Особенности стилизации народного танца в условиях творческого хореографического коллектива. Методические рекомендации

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: танец


Введение

В последнее время на сцене часто исполняются стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сочетанием одного танцевального направления с другим.

Несомненно, одним из частых проявлений стилизации в хореографическом искусстве является народный танец. В современную эпоху танцевальный фольклор получил широкие возможности. Никогда прежде сцена не видела, искусства более яркого, вдохновенного, чем искусство фольклора, но создание современного народного танца, его сценическая обработка, стилизация, были бы невозможны без глубокого изучения народного творчества. Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты. Необходимость современной творческой интерпретации фольклорного материала, а не только изучение и сохранение традиций, внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры, знание законов стилизации народного танца, придания ему современного звучания, поиск новых форм соединения народного и современного искусства - все эти вопросы делают проблему обращения хореографов к фольклорному материалу актуальной и намечают перспективы дальнейшей работы в данном направлении (см. Прилож. 1).

На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс не обходится без номинации «Стилизация народного танца». Прием стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.

Вопрос стилизации народного танца практически не освещен в теоретических источниках, хотя на практике балетмейстеры активно используют этот прием, не всегда понимая, что они стилизуют, как грамотно объединять разные стили. Много вопросов возникает в ходе создания хореографического произведения, в связи с незнанием законов стилизации народного танца.

Выявление данных противоречий позволило сформулировать проблему, которая заключается в неиспользовании балетмейстерами самодеятельных хореографических коллективов приёмов стилизации, а также недостатке методических пособий.

Теоретические основы стилизации народного танца в творческом хореографическом коллективе

1.1. Стилизации в хореографическом искусстве: сущность, функции, приемы стилизации

Сегодня трудно найти такую область человеческой деятельности, в которой бы не использовалось слово «стиль». Этот термин активно используется хореографами и поэтами, модельерами, философами и дизайнерами, психологами и архитекторами, музыкантами и художниками.

Известно, что слово стиль произошло от греческого stylos - палочка, которой в древности и средние века писали на восковых дощечках. Разные палочки - заостренный стержень из кости, металла или дерева - как бы разные почерки. Потом это перешло в оценку произведений искусства. Единство, похожесть художественных признаков стали называть стилем в живописи, литературе, музыке... Естественно, что это утверждалось временем, эпохой, определенными, типичными дли этого времени социальными обстоятельствами [19].

Слово стилизация вошло в обиход только в 20 веке. Именно на этот период приходится появление первых определений этого понятия.

В «Большой советской энциклопедии» стилизация определяется как «... целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте». В наше время стилизация в разных видах искусства имеет разное значение [3].

Например, в изобразительном искусстве стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы (см. Прилож. 1).

В литературе стилизация это - намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей.

Произведение, сознательно написанное по какому-ни будь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, определяется, как стилизация.

Явление стилизации достаточно часто встречается в композиторской практике. Тем не менее, его научное осмысление в большинстве случаев сопряжено со значительными проблемами, касающимися уже самого определения этого феномена. Понятие «стилизация» часто смешивают с заимствованием, полагая, что обращение к ней свидетельствует о несамостоятельности мышления композитора, его неумении найти свою собственную индивидуальность. В то же время, как представляется, стилизацию следует рассматривать как необычайно существенный творческий прием, позволяющий решать подчас крайне сложные художественные задачи [1].

Стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

Конкретные проявления стилизации отличаются значительным разнообразием. С одной стороны, варьируется ее степень - она может быть высокой, низкой, меняясь от почти точного воссоздания стиля до едва уловимых аллюзий. Сами средства, связанные с воплощением стилизации, могут затрагивать разные параметры музыкального текста (гармония, фактура, мелодика), выступающих как по отдельности, так и в комплексе [22].

В музыкальном тексте стилизация выполняет различные функции. Во-первых, это функция отстранения, при которой для автора важна, в первую очередь, сама граница между своим и чужим стилем. Как уже было сказано выше, эта граница при стилизации возникает всегда, но в этом случае она является предметом специального внимания, обосабливается. Такой эффект возникает при пародии, воплощении в сочинении игрового эффекта.

Другая функция - диалогическая - при ее действии на первом плане оказывается именно воссоздание стиля определенной эпохи или конкретного автора. В этом случае важным оказывается то, что именно стилизуется. В результате в тексте формируется своего рода ссылка на чужой стиль, связывающая в произведении разные исторические эпохи.

В целом же, необходимо подчеркнуть, что устойчивый интерес композиторов к приему стилизации в целом имеет и вполне объективные предпосылки. Ю. Тынянов отметил, что «эволюция литературы, в частности, поэзии, совершается не только путем изобретения новых форм, но и, главным образом, путем применения старых форм в новой функции». В значительной степени это относится и к эволюции музыкального искусства, в котором стилизация оказывается одной из траекторий подобного прочтения уже существующих интонаций - но в новом смысловом освещении.

В хореографическом искусстве стилизация имеет другое значение, нежели в вышеописанных видах искусств. Это не подражание, не имитация какого-либо стиля, это создание совершенно нового лексического материала, за счет смешения стилей, комбинирования движений из разных стилей.

В хореографическом понимании слово стиль - это сочетание двух совершенно разных танцевальных направлений в единую танцевальную композицию. Чаще всего это соединение народного танца с современным танцем.

Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течении многих веков на его основе, это и классический, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогла повлиять на него, а тем более вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несет историю создавшего его народа [7], (см. Прилож. 1).

Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец путем поиска новых путей использования народного творчества, которые позволяют возродить в жизнь формы и жанры танцевального фольклора. А помогает ему в этом современный танец, при помощи стилизации.

Перед тем как разбираться, что такое современные танцы, нужно понять, что вложено в более широкое понятие - танец вообще. Танец - это один из видов искусства, материалом для создания образа и художественных фигур в нем является человеческое тело. Ритмичные движения, пластика, выразительные позы - все это составляющие танца. Это искусство, позволяющее воплотить любую эмоцию, состояние души, передать чувства и настроения через движения своего тела, через перемещение в пространстве. Танец неразрывно связан с музыкой. Он как бы воплощает её содержание, передает композицию, задумку.

Современные танцы - это отличный способ не только проявить и показать себя на танцполе, но также возможность лучше узнать самого себя, погрузиться в глубины самосознания. Современный танец - это передача понимания окружающего мира через призму современности - поп-музыку, мейнстрим, стиль одежды, раскованность. Этот вид танца создан для тех, кто увлекается современными направлениями в музыке, кто любит тусовки и клубы, для тех, кто не стесняется своего тела. Современный танец нужен для того чтобы идти в ногу со временем [23], (см. Прилож. 1).

Как и в любом другом виде искусства, а современный танец - это искусство каждый отдельный стиль и направление - это отдельная история со своими особенностями, набором движений и «фишками».

Какой бы стиль вы ни выбрали, он поможет любому, даже самому застенчивому человеку раскрыться навстречу окружающим, проявить свою личность через движения под модные современные биты.

Не стоит забывать, что корни современных стилей уходят в классику. Все дабстепы, хип-хопы и гоу-гоу родились на основе традиций балета, бальных и народных танцев. Боль, радость, страх и счастье - все эти эмоции передавались через движения корпуса и ног многие века. И сегодня мы имеем возможность видеть эти потрясающие связки, ломаные движения корпуса, завораживающие па и повороты только благодаря традициям, пришедшим из далеких давно минувших эпох. Феерия стиля, разнообразие поз, новые знакомства и дух молодости - вот что такое современный танец.

Существует две большие группы танца современности со своими подкатегориями:

Клубные танцы: джаз-фанк, индастриал, хаус, стрип-данс, шафл, хакка, джампстайл, гоу-гоу, вог и другие.

Уличные стили: хип-хоп, локинг, попинг, дабстеп, электро дэенс, драмнбасс, крамп и т.д. [23].

Соединяя, танцевальные стили современного танца с русским народным мы помогаем привить молодому поколению любовь к народному танцу и сохраняем традиции и культурное наследие нашей страны. Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение.

Поэтому вся надежда на ищущую, чуткую ко всему родному, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь и ищущие новых навыков и возможностей хореографов.

1.2. Особенности стилизации народного танца в творческом хореографическом коллективе

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и эстетических основ национального характер. Утрата национальных традиций в сфере культуры, важнейшей частью которой является фольклор, ведёт к падению нравственно-этического иммунитета общества против распространения бездуховности.

Русское народное творчество - одно из мощных средств воспитания подрастающего поколения. Танцевальный фольклор изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народной педагогики.

Наши мудрые предки с раннего детства начинали многогранный процесс воспитания личности, становление различного рода культурных установок, обучения жизненно ценным знаниям, умениям, навыкам. Если человек с малого возраста испытывал соприкосновение с тем или иным видом народного творчества, это останется в его сознании навсегда и в необходимый момент жизни проявится в виде мощной психологической поддержки нравственного ощущения.

Формируясь и развиваясь как личность, человек в течение всей жизни реализуется творчески в самых различных микросферах со дня рождения.

Природа народного танца непосредственная по своей сути, наибольшим образом подходит к детской психологии. Приобщение к нему меняет детей в поведении, пластике движений, взаимоотношении. Дети становятся более открытыми, доброжелательными, так как получают возможность для самовыражения [21].

Искренность, сердечность, радушие - вот главные качества, которые раскрываются в деталях при соприкосновении со старинными традициями и обрядами русского народа.

Увлечение молодежи танцами, постоянная потребность гармоничного движения делают народный танец естественным и действенным орудием борьбы за души молодых людей, которым нужно пользоваться в полной мере.

Занятия народным танцем учат ценить красоту и народную культуру, воспитывают доброе отношение к окружающему миру, и чем раньше ребенок начнет знакомиться с народным творчеством, тем больше будет ценить свою культуру, лучше развиваться как личность. А чем больше развитых, творческих людей, тем здоровее общество [6].

На сегодняшний момент перед преподавателями, балетмейстерами, специализирующимися в области народного танца, стоит ответственная задача - заинтересовать молодое поколение народной хореографией. В современном культурном пространстве России все большую популярность приобретают современные направления хореографического искусства: танец модерн, модерн-джаз танец и contemporary, а русский народный танец остается в прошлом. В результате этого между специалистами в области русского народного и со­временного танца иногда складываются весьма напряженные отношения. Первые считают, что современная хореография - это некие абстрактные телодвижения, сводящиеся к необъяснимому ползанию по полу и ломаным линиям. Это тенденции и направления, пришедшие к нам к Запада, которые лишь засоряют школу классического танца, совершенно игнорируют народный. Вторые же, наоборот, считают, что народный танец на современном этапе сильно устарел, он непривлекателен, поскольку неактуален, строго ограничен и кодифицирован. Но и те, и другие заблуждаются, говоря о том, что столь разные системы хореографического искусства не смогут найти точек соприкосновения. Эти убеждения ошибочны. Так, на­пример, в результате синтеза народного танца и танца модерн или contemporary можно создать интересные хореографические произведения, которые будут интересны исполнителям, и будут нести нравственную ценность [6], (см. Прилож. 1).

Несомненно, одним из проявлений стилизации в хореографическом искусстве является народный танец.

Стремясь найти истоки характерного танца в прямом соотношении его с различными танцевальными видами, можно найти не только единство, но и противоречия. Вобрав в себя образное начало, суть характера, «народный мотив», характерный танец не представляет собой точного подобия народной пляски, не копирует фольклорный танец. Он поэтично и художественно правдиво выражает народный дух, укрупняя и углубляя черты народного характера, заложенные в первоисточнике. Вместе с тем характерный танец определяет не только образность, выразительность и эмоциональность танца народного, но и вмещает в себя сплав различных видов сценического танца. Движения характерного танца стилизовались в принципах классического танца. В основе своей, происходя от того или иного народного танца, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность.

Проявлением принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного. В этом случае элементы народного танца вплетаются в качестве деталей в рисунок классического танца. Такое проникновение коренится в глубоком внутреннем родстве этих двух танцевальных систем. Народный танец в свое время сыграл большую роль в формировании классического танца.

Классический танец, обогащаясь в процессе своего развития языком народного танца, привносил в него некоторые свои особенности. В некоторых случаях, особенно при постановке экзотических китайских, японских и прочих «па», балетмейстер заимствовал пальцевую и прыжковую технику классического танца. Например, наряду с чисто формальными опытами подобного рода Петипа в конце своего пути дал образец органического слияния народного и классического танца: Таково grand pas в последнем акте Раймонды Глазунова. Это великолепный пример академического классического grand pas, но буквально во все его элементы вплетены пластические элементы венгерского танца, что придает ему определенную национальную окраску. В основном характерный танец в старом классическом балете был строго регламентирован, имел свою, весьма узкую, форму применения: служил всего лишь традиционным дополнением, украшением, контрастом к чисто классическим композициям. Характерный танец обычно представлял собой эффектный вставной номер - обязательную принадлежность дивертисмента [12].

