Литература
-
Комедия А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада 2009
Организационным ядром урока является мультимедийная разработка, которая используется на всех этапах урока. Урок проведен в соответствии логического построения: от ассоциативных впечатлений - движение к читательским наблюдениям; далее - реализация знаний текста пьесы в работе по определению системы персонажей, а затем переход к определению особенностей сюжета и композиции. Кульминационным моментом является обращение к образу вишневого сада и, конечно же, звучание слова писателя.
-
Конспект двух уроков литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова "Те, кто до нас" 2009
В ходе урока, анализируя содержание произведения, учащиеся самостоятельно приходят главному выводу о произведении: «Автор утверждает, что ценности русской духовности вечны и незыблемы, как бы ни ломала человека жизнь. Нельзя жить одним днём. Помня о прошлом – думай о будущем».
-
Открытый урок по литературе "Будущее в наших руках" 2009
Школьники не всегда задумываются над некоторыми невинными, на их взгляд, шалостями, которые наносят серьезный урон окружающему миру. Задача урока посредством анализа художественного текста способствовать пониманию предназначения каждого на Земле, заставить поразмышлять над последствиями собственных поступков – вот основная цель данного урока литературы в 5-м классе.
-
Обобщающий урок-КВН по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2009
КВН "По обломовским местам" проводится в конце изучения темы "Творчество И.А. Гончарова" в 10-м классе и позволяет еще раз "побывать" в местах, где жил И.И. Обломов ("обломовских" местах"). Это ул. Гороховая, деревня Обломовка, село Верхлево, дача, Выборгская сторона.
-
"Великий сказочник Датского королевства" 2009
Изучение творчества Ханса Кристиана Андерсена заканчивается в 5-м классе. Поэтому необходимо провести запоминающийся урок по творчеству великого сказочника. Именно поэтому выбрана такая форма урока - урок-викторина. За один урок мы вспоминаем известные сказки писателя, говорим о положительных и отрицательных персонажах, а также вспоминаем факты биографии сказочника.
-
Программа элективного курса "Авторская (бардовская) и рок–поэзия" 2009
Гуманистическим противовесом негативным явлениям в современном обществе может стать изучение песенной лирики (бардовской и рок-поэзии). Взаимопроникновение поэтического слова, музыки, исполнительского мастерства многