Формы и методы взаимодействия педагогов с родителями в вопросах формирования психологической готовности ребенка к школе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: готовность к обучению


Актуальным вопросом является изучение программных требований к отражению взаимодействия с семьями воспитанников в комплексных образовательных программах, рекомендованных Министерством образования РФ. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. выделяют несколько вариантов такого отражения [41].

Первый вариант взаимодействия отражается через задачу расширения представлений дошкольников о семье, родственных связях, истории семьи. Например, это программы: «Радуга»/Под ред. Т. Н. Дороновой и др. - М., 1996; «Детство»/Под ред. В. И. Логиновой и др. - СПб., 1997.

Второй вариант включает описание содержания домашнего воспитания по линиям развития ребенка. Это, например, программы: «Кроха» /Под ред. Г. Г. Григорьевой и др. - М. 1998; «Из детства в отрочество»: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. Д. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. - М., 2004; программа «Преемственность» /Под ред. Н. А. Федосовой, Т. С. Комаровой и др. - М., 1999, в которой отражены варианты занятий с ребенком в семье.

Третий вариант фокусируется на описании задач, условий, содержания, форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников. Это, например, программы: «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника /Науч. ред. Л. А. Парамонова и др. - М., 2003; Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л. А. Парамоновой. - М., 2004; «Золотой ключик»/Под ред. Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой. - М., 1996, в которой представлены задачи по формированию у родителей положительного отношения к ДОУ.

Анализ названных программ, где в разных вариантах отражается взаимодействие с семьями, имеющими детей от года до семи лет, позволяет суммировать ряд базисных (программных) задач, связанных с повышением воспитательной культуры родителей:

а) устанавливать диалогические и партнерские отношения с семьями воспитанников, создавать атмосферу общности интересов на основе коммуникативной культуры общения;

б) обогащать воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, развивать его физическую, духовно-нравственную, интеллектуальную компетентность, опираясь на педагогику игры;

в) использовать эффективные методы включения родителей в продуктивную жизнь ребенка в детском саду;

г) помогать родителям осознавать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.

Например, научную и практическую ценность для нашего исследования представляют педагогические идеи программ «Радуга» - руководитель авторского коллектива Т.Н. Доронова. [29] Одним из плодотворных направлений является приобщение педагогов и родителей к добровольному, доверительному сотрудничеству: взрослый - это группа единомышленников.

Авторами программы «Радуга» разработана обширная методика приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Особо подчеркивается при этом роль взрослых (родителей и педагогов) в формировании духовного здоровья ребенка «… для психического развития необходима духовная пища». [29. с.7]

Разработка и реализация программы «Московская семья - компетентные родители» (Арнаутова Е.П.) в дошкольном образовательном учреждении предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива, диалогической стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп.

Задачи программы «Московская семья - компетентные родители»:

- Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

- Внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства.

- Способствовать повышению потенциала взаимного доверия в системе отношений «семья - социально-образовательные структуры города», поиску способов его наращивания в условиях изменившегося социально-экономического и социокультурного контекста современной жизни.

- Повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста.

- Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение данного аспекта работы на городском, окружном уровнях управления дошкольным образованием, а также в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Реализация и внедрение Городской программы «Московская семья - компетентные родители» позволит обеспечить:

- Повышение чувства социальной и личной ответственности московских родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.

- Гармонизацию детско-родительских отношений в московских семьях с детьми раннего и дошкольного возраста.

- Снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

- Обновление информационно-справочной службы для родителей на городском и окружном уровнях.

- Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений города в общении с родителями.

- О.Н. Урбанская предлагает работу педагога с семьей вести в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей, при этом рекомендует придерживаться некоторых правил: «Вдумчивый и серьезный педагог, быстро откликающийся на нужды и потребности детей, всегда найдет путь к сближению и установлению с родителями контактов, необходимых для выработки общих мер воздействия на ребенка. Но, обдумывая пути и формы общения с семьями своих воспитанников, педагог должен помнить о том, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей. Не надо бояться делать в нужных случаях замечания, нужно категорически предъявлять те или иные требования, добиваться выполнения данных детским садом рекомендаций по воспитанию ребенка» [68. с.79].

