

Координация и контроль реализации Программы возложен на МБОУ “Вечерняя школа”, которая:

- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение Программы;

- анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы.

Исполнитель Программы (МБОУ “Вечерняя школа”) несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий. Контроль за   выполнением Программы осуществляет администрация школы, отдел образования, КДН и ЗП при администрации МО “Бологовский район”.

По результатам реализации Программы исполнители Программы ежегодно заслушиваются на заседании Координационного совета Администрации МО “Бологовский район” с приглашением родительской общественности, правоохранительных органов, представителей прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и других заинтересованных организаций.

Литература.

1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.

5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.

6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.

7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.

9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.

11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19

12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20

13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ “Путь к успеху”// Школьный психолог, 2008, №14

15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39

16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция “Письмо матери”// Школьный психолог, 2008, №16

18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.