Урок психологии по теме "Такие разные профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • предоставление информации о мире профессий;
  • формирование способности обучающихся соотносить свои индивидуально-психологические особенности с требованиями выбираемой профессии;
  • выявление наиболее привлекательных для школьников сфер труда.

Задачи:

  • выявить интересы, склонности обучающихся;
  • cформировать готовность к самоанализу и самооценке, уровень притязаний;
  • оказать помощь в осуществлении профессионального выбора.

Урок: тренинг

Участники: ученики 8-9 классов

Вводный этап

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе, она становится особо актуальной. Традиционные профессии претерпевают изменения. Возрастают требования, предъявляемые к работникам. Появляется много новых профессий, о которых школьники подчас не имеют информации, либо имеют очень мало.

В связи с этим занятия, помогающие школьникам расширить знания о профессиях и сделать свой профессиональный выбор, необходимы.

Основной этап

Упражнение - разминка “Загадки о профессиях” (авторское)

Воздушным судном управляет
По миру много он летает.
За посадкой снова взлет
Выполняется полет.
(Пилот)

Катастрофы. Катаклизмы.
Живые гибнут организмы.
В чем причина – вот вопрос.
Нам кричит природа: SOS!!!
Устраняем неполадки.
Прекращаем беспорядки.
В общем, приняты все меры
Для спасенья биосферы.
(Экологи)

Круглосуточно народ
Сюда с питомцами идет:
Кошка, ежик и варан,
Попугай, щенок, орлан,
Кролик, скунс, морская свинка –
Разномастная скотинка.
Современный Айболит
Всех осмотрит, исцелит.
(Ветеринарный врач)

Клавиатура под руками, как родная
Все, что необходимо наберет.
Программы на “отлично” знает,
Заказчикам он сайты создает.
(Программист)

Уровень потребностей сильно возрос,
Нужно изучать потребительский спрос.
Возможности рынка очень большие,
Услуги, товары для всей России.
Все, что хотите вам предоставят.
Закупят. Обслужат. До места доставят.
(Маркетолог)

В век науки и прогресса,
Порой избыточного стресса,
Новинки нам он представляет,
Слоганы к ним сочиняет.
Так в дома приходит прямо
Многоликая реклама.
(Специалист по рекламе)

Разноплановые роли,
Слава, деньги и успех.
Гамлета почти до боли
Он мечтал сыграть для всех.
(Артист)

Артистичен и речист,
Нужный он специалист
В сфере воспитания
И образования.
(Учитель)

Супы, горячее, десерт
В кулинарии он эксперт.
Ростбиф, пасту, фуагра
Приготовит на “ура!”
(Повар)

Семейные тяжбы, различные иски,
Измены, разводы, проблемы с пропиской.
Он знает законы. Он знает УК,
Поможет в суде вам наверняка.
(Юрист)

Душ человеческих знаток
Решит легко проблемы в срок,
Наикратчайший, без затей:
Клиент в порядке. Все ОК.
(Психолог)

Как освоить процедуры
По коррекции фигуры?
Плавание, фитнесс, йога...
Предложений очень много.
Но расстраиваться рано
И впадать в ажиотаж.
Будет личная программа.
Будет четкий инструктаж.
(Фитнесс-инструктор)

Перелом. Аппендицит.
Вывих. Рана. Гепатит.
Отравленье. Грипп свиной.
В клинике завал сплошной...
Обход во всех палатах,
Пять суток уж не спал,
Ведь клятву Гиппократа
Он искренне давал.
(Врач)

Близко с текстами знаком
И с иностранным языком.
В переговорах тет-а-тет
Он большой авторитет.
(Переводчик)

Стопы, корпус и походка –
Не фигура, а находка.
Целый день он на паркете
Танцы ставит взрослым, детям.
“Па” придумает в мгновенье,
Вся работа – вдохновенье.
(Хореограф)

Элегантна, активна, общительна,
Улыбается всем заразительно.
Справку краткую даст о полете
И обед принесет в самолете.
Разрешит все проблемы, эксцессы
Вы в надежных руках ...
(Стюардессы)

Поза. Ракурс. Фотовспышка.
Модель. Женщина. Мальчишка.
Камера. Планшет. Штатив.
Взгляд. Улыбка. Объектив.
(Фотограф)

Неподкупный, строгий, честный
И психолог он известный,
Как рентгеном всех просветит
Контрабанду вмиг заметит.
(Таможенник)

Он креативный придумал фасон,
Выкройку сделал на модный блузон.
Яркие ткани, эскизы и тренды
Так и рождаются модные бренды.
(Модельер)

Его, как волка, кормят ноги,
Ведет до Киева язык
И добывать в пути-дороге
Он информацию привык.
(Журналист)

Упражнение 1 “Алфавит”

На каждую букву существует профессия. Сейчас мы разделим между участниками буквы алфавита. Затем каждый назовет профессии на буквы, которые ему достались.

Упражнение 2 “В поисках профессионального Я - образа” (модификация автора)

Участники сидят в кругу.

Инструкция: Посмотрите внимательно друг на друга. Попробуйте увидеть про человека очень многое. Давайте этому учиться. Кого из присутствующих вам легко представить:

- плачущим;

- рассерженным;

- извиняющимся;

- объясняющимся в любви.

Теперь усложним задачу. Будут представлены разные профессиональные образы, а вам нужно определить человека, который, по вашему мнению, подходит под описание. Кратко аргументируйте. Ученики, фамилии которых будут названы, ничего объяснять не должны, они просто слушают информацию и берут себе на заметку:

- умелые руки флориста, составляющие нежный и трогательный букет невесты;

- молодой адвокат, победоносно завершивший в суде свое выступление;

- человек, с любовью перебирающий книги и общающийся с юными читателями;

- известный журналист, потирающий от удовольствия руки перед выступлением на ведущем канале;

- ученый, создающий нанороботов;

- микробиолог, с интересом смотрящий в микроскоп;

- археолог, бережно сдувающий песок с найденных черепков под палящим солнцем Египта;

- экскурсовод, ведущий группу людей и увлеченно рассказывающий им разные истории;

- грустные глаза смешного клоуна;

- человек в белом халате, уверенно делающий скальпелем надрез за операционным столом;

- сосредоточенный спасатель пробирается среди руин к пострадавшему;

- композитор, перебирая клавиши и напевая, импровизирует у рояля;

- быстро и проворно мелькает кисточка в ловких руках гримера, делая неузнаваемым человека, сидящего перед зеркалом;

- взрослый, оставшийся в душе ребенком, рисует мультики;

- бесстрашный полицейский, проводит захват вооруженного бандита;

- ласковый взгляд врача-акушера только что принявшего новую жизнь в свои руки;

- веселый кондитер, украшающий огромный торт;

- человек, известный всей стране и любящий дебаты;

- поэт-романтик с горящими глазами, декламирующий свои стихи;

- уверенная бизнес-леди;

- торговец за прилавком на базаре;

- веселый аниматор в отеле, поднимающий настроение отдыхающим;

- психоаналитик с мировым именем.

Обсуждение:

- Что зависело от вашей способности воображения, что - от личности того, на которого вы смотрели?

- О чем говорит то, что одного человека вам в определенном образе видеть трудно, а в другом легко?

- Кому понравился предложенный профессиональный образ?

Упражнение 3 “На златом крыльце сидели...”(авторское)

Ведущий произносит считалку среди участников:

На златом крыльце сидели
Врач, визажист,
Повар, киноартист,
Дизайнер, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей...

Тот, кто “вышел” по считалке, выбирает одну из предложенных профессий, которая привлекает больше других. Остальные участники высказывают свое мнение: подходит или нет профессия данному человеку и почему. Например, “Пете не подходит профессия врач, т.к. он боится крови и очень невнимателен”. “Маше подходит профессия повар – она любит и умеет вкусно готовить и ходит на курс “Ресторанное дело”.

Ученик, выбравший профессию, становится водящим. Профессии в считалке нужно менять, по возможности сохраняя рифму и ритмический стиль. Желательно, чтобы каждый ученик смог поучаствовать и выбрать себе профессию.

Заключительный этап

Рефлексия занятия:

Школьникам предлагается высказать свое мнение о прошедшем занятии.

- Что оказалось наиболее полезным?

- Что было наиболее интересным?

- Есть ли пожелания на следующее занятие?

Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. И потому очень важно уметь хорошо выполнять выбранную трудовую деятельность и делать это с удовольствием. Время у вас еще есть, чтобы все обдумать и выбрать свою будущую профессию.

В жизни, верьте, нет плохих профессий,
Взять любую – просто благодать.
Примеряя нужно точно взвесить,
Очень верно стоит выбирать.

Список литературы.

  1. Козлов Н.И. Формула личности. - СПб.: Питер, 1999.
  2. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения подростков. – М., ВАКО, 2006.