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана О.В. Солодянкиной специальная методика, которая включает три этапа:

  • первый - актуализация потребностей родителей в образовании
  • собственного ребенка;
  • второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
  • третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход. Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блока-ми, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности [с.12-13].

Таблица 1. Основные блоки по работе с родителями

Блоки
Основные задачи Формы

Педагогическое

Просвещение родителей

Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.

Повышение педагогической грамотности родителей

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения

Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины работа кружков, совместные мероприятия и др.

Для реализации содержания работы психологической подготовки детей к обучению к школе в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Анализ практики работы педагогов и руководителей дошкольных учреждений выявил 2 вида форм совместной работы.

Совместные мероприятия педагогов и родителей

  1. Родительские собрания
  2. Конференции
  3. Консультации
  4. Беседы
  5. Вечера для родителей
  6. Кружки для родителей
  7. Тематические выставки
  8. Диспуты
  9. Педагогические советы
  10. Попечительский совет
  11. Встреча с администрацией
  12. Школа для родителей
  13. Посещение семей на дому
  14. Родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

  1. Дни открытых дверей
  2. Турниры знатоков
  3. Кружки
  4. КВН, викторины
  5. Праздники
  6. Семейные конкурсы
  7. Выпуск газеты
  8. Просмотры фильмов
  9. Концерты
  10. Оформление групп
  11. Соревнования

Однако часто используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе - организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов - создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей.

Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др. [2].

Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, уголки для родителей и др.

Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Психологические особенности будущего первоклассника», «Школьные страхи детей» и др.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах, воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением развивать в нем положительные личностные качества, великодушием и милосердием.

Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада и родителям нужно:

  • выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома;
  • согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке - будущем первокласснике - все заинтересованные участники цепочки [с.6].

Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учебе, о том, какое участие в школьной жизни детей могут принять разные люди и обстоятельства, складываются из многих кусочков. Это и опыт собственной школьной жизни родителей, а с годами человеку свойственно приукрашивать прошлое. Это и истории, предлагаемые средствами массовой информации. Еще существуют образы, создаваемые родственниками, друзьями и знакомыми. Часто эти кусочки имеют выраженный черный или белый цвет, позитив или негатив. Вот почему главное направление работы психолога дошкольного учреждения по профилактике школьных страхов - внесение конструктивных оттенков в создаваемые образы, смещение внимания родителя на понятные, земные критерии оценки ситуации и через это снижение напряженности ожидания начала школьного обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что родителей будущих первоклассников чаще всего их волнуют:

  • проблемы, связанные с выбором школы, учителя;
  • недостаточная осведомленность об организации процесса обучения ребенка в школе;
  • недостаточная осведомленность о критериях готовности ребенка к школьному обучению;
  • затруднения в определении своей роли в предшкольной и школьной жизни ребенка;
  • реальные или мнимые особенности ребенка и их влияние на установление отношений в новом коллективе [с.27].

Возможна групповая и индивидуальная работа в форме консультаций и тренингов, в некоторых случаях допустимо опираться на наглядные средства. Наш опыт показывает, что грамотно организованная профилактика значительно снижает количество индивидуальных обращений родителей за помощью. Три последние группы запросов требуют от психолога психотерапевтических навыков.

Многие родители испытывают затруднения при выборе школы. И даже сделав выбор, волнуются, что школа окажется не так хороша, как хотелось бы. Тревога родителей понятна и связана с желанием дать своему ребенку лучшее. Опыт показывает, что напряжение ситуации несколько снижается, когда родители получают в руки инструмент, позволяющий им сравнивать школы по определенным критериям. Можно посоветовать зайти в ближайшие школы, поговорить со взрослыми, встречающими своих детей после уроков. Кроме этого, получить представление о ближайших школах позволяют разговоры с родителями во время прогулок, на детских площадках, во дворах и скверах по месту жительства.

Большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Выделим три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

  • желание учиться;
  • способность управлять своим поведением;
  • способность управлять своими интеллектуальными процессами.

Следует акцентировать внимание родителей на общей личностной подготовке ребенка к школе, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе.

Важную роль следует отводить игровой деятельности. Необходимо рассказать родителям, что игровая мотивация побуждает ребенка под-чиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

В разработке и апробации образовательно-игрового цикла встреч с родителями будущих первоклассников необходимо сделать акцент на инициативный характер игрового общения «педагог-родитель-ребенок-учитель».

Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера (дискуссия, познавательно-игровая викторина с участием взрослых и детей, игровой практикум, тренинг). Режим проведения планируется с учетом взаимной договоренности с родителями, наличия профессиональных сил в дошкольном учреждении.

Применение активных методов в общении с родителями уменьшает давление шаблонов и стереотипов, поскольку в семейном воспитании меньше всего работает упование на готовые схемы и «рецепты». Поэтому исследователи советуют использовать методы активизации и развития педагогической рефлексии, так как они позволяют наилучшим образом пробуждать потенциал родителей (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова и др.). Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, т.к. начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. Активные методы предоставляют родителям возможность вместе со специалистом эмоционально проживать как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер; помогают формировать навыки рефлексии личного опыта и выходу за пределы своих стереотипов на интеграцию новых действий, переживаний, мыслей, искренний и живой контакт с ребенком в семье [37].

Выводы: Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения по психологической подготовке детей к обучению в школе носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.

Исходя из научных исследований, можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, т.к. признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития.

Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи - это актуальная проблема современного воспитания, так как семья и ДОУ являются основными субъектами воспитания, от целенаправленных и согласованных действий которых во многом зависит психологическая готовность к обучения в школе. Однако работа с родителями часто ведется бессистемно и нецеленаправленно, отсутствует осознанность целей и задач воспитания детей, взаимопонимание между родителями и детьми, единая система требований к ребенку.

Современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями в подготовке детей к обучению в школе разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьей позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.

- Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение данного аспекта работы на городском, окружном уровнях управления дошкольным образованием, а также в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

- Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических, психологических и иных кадров для системы московского образования по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей, деятельности в ДОУ социальных (семейных) педагогов.

Реализация и внедрение Городской программы «Московская семья - компетентные родители» позволит обеспечить:

- Повышение чувства социальной и личной ответственности московских родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.

- Гармонизацию детско-родительских отношений в московских семьях с детьми раннего и дошкольного возраста.

- Снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

- Обновление информационно-справочной службы для родителей на городском и окружном уровнях.

- Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений города в общении с родителями.

- Максимальное сокращение социальной изоляции семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста в домашних условиях, предоставление им доступной квалифицированной психолого-педагогической помощи, в том числе на базе «Консультативных пунктов» при ДОУ.

Применение активных методов в общении с родителями уменьшает давление шаблонов и стереотипов, поскольку в семейном воспитании меньше всего работает упование на готовые схемы и «рецепты». Поэтому исследователи советуют использовать методы активизации и развития педагогической рефлексии, так как они позволяют наилучшим образом пробуждать потенциал родителей (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова и др.). Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, т.к. начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Анализ теоретических исследований показывает, что основными формами работы с родителями являются следующие:

  • Индивидуальное и групповое консультирование семьи, где основная задача специалиста заключается в том, чтобы помочь родителям актуализировать дополнительные педагогические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной семейной ситуации, изменить установки в детско-родительских отношениях, пытаясь, прежде всего, в себе найти причины проблемной ситуации;
  • Психотерапевтическая помощь семье как долговременная психологическая помощь при наличии проблем, имеющая глубинный характер;
  • Психодиагностическое обследование как детей, так и их родителей. Это выявление уровня интеллектуального, психофизического, эмоционально-личностного развития ребенка, определение степени готовности к школе, распознавание трудностей социальной адаптации ребенка, исходя из анализа жизнедеятельности семьи, социального окружения. Кроме того, это определение уровня педагогической культуры родителей (целостного отношения к ребенку, стиля взаимодействия, ориентировки в психолого-педагогических знаниях и т.д.);
  • Диагностика, которая позволяет выработать основные направления коррекционно-развивающей работы с родителями и детьми, выработать необходимые рекомендации.

По мнению Зверевой О.Л работа воспитателей с родителями дошкольников заключается в двух блоках [37; 38; 39] (таблица 2).

См. продолжение статьи