Применение ИКТ на уроках обучения изложению в образовательной системе "Школа 2100"

Разделы: Начальная школа


Опыт работы по программе “Школа 2100” дает возможность оценить эффективность применения ИКТ на уроках обучения изложению.

Рассмотрим несколько примеров использования ИКТ на уроках русского языка при подготовительной работе и собственно обучению изложениям.

Во втором классе ведётся целенаправленная подготовительная работа к написанию обучающего подробного изложения. К такой работе можно отнести составление из слов предложений, корректирование текста, свободные диктанты.

Примеры таких заданий с использованием ИКТ для них приведены в таблице № 1 (см. Приложение 1).

В конце четвёртой четверти начинается собственно обучение изложениям. В разделах “Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова” и “Повторение” выделяется 2 часа на знакомство и написание двух обучающих изложений “Прогулка по зимнему парку” и “Жаркий день”.

“Прогулка по зимнему парку” - это первое обучающее подробное изложение, с которым встречаются второклассники. Технологическая карта данного урока представлена в приложении (см. Приложение 2). (Презентация 1)

Именно на материале подробных изложений дети знакомятся с новым для них видом работы и получают представление об изложении как о письменном пересказе текста. Подробные изложения проводятся во всех классах. В третьем классе учащиеся пишут одно обучающее изложение текста-повествования с элементами описания по коллективно составленному плану “Мурлыка” (технологическую карту урока см. Приложение 3. Презентация 2) и контрольное изложение “Перелётные птицы” - изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. В четвёртом классе на написание изложений отводится 7 часов (6 часов – обучающие подробные изложения и 1 час – контрольное изложение).

Целью таких упражнений является формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим частям (по плану), полно и точно передавать содержание, раскрывать тему, выделять главное, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, правильно пользоваться способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм литературного языка. Подробные изложения пишутся:

- по вопросам;

- по готовому плану, данному учителем;

- по коллективно составленному плану;

- по самостоятельно составленному плану.

Методика работы над изложением предполагает ряд последовательных этапов. На каждом этапе возможно применение ИКТ. Соотнесение этапов работы над изложением и возможности применения ИКТ представлены в таблице № 2 (см. Приложение 1).

Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повышать учебную мотивацию учащихся и включать их в активную познавательную деятельность. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Возможность использовать ИКТ в процессе обучения изложению помогает педагогу научить каждого ребенка письменно пересказывать услышанный или прочитанный текст, при этом расширяются возможности для дифференцированного и индивидуального обучения, учитывается разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания каждого ребенка.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием ИКТ способствует развитию и творческих способностей учащихся. Дети охотно включаются в деятельность, сопровождаемую техническими средствами. При использовании ИКТ обычный урок развития речи становится более эффектным, динамичным, открывается возможность видео действия, возможность быстрого получения и проверки информации. Обучение изложению с помощью ИКТ существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия по развитию речи одни и те же. Любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать поставленных целей и запланированных результатов. Методические знания учителя в сочетании с владением интерактивными технологиями – это хорошая основа для совместного детско-взрослого творчества. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.