Реформатором балета был М.Фокин, который стремился очистить характерный танец от штампов. О новом в композициях Фокина Ю.Слонимский писал: «Испанские танцы обильно представлены в балетных спектаклях прошлого. Все они основаны на старой традиции и в значительной степени отредактированы хореографами. Исполнители покоряли публику морем огня, страсти, каскадом острых поз. И новые постановки «Арагонской охоты» шли по тому же пути. Ничего похожего у Фокина нет и в помине. В балетных номерах исполнители нередко адресуются непосредственно к зрителю, предназначая ему каждый жест, каждое телодвижение: они прямо и откровенно танцуют для публики, на публику. У Фокина же, как и подобает народной пляске, исполнители танцевали, словно для себя, адресуясь лишь к партнерам, причем делали это естественно, простодушно, не претендуя на реакцию очевидцев и не глядя на них. Говоря предельно коротко, «Арагонскую охоту» танцевали как в быту (разумеется, в этом «как» и есть высшее достижение), удовлетворяя потребность излить душу в движениях. Фокин не воспроизводил этнографическую картину, а (что самое трудное) сочинял как знаток и в то же время истинные народные образы». Необходимо отметить, что новаторские идеи Фокин черпал не только и не столько из фольклорного источника, сколько из своих впечатлений от смежных искусств - живописи и музыки. Это была талантливая стилизация народного танца [15], (см. Прилож. 1).

Народный танец является одним из источников возникновения бесконечного разнообразия движений сценического танца. Под воздействием народного танца происходило формирование движений классического танца, расширялась палитра его выразительных средств, обновлялись его формы. Проявление принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного танца: элементы народного вплетаются в рисунок классического танца. Такое проникновение возможно, но так как существует глубокое внутреннее родство этих двух танцевальных систем. В свое время народный танец сыграл большую роль в формировании классического танца. Осуществляя стилизацию народного танца, нужно стремиться бережно, сохранять то, что отражает лучшие черты характера русского народа. Обогащая рисунок, подчеркивая красивое и типичное, нужно стремиться отобрать из движений самое выразительное, тщательно следить за тем, чтобы в новом сценическом варианте не было чуждых элементов, искажающих основу танца [6].

Таким образом, за счет стилизации происходит обогащение народного танца новыми средствами, формами, появляются новые средства выразительности.

Стилизация народного танца нужна для сохранения национальной культуры и народного творчества, а также для донесения фольклорного материала до зрителей, понимания национальной индивидуальности в музыке и в танце.

В основе стилизованного номера лежит, прежде всего, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления [16].

Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации. Стремясь познать, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно передать последующим поколениям народные черты.

При стилизации танца перед хореографом стоит сложная задача - создание самых разнообразных форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени [10].

Мастера народного сценического танца, в отличие от балетмейстеров, обратившихся к литературе, скульптуре, живописи, в своем творчестве меньше использовали другие виды искусства. Может быть, только в последнее десятилетия, как в профессиональном, так и в любительском творчестве, стали появляться такие произведения, в основе которых легло народное творчество: кружево, вышивка, ткачество, игрушка и т.д.

Рис. 1

К сожалению, большинство сценических танцев на основе народных, в том числе стилизация, носят чисто внешнее сходство, которое достигается костюмом, музыкой и названием: например вятская игрушка, вологодские кружева и т.д. Балетмейстеры часто не наделяют персонажа характером, не вкладывает в лексику, манеру исполнения какие-то характерные особенности, данного края, не учитывает даже композиционного построения: в таком случае вологодские кружева ничем не отличаются от мценских, вятская игрушка - от плешковской и т.д. [6].

При создании стилизованного хореографического номера, руководители коллективов не всегда знают с чего начать. Мы выделили несколько этапов удачной стилизации русского народного танца:

1. Правильно подобранная музыка

Музыка всегда диктует темп, ритм, эмоциональную нагрузку. Расхождение между танцевальной лексикой и музыкой разрушает целостность композиции. Необходимо находить равновесие в эмоциональной отдаче музыки и танца. Не может быть спокойный и размеренный танец под сильную и насыщенную музыку и наоборот.

Современные мастера танца полно слышат и отражают звуковую образность в сценическом действии, варьируя, по своему усмотрению, степень связности музыкального и танцевального текста. В сферу танцевального творчества привлекается музыка разных направлений и стилей. Поэтому балетмейстер, естественно, должен быть знаком с особенностями звучания, текстосложения того или другого конкретного направления, стиля, уметь отражать эти особенности в своих сценических композициях.

В стилизованном русском народном танце музыка должна четко соответствовать тому стилю, с которым планируется стилизовать номер. В ней должна присутствовать современная обработка русской народной музыкальной темы. Обе мелодии должны быть подобраны так, чтобы они сочетались и не были на контрасте. Допускается в стилизованной музыке наличие частей с определенного стиля (например, в кульминационной части можно использовать только современную музыку), но ни в коем случае нельзя допускать чрезмерное наполнение музыки одного стиля, они должны быть обе равнозначны. Если музыка одного стиля заглушается другой, то это считается ошибкой.

2. Подбор хореографического текста

Язык - это средство, при помощи которого складывается речь - монолог, диалог или хор. То же происходит и в хореографии: каждый народ при помощи своих традиционных танцевально-языковых средств создает танцевальную речь, в которую вкладывает свои мысли, чувства, переживания, устремления.

Танцевальная речь должна быть понятна без предварительного прочтения либретто, объясняющего содержание танца. Танец должен нести какую-то мысль, особенно если этот танец ставится для исполнения детьми, текст того, что они исполняют должен быть им понятен. На развитие танца, его рисунка, хореографического языка влияли и условия быта народа, его занятия, климат и т.п.

Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также и его жизненный уклад, его социальный строй. Вспомним высказывание Н.В.Гоголя: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность. Руководствуясь тонкою разборчивостью, творец балета может брать из них, сколько хочет для определения характеров пляшущих своих героев. Само собою, разумеется, что, схвативши в них первую стихию, он может развить ее и улететь несравненно выше своего оригинала, как музыкальный гений из простой, услышанной на улице песни создает целую поэму. По крайней мере, танцы будут иметь тогда более смысла, и таким образом может более разнообразиться этот легкий, воздушный и пламенный язык, доселе еще несколько стесненный и сжатый» [4].

Подбор хореографического текста в стилизованном номере - это самая главная задача, которая стоит перед хореографом. Для начала нужно выбрать регион, с которым вы хотите в дальнейшем работать и очень тщательно изучить его региональные особенности, основные положения ног, рук, положений в паре, основных движений и т.д.

Когда вы выбрали более понравившийся вам регион, можно приступать к выбору стиля современного танца. К этому этапу стоит подойти очень серьезно, оба стиля должны сочетаться не только в музыке, но и хореографическом тексте.

Главная задача правильно подобрать хореографический текст, оба стиля должны в сочетании выглядеть естественно, а не поперек всех законов построения хореографического текста. Соединяя движения различными приемами с добавлением дополнительных элементов, накладывая определенный ритм, позы, ракурсы и из обычных движений получаются красивые танцевальные комбинации, которые можно использовать в танцевальном номере. Точно так же можно развивать различные комбинации.

Важное место в комбинации занимают основные движения русского народного или современного танцев. Сочетая их правильно, можно деформировать комбинацию до неузнаваемости. Именно комбинации раскрывают образ и смысл всего танца. Их можно как сочинить, так и скомбинировать. Наиболее успешные комбинации это те, которые построены по законам построения стилизованного хореографического текста (например, руки исполняют основные движения выбранного вами региона русского танца, а ноги, выбранного вами современного танца или наоборот).

3. Сочинение рисунка танца

Для того чтобы, перемещение исполнителей по сцене в танцевальной композиции не были случайными и хаотичными - они должны двигаться в едином музыкальном ритме, исполнять одинаковые движения, перемещаться по единому рисунку, изображать единый процесс, выражать единое состояние.

Рисунком танца мы называем перемещение танцующего или группы танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения по сцене. Без геометрических фигур нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали - все это мы используем в танцевальном рисунке.

Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определенную мысль), должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. В стилизованном номере особых отклонений от привычных форм не прослеживается.

4. Использование законов драматургии

Существуют танцы, представляющие собой набор движений, не связанных единым содержанием. Такие постановки доставляют эстетическое удовольствие зрителям во время их исполнения, но особо не запоминаются. Как противоположность, существуют композиции с продуманной драматургией, отраженной в танцевальных движениях. Такие танцы запоминаются зрителю больше. Этот закон равно применим ко всем видам и формам композиции танца, от простого сценического танца до многоактного балета.

Следовательно, перед началом постановки стилизованного хореографического произведения, следует продумать его будущую содержательную основу. Иногда прибегают к помощи сценаристов. Получив чью-то разработку драматургической основы, хореограф-постановщик должен освоить ее и перевести на язык танца.

Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека. Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей: экспозиция может получиться ясной, доходчивой или, наоборот, скомканной, тусклой, незаметной. Завязка - четкой и яркой или смазанной, тусклой, незаметной; Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным или растянутым, расхолаживающим. Кульминация, как и завязка, может быть яркой, впечатляющей, настоящей вершиной танца, или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на зрителей. Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной, ничем не обусловленной, а в другом случае - затянутой, расхолаживающей, нарушающей все впечатление от танца.

5. Подбор костюмов

Костюмы для стилизованных номеров должны соответствовать двум танцевальным направлениям, лексика которых явилась основой для создания номера. В настоящее время полностью повторять старинный костюм не обязательно.

Сценический костюм нечто другое более яркое зрелищное и с другой стороны практичное. Большинство коллективов в подавляющем большинстве не фольклорно-этнографические, а просто фольклорные или же, исполняют очень разный репертуар. Тут можно следовать двумя путями: либо воссоздать старинный костюм, но не ограничиваться костюмом одной местности, либо на основе старинных костюмов создать собственные эскизы, но в обоих случаях лучше избегать одинаковости, учитывая только сочетание разных костюмов.

Если удалось найти старинные вещи, элементы костюма, рушник, вышивку, то их можно использовать в создании собственного эксклюзивного костюма. При выборе тканей нужно тщательно проанализировать, насколько они подходят друг другу и той модели, которую вы выбрали

Фольклорным коллективам нужно точно определиться с репертуаром - юг, север, средняя полоса. Хорошо иметь два вида костюмов, желательно, многофункциональных, состоящих из нескольких элементов, а в идеале подумать и о зимнем варианте наличие нескольких видов костюмов необходимо, и здесь более широкое поле для фантазии.

Все этапы имеют свои особенности в процессе сочинения стилизованного номера, некоторые не поддаются влиянию современного звучания. Например, рисунок танца, законы драматургии, в нем так же должны присутствовать тема и идея. Самая распространённая ошибка многих балетмейстеров, это постановка танца без сюжета, темы и идеи.

Существуют танцы, представляющие собой набор движений, не связанных единым содержанием. Такие постановки доставляют эстетическое удовольствие зрителям во время их исполнения, но особо не запоминаются. Как противоположность, существуют композиции с продуманной драматургией, отраженной в танцевальных движениях. Такие танцы запоминаются зрителю больше [11].

Но все же большинство этапов, так или иначе, изменяется. Это музыка, лексика, костюмы и т.д.

Обогащая рисунок танца, подчеркивая красивое и типичное, нужно стремиться отобрать из движений наиболее выразительное, тщательно следить за тем, чтобы в новом сценическом варианте не было чуждых элементов, искажающих народную основу танца.

Стилизованный танец, как неотъемлемая часть всего современного искусства вдохновляется всеми возможными способами. Здесь можно использовать и логику классического, народного и современного танцев, и законы психологической драмы, и игровой театр. Можно эту логику разрушать и создавать все с конца. Все зависит от задач и целей хореографа. Поэтому если номер на конкурсы, то и ориентировал должен быть на жюри, если для концертов, то посвящен теме. А если для себя, потому что у вас есть необходимость в этом творении, то вы вообще никому и ничего не должны, просто делайте, как чувствуете. Но и похвалу не ждите, зачастую остается за гранью понимания подавляющего большинства людей [14].

Проанализировав множество стилизованных русских народных номеров, мы выбрали на наш взгляд два самых удачных примера хореографической народной стилизованной постановки и выделили несколько этапов, которые бы нам помогли сравнить их. Первая постановка шоу-балета Аллы Духовой «TODES» «Русский танец». Вторая постановка под названием «Думы» танцевального коллектива «Контрасты», занявшее 3 место на фестивале танцевальных искусств «DANCE INTEGRATION».

Шоу-балет Аллы Духовой «TODES», использует свой неповторимый и оригинальный стиль, который отличает их от всех коллективов в России. Взяв на примере танец из репертуара тодеса «Русский танец», мы попробовали проследить соблюдены ли все законы и этапы стилизации, которые мы описали во втором параграфе нашей курсовой работы (см. Прилож. 1).

1. Музыка подобрана соответствующая, в ней сочетаются два стиля русский народный и собственный стиль Тодеса. В ней присутствует современная обработка русской народной музыкальной темы. Обе мелодии хорошо сочетаются и не перебивают друг друга.

2. Хореографический текст подобран грамотно, не противоречит законам построения хореографического текста. У Тодеса есть свой особый стиль, который они соединили с элементами русского народного танца. Русский народный танец взят в традиционной форме (веревочки, ковырялочки, дроби, хлопушки, присядки, обертасы, трюковые элементы и т.д.)

3. Костюм выполнен в стиле современного танца, из народного присутствуют лишь элементы, что, по нашему мнению, мешает восприятию народного стиля. Исполняют постановку в народной обуви, что помогает исполнителям делать множество элементов русского народного танца.
Для того чтобы сравнить хореографические постановки, мы проанализировали постановку танцевального коллектива «Контрасты» под названием «Думы».

1. Музыкальный материал данной постановки не совсем подходит, так как в ней не слышится народный мотив, а в большей степени просто песня, с помощью которой тяжело передать собственно сочиненный образ.

2. Хореографический текст совсем не отвечает законам стилизации. В полной мере его можно назвать современным, так как почти вся лексика исполняется в стиле модерн. Народная лексика в танце совсем отсутствует. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что данная постановка не отвечает законам построения лексического материала стилизованного номера.

3. Стилизация присутствует только в костюме. Костюм подобран в соответствии с требованиями стилизации. Но распознавание стиля направления только по костюмам не является стилизацией в полной мере.

Подводя итог, можно сказать, что танцевальная постановка не соответствует всем законам построения стилизованного номера, это говорит о низком уровне профессионализма хореографа-постановщика, удивительно, что коллектив занял 3 место на конкурсе.

Сравнивая эти две постановки, мы пришли к выводу, что процесс создания стилизованного номера требует определенных знаний, навыков и умений.

Самое сложное в стилизации, это поиск стилистических характеров, эмоциональная яркость, должен быть сплав выразительных, технических, композиционных элементов, переходящих из одного в другое, чтобы все движения были оправданы, связаны друг с другом. На наш взгляд, хореографы и постановщики шоу-балета «Тодес» справились с этой нелегкой задачей наиболее удачно, чем танцевальный коллектив «Контрасты». Это говорит о высокой подготовке балетмейстера и участников шоу-балета.

Отсюда следует, что в условиях хореографического коллектива постановка стилизованного произведения на материале народного танца, требует не только глубоких знаний балетмейстера о приемах постановки, сочинения хореографического текста, но и специфических знаний о приемах стилизации, особого таланта, позволяющего логично и гармонично соединять стили в одной постановке. Требуется определенное чувство меры и вкуса, которое позволяет сделать хореографическое произведение интересным для зрительского восприятия. Важно помнить, что стилизованной должна быть не только музыка и костюм, а хореографический текст.

Важно не просто соединить, переплести в одном тексте разные танцевальные жанры. Если хореографическая постановка выполнена по всем правилам стилизации, она становится интересна участникам коллектива. От них не требуется выполнять движения народного танца, известные им, чтобы сделать номер стилизованным. Они исполняют необычную лексику, специально придуманные комбинации, которые отличаются от народных танцев, не похожи на современные.

В условиях любого хореографического коллектива можно создать стилизованную постановку. Костюмы для стилизованного номера чаще всего обходятся дешевле традиционных народных костюмов. Как правило, такие постановки нравятся участникам и играют определенную воспитательную роль, приобщая детей к народному танцу, традициям, прививая любовь к своей Родине.

Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Танец всегда не просто занимал определенное место в социокультурной реальности, но и отображал в себе всю культуру определенного исторического времени в ее целостности. По танцу мы можем судить о характере, быте, традициях того или иного народа. Народный танец отражает в себе различные периоды истории, он - значимая форма сохранения и передачи накопленного опыта от одного поколения к другому [2].

Стремясь познать, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей многие балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Любой исполнитель стремится участвовать в таких постановках, которые бы развили его способности, удовлетворяя его вкусы и вкусы современного зрителя. Большинство руководителей сегодня пользуются уже давно созданными сюжетами и хореографией. На конкурсе можно встретить три одинаковых «Крыжачка» или «Лявонихи», множество переплясов под одинаковую музыку. Такая хореография действительно кажется учащимся устаревшей, неинтересной. Но ведь можно пойти и другим путем, пусть более сложным, создать собственную постановку со своими неординарными движениями, сюжетом, перестроениями в этом как раз может помочь стилизация [13].

В современном культурном пространстве России все большую популярность приобретают современные направления хореографического искусства. Современный русский танец сегодня - это взгляд на него с позиции нашего времени. Время требует от хореографов его развития в полной мере, во всех направлениях. Танец получает много различных разветвлений, одним из них является стилизация [5].

Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д. [24].
Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами), но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др [22], (см. Прилож. 1).

Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный танец, который представляет собой соединение классического и народного танца. Эстрадный танец не ограничен никакими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию - эстрадный танец.

Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления или, имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей [24].

Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец - одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце (см. Прилож. 1).

Профессор Р.Захаров выделял в процессе создания нового хореографического произведения 5 звеньев и, хотя каждое из этих звеньев - самостоятельный этап творческого процесса, они находятся в органической неразрывной связи друг с другом.

  1. Возникновение замысла. Идеи, темы будущего произведения и воплощение ее в программе. Программа должна быть составлена по законам драматургии и содержать изложение событий, произошедших в определенное время в определенных условиях - с обозначением и описанием места. Времени и характер действий. Перечислением качеств всех действующих лиц.
  2. Появление композиционного плана или музыкально-хореографического сценария, который создается балетмейстером для композитора.
  3. Процесс создания композитором музыкального произведения.
  4. Период сочинения произведения всех его танцев и сцен с галереей художественных образов (соло, массовых сцен), эскизами декораций и костюмов, световой партитурой.
  5. Постановка всего сочинения в репетиционных залах. Завершающий этап - репетиция на сцене, в костюмах, в гриме с декорациями с оркестром. Как результат - встреча со зрителями на сцене [18].

Используя опыт профессиональных балетмейстеров, для анализа стилизованных произведений, мы выделили критерии:

  1. Тема и идея (тема - о чем в данном произведении идет речь, идея- что хочет передать автор зрителю)
  2. Музыкальный материал (сочетание двух стилевых музыкальных направлений)
  3. Сюжет (система событий, через которые раскрывается образ человека, его судьба)
  4. Лексический материал (при сценической обработки танца балетмейстер должен создать новое художественное произведение созвучные нашей эпохи, поднять их на более высокую ступень и не растерять тех жемчужин, которые создал народ)
  5. Рисунок танца (грамотное перемещение участников по сцене, правильность построения рисунков и композиционных переходов. Соблюдения правил законов построения рисунка танца)
  6. Образ (характер героя раскрывается на сцене в линии его поведения, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства)
  7. Костюмы (сочетание двух стилей, передаваемые в элементах костюма)
  8. Современное звучание
  9. Общее впечатление

Для примера анализа стилизованных произведений мы выбрали 3 постановки:

«Девичий хоровод»

Автор неизвестен.

Тема - русская девушка

Идея - показать красоту русской девушки.

Музыкальный материал. Русская народная хороводная музыка. Если следовать критериям, то музыка не подходит, так как в ней нет стилизации, но в данной интерпретации музыка лаконично сливается с танцем. Можно сказать, что такой вариант использования не стилизованной музыки в танце может быть исключением из общепринятых правил.

Сюжет. Бессюжетный хоровод.

Лексический материал. Смешение русского народного танца с техникой современного танца модерн. Русский хоровод представлен в необычной форме: нет хороводного шага, неприсущий хороводу parterre, работа в парах, прыжки, поддержки с отрывом от пола одного партнера. Нет основного хороводного шага (маленькие быстрые переступания на полупальцах), а в основе лежит припадание с добавлением поворотов, широких позиций ног, бега. Руки, в основном, исполняют лексику русского народного танца, чередуя элементы современного. В танце присутствуют элементы современного танца: параллельные позиции ног (первая параллельная), grand battement, слайд, элемент техники партнеринг, флекс, скручивание, характерное для модерна, смена уровней. Самые выделяющиеся движения, которые несвойственны русскому народному хороводу это parterre, высокие и низкие прыжки, так как движения в обычном хороводе всегда плавные и сдержанные [25], (см. Прилож. 1).

Рисунок танца. Стилизация просматривается в ассиметричных рисунках несвойственных русскому хороводу, но также, присутствует основной рисунок - круг. Очень необычное сочетание рисунков и композиционных переходов создает динамику в номере.

Образ. Автор, по нашему мнению, хотел передать атмосферу девичьего гуляния на лугу с играми и собиранием цветов. Девушки в данной хореографической постановке олицетворяют весну, жизнь, целомудрие, красоту русской души. И современные движения не портят обстановку, а только раскрывают широту души и нежный образ русской красавицы.

Костюмы. Русский народный сарафан представлен в облегченной форме. Если в обычных русских хороводах всегда удлиненная, широкая, тяжелая юбка для того чтобы было не видно ног исполнительниц, то в данном варианте юбка доходит до щиколотки, что позволяет использовать в лексике широкие движения. Юбка сделана из легкого материала, для того чтобы поднимать высоко ноги и делать глубокие выпады, при этом не чувствуя дискомфорта. Обувь в данном номере отсутствует, что противоречит правилам русского хоровода, но в данном номере девушки как будто «бегают по полям босиком». В сарафане не так сильно внесены изменения, по сравнению с традиционным сарафаном, отсутствие обуви подтверждает, что это стилизованный номер [9].

Современное звучание. Мы думаем, что номер соответствует современному звучанию. И в любых коллективах можно использовать такие номера для того чтобы подрастающее поколение помнили о традициях русского народа и при этом занимались хореографией, соответствующей современным веяниям.

Общее впечатление. Номер очень интересный и все время держит зрителя в напряжении, что не каждый русский хоровод может сделать. На наш взгляд номер получился очень удачно, интересная лексика, рисунки, костюмы. Такие номера очень редко можно встретить на конкурсах и фестивалях. Взяв русские народные элементы, балетмейстер, очень тонко и со вкусом вплел туда элементы современного танца.

«Дроля мой!»

Автор: музыкального театра «Браво».

Тема: взаимоотношения.

Идея: показать переживание девушки в отсутствии возлюбленного.

Музыкальный материал. Песню «Дроля мой», впервые исполнил Воронежский хор в фильме «Судьба человека» музыку к фильму написал Вениамин Баснер. В данном варианте исполняет Гарик Сукачев, он очень бережно к оригиналу изменил текс и музыку песни и теперь она входит в его репертуар (см. Прилож. 1). Слова песни написаны давно, они поддались видоизменениям, но смысл остался прежним. А вот сама музыка уже написана на новый лад, что подтверждает, что песня стилизована [26].

Сюжет. Танец повествует нам о девушке, которая ждет своего «Дролю» (см. Прилож. 1).

Лексический материал. Стилизация народного танца с современным танцем. В танце большое количество поз, акцентов, жестов, бытовых движений присущих современной хореографии, того что в народном танце совсем не используется. Очень резкие движения добавляют танцу техничности и динамики. Хореография женского стиля (дроби, молоточки, припадание, приставные шаги, положении рук на кулаке, полочка) смешена с мужским (присядка, положение рук «на шапочке»). Очень интересная работа с лавочкой и в конце номера со скалкой. Отголоски жанра танц-театр находят в таких движениях как Curve (кёрф), изоляция, слайд, элемент техники партнеринг, флекс, смена уровней, контракция. Хорошее сочетание элементов 2 совершенно разных стилей дает жизнь новому танцу [23], (см. Прилож. 1).

Рисунок танца. В рисунках нет форм русского танца, солисты находятся как сбоку, так и на середине. В основном используются линейные рисунки, нет элементов перепляса, что характерно русскому танцу.

Образ. В танце использовано большое количество акцентов, поз и бытовых движений, за счет этого раскрывается образ героев. Мимика и пантомима играют очень большую роль в донесении смысла, который хотел передать автор. При просмотре хореографической постановки складывается собирательный образ девушки сильной духом и способной «войти в горящую избу», это подчеркивается грубым мужским вокалом, но какой бы сильной не была девушка ей хочется быть слабой с любимым человеком, способным ее защитить, возлюбленным - «Дролей» [1].

Костюмы. Автор произведения своеобразно подошел к выбору костюмов. Платье с завернутыми рукавами, колготки-чулки, нет обуви. Но главная изюминка костюма этого номера в платке. Он сделан, как капюшон, концы платка обвивают тело как жилетка, сзади спина полностью закрыта углом, имитирующим платок. Этот костюм, можно рассматривать как, идеальный вариант стилизованного русского народного костюма. Все элементы сделаны так, чтобы на сцене это выглядело красиво и необычно, но в тоже время участникам было удобно в них танцевать.

Современное звучание. По итогам участия в культурном проекте «Дельфийский Новосибирск - 2013» театр «BRAVO» с номером «Дроля мой!» стал обладателем Серебряной медали Двенадцатых Молодёжных Дельфийских игр России и Золотой медали Восьмых Молодежных Дельфийских игр СНГ (см. Прилож. 1).

Общее впечатление. Танец поразил своей оригинальностью, интересными хореографическими находками, но возраст исполнителей не соответствует образу героев данной постановки.

«Сирень»

Исполняет Московский государственный театр танца «Гжель».

Тема: природа.

Идея: показать во всей красе цветение сирени.

Музыкальный материал. Стилизация в музыке прослеживается в том, что оркестр народных инструментов играет классический вальс.

Сюжет. Процесс цветения сирени.

Лексический материал. Русский народный хоровод с использованием классического танца. Лексика народного танца просматривается в таких элементах: соединение рук и переброс их на плечо, в некоторых моментах просматривается хороводный шаг, также в положениях рук (одна рука на плечо, вторая во 2 позиции, «воротца»), положение в тройках. Очень гармонично просматривается волна, руки исполнительниц перекрещены и сцеплены, по очереди поднимаются и опускаются. Волна происходит в быстром темпе, что совсем не характерно хороводу. Также в танце присутствует лексика классического танца, в таких движениях как port de bras, различные виды arabesgue, подниманием ноги на 45 градусов, движениях в паре, tire-bouchon и т.д. Очень гармоничное соединение двух насыщенным лексическим материалом танцев. Сплав русской души с классической красотой, дает такое эксклюзивное творение [20], (см. Прилож. 1).

Рисунок танца. Форма женского хоровода прослеживается в рисунках очень точно. Рисунок танца занимает главное место в этом номере. Характерные хороводу перестроения, рисунок «звездочка», «воротца», «волна». Можно сказать, что, танец создан по принципу: классический танец с использованием хороводных рисунков.

Образ. При просмотре номера складывается образ красиво цветущей, развивающейся по ветру, хрупкой и нежной девушки, которую автор сравнивает с цветением сирени.

Костюмы. Самое необычное в костюме это рукава платьев, напоминающие соцветия сирени в момент из цветения. Стилизация в костюме - это классическое платье с удлиненным подолом. Легкая ткань не мешает исполнительницам свободно передвигаться. Видны ноги девушек под платьями, что не характерно для традиционного русского хоровода, это еще один момент стилизации. Все русские хороводы исполняются, исключительно, в длинных юбках и так чтобы не было видно ног. Такой костюм создает эффект «плывет как лебедь» - главная отличительная черта всех русских хороводов [24].

Современное звучание. Хореографическая постановка может пользоваться спросом как у взрослой аудитории, так и у младшей.

Общее впечатление. Очень интересно наблюдать за развитием танца, за движениями, которые завораживают. Красивые платья с необычными рукавами с красивым и спокойным цветом влекут в мир грез, завораживают.

Анализируя постановки, мы затронули множество важных аспектов при стилизации танца. И можно с уверенностью сказать, что большинство постановок хореографы создают с полным незнанием законов драматургии, содержания лексического материала обоих стилей. Очень важно в таких моментах избегать крайностей, излишней наполненности номера лексическим материалом, либо, наоборот, излишнего минимализма. Важно правильно подобрать музыку, стилизовать лексику, но при этом не забыть о рисунках, ведь они важны в стилизации танце. Костюм должен быть продуман до мелочей, грамотно стилизован. В нем должно быть комфортно исполнителям и, в тоже время, он должен эстетично выглядеть со сцены.

Большинству хореографов достаточно сложно создать сюжетный драматургически развивающийся номер, который передаст зрителю определенные мысли через пластику, мимику и жесты, донесет всю суть созданного образа на сцене. Если хореографическая постановка удерживает внимание зрителей на протяжении всего номера, это уже залог успеха. Она будет высоко оценена на различных конкурсах и фестивалях.

Современные условия общественного развития определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранение и возрождения национальной культуры, составной частью которой является хореографическое искусство. А именно стилизация танца может помочь решить множество проблем. Но чтобы добиться хорошей стилизации, хореографам необходимо с точностью воспроизводить и обрабатывать выбранный для стилизации материал. Также необходимо досконально разбираться особенностях развития техники не только народного, но и современного танца, классического танца и многих других направлениях.

Для создания стилизованного танцевального номера берется фольклорно-этнографический материал. Переработав фольклорно-этнографический материал, его образцы получают стилизованную современную сценическую обработку. Задача заключается в том, чтобы прочувствовать и перенести на сценическую площадку не традиционный образ героя, который существует в фольклоре, а посредством ассоциаций, с героем передать глубинное ощущение о том, какой это был человек, т.е. воссоздать абстрактный, бессознательный образ. Образ, который должен быть примером для учащихся.

При анализе стилизованных постановок мы выделяем несколько критерий, по которым изучаем каждую деталь танца: правильность подбора музыкального материала, сочетание и грамотность построения лексического материала, построения танца по законам драматургии, подбор костюма, современное звучание номера.

Проанализировав номера, мы пытаемся поставить стилизованную постановку самостоятельно с учетом критерий подобранных нами. Самостоятельная постановка номера требует больших усилий. Нужно четко поминать задачу, которую ставится перед балетмейстером, хорошо разбираться в лексическом материала при комбинировании движений из разных стилей танца, внимательно относится к подбору музыкального материала. Нужно не забывать про возрастные особенности детей, заинтересовать их своей постановкой, чтобы номер воспитывал и приносил удовольствие. Как сказал Тед Шон «танец - это единственное искусство, материалом для которого служим мы сами» [25].

На сегодняшний день возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все большее значение. Русский танец является одной из высших духовных ценностей нашего народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры. Чтобы вызвать интерес молодежи к народным танцам, их необходимо стилизовать с современными направлениями в хореографии.

В хореографическом искусстве стилизация имеет другое значение, нежели в музыке, живописи и других видах искусств.

Создание стилизованного танца - это не подражание, не имитация какого-либо стиля, это создание совершенно нового лексического материала, за счет смешения стилей, комбинирования движений из разных стилей, целый процесс создания абсолютно новой хореографической постановки, наполненной бытом и жизнью русского народа и добавление к нему современного звучания, при этом, не искажая ни современности, ни истории русского народа.

Мастера стилизованной хореографии сначала должны тщательно изучить и обработать танцевальный фольклор, чтоб в дальнейшем он смог обрести новую жизнь, стремясь бережно сохранять то, что отражает лучшие черты характера русского народа.

Стилизация это особый, не изученный процесс, в нем еще нет рамок и законов, нет правил, которым бы могли придерживаться постановщики стилизованных номеров. И поэтому у многих хореографов получаются постановки совсем не похожие на стилизацию, но, чтобы это исправить, тема должна быть тщательно изучена и записана в книгах, которые будут передавать опыт из поколения в поколение. Нужно проводить мастер классы, как можно больше семинаров по этой не изученной теме и тогда люди начнут понимать, зачем и для чего они ставят такие номера.

Молодежь не может воспринимать танцевальный фольклор в его аутентичной форме, они хотят шагать в ногу со временем, считая, что русский народный танец потерял свою былую популярность. И так как современный танец сейчас получил большое распространение по всей стране, хореографы пытаются, соединяя русский танец и современный, привить те знания, которые необходимы каждому человеку, любящему свою родную страну, чтобы наши дети не забывали какой кладезь знаний, навыков, опыта и умений оставили наши предки после себя.

Если мы не будем помогать развиваться искусству, то русский танец канет в лету и русский народ совсем потеряет свои истоки, они будут забыты.

Занятия танцевальным фольклором учит ценить красоту и народную культуру, воспитывают доброе отношение к окружающему миру, и чем раньше мы начнем знакомиться с народным творчеством, тем больше будем ценить свою культуру, лучше развиваться как личность. И человек, занимающийся танцевальным фольклором, обязательно раскроет свою личность. А чем больше развитых и творческих людей, тем здоровее общество. Заинтересовать детей на уроках поможет использование стилизации, так как через грамотное «осовременивание» русского народного танца мы передаем свою культуру молодежи.

Процесс обучения танцу - это постоянная, трудная физическая и психологическая работа над собой, требующая больших эмоциональных затрат. Увлеченность и активность педагога-хореографа облегчает эту работу учащимся. Несмотря на начальные физические данные учащихся в процессе занятий все эти навыки совершенствуются, способствуя правильному физическому развитию детей.

Необходимо правильно организовывать процесс. Необходимо акцентировать внимание детей на сущности народного танца как такового. Воспитательный аспект должен присутствовать не только при формировании и деятельности самого коллектива. В ансамбле понимание детьми сущности самих занятий и концертных постановок очень важно. Каждый ребенок должен осознавать, для чего изучаются народные танцы, с какими традициями они связаны, что влечет за собой сохранение традиций, культуры народа.

Очень важно на каждом уроке формировать в детях особый интерес к своей нации, культуре и быту своего народа. Дети должны понимать, в какой стране они живут, где их корни и истоки. Таким образом, закладывается национальное самосознание, у детей формируется отношение к другим нациям, народностям, дети различают танцы разных народов, знают особенности исполнения своих национальных танцев. Тогда интерес детей к собственной культуре вызывает интерес и к национальным танцам.

Занятия в коллективе, участие в различных конкурсах и фестивалях поддерживает интерес к народному танцу. Использование в народной хореографии новых тенденций позволяет детям чувствовать себя уверенно на танцевальной площадке, придает особую значимость занятиям в коллективе, вызывает интерес у сверстников.

Очень важно не утратить в искусстве национальную индивидуальность. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо знать характерные черты народного танца того или иного народа, а также, свободно владеть такими понятиями, как «стиль», «стилизация».

Для чего нужна стилизация народного танца? В первую очередь, для сохранения национальной культуры и народного творчества, а также для донесения фольклорного материала до зрителей, понимания национальной индивидуальности в музыке и в танце

В методических рекомендациях мы дали определение понятию «стилизация» в разных видах искусства и в хореографическом искусств особенности. Рассмотрели стилизацию, и выявили проблемы постановки стилизованного номера в творческих коллективах.

При выявлении противоречий, которые заключаются в неиспользовании балетмейстерами самодеятельных хореографических коллективов приёмов стилизации, мы пришли к выводу, что пока этот вопрос не будет освещен в методических материалах в доступных источниках, хореографам будет тяжело ставить грамотно стилизованные постановки. В связи с этим, необходимо проводить больше мастер-классов, семинаров, тогда на конкурсах в номинации «Стилизованный народный танец» хореографы с уверенностью смогут выставлять свои номера и зрителю любого возраста будет интересно их смотреть.

Список использованных источников

  1. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение: теория и практика / Э.Бутенко. - М.: Прикосновение, 2005. - С. 127.
  2. Бухвостова Л. Мастерство хореографа / Л.Бухвостова, С.Щекочихина. - Орел: ОГИК, 2004. - 144 с.
  3. Ванслов В.В. Балет: Энциклопедия / В.В.Ванслов. - М.: Сов.энцикл., - 624 с.
  4. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 7 т. / Н.В.Гоголь. - М., 1978. - Т. 6. - С. 178-179.
  5. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю.И. Громов. - 2 изд., испр. - СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; Лань, 2011. - 256 с. - (Мир культуры, истории и философии).
  6. Заикин Н.И. Хореографическое искусство в культурно-образовательном пространстве: история, теория и методика: сб. науч. тр.: в 2 ч. / сост. Н.И. Заикин, Н.А.Заикина. - Орел: ОГИК, 2013. - Ч. 1. - 169 с.; Ч. 2. - 241 с.
  7. Зацепина К. Народно-сценический танец / К.Зацепина и др. - М.: Искусство, 1976. - 364 с.
  8. Красовская В.М. История русского балета / В.М.Красовская. - 3 изд., стер. - СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; Лань, 2010. - 288 с.
  9. Лопухов Ф. В глубь хореографии / Ф.Лопухов. - М.: ФОЛИУМ, 2003. - 192 с.
  10. Лысикова Н.Л. Приемы сохранения самобытной стилистики народного танца // Актуальные проблемы современного музыкального и художественно-эстетического образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2014. - С. 158-162.
  11. Мелехов А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. по-собие / А. В. Мелехов; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 128 с.
  12. Пермякова А.Б. Опираясь на наследие, искать новое // Балет. - 2010. - № 3. - С. 24-25.
  13. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992. - 63 с.
  14. Сентябова И.Б. Взгляд на современное состояние хореографической стилизации // Традиционная танцевальная культура народов Урало-Поволжья: исследование, образование, искусство, бытование: материалы Международной науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2013. - С. 169-176.
  15. Фокин М. Новый балет // Аргус. - 1916. - № 1. - С. 32.
  16. Фоменко И.М. Русский народный танец: современное состояние, тенденции и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / И.М.Фоменко, С.А.Щекотихина, Н.И.Заикин, И.И.Банникова, О.А.Ошерова, - Орел: Горизонт, 2012. - 255 с.
  17. История одной песни [Электронный ресурс]: [тексты песен и романсов]. - [Б. м., 2017]. - URL:http://www.liveinternet.ru/community/frondam/post231264582 (07.06.2017).
  18. Искусство балетмейстера: композиция и постановка танца [Электронный ресурс] // Электронная библиотека УрГПУ: [сайт]. - Екатеринбург: ИИЦ НБ УрГПУ, 2014-2017. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2885/1/uch00033.pdf (07.06.2017)
  19. Кириллов А. Стилизация в дореволюционном теоретическом наследии В. Э. Мейерхольда [Электронный ресурс] // Театральная библиотека Сергеева: [сайт]. - СПб.: Антон Сергеев, 2012-2017. - URL: http://www.teatr-lib.ru/Library/Direction/direction/ (07.06.2017)
  20. Про балет: балет: история и развитие балета: волшебный мир танца [Электронный ресурс]: [авторский блог]. - [Б. м., 2017]. - URL: http://probalet.info/stilizaciya-klassicheskogo-tanca (07.06.2017).
  21. Стилизация и эклектика, в хорошем смысле: как стимуляторы развития культуры [Электронный ресурс] // Архитектор Михаил Белов: блог. - М., 2017. - URL: http://arhbelov.ru/169styleklekt/ (07.06.2017).
  22. Стилизация народного танца как основа развития духовно-нравственного развития потенциала учащихся [Электронный ресурс]: [сайт]. - [Б. м., 2017]. - URL: http://megapredmet.ru/1-34877.html (07.06.2017)
  23. Современные танцевальные направления [Электронный ресурс]: [сайт]. - [Б. м., 2017]. - URL: http://us-ds.ru/articles/sovremennye-tancevalnye-napravleniya/ (07.06.2017)
  24. Стилизация в хореографии [Электронный ресурс] // Need4dance: энциклопедия по хореографии. - [Б. м., 2017]. - URL: http://need4dance.ru/?p=1585 (07.06.2017).
  25. Танец модерн. Тед Шон учащихся [Электронный ресурс]: [сайт]. - [Б. м., 2017]. - URL: http://www.4dancing.ru/blogs/260615/2202/ (07.06.2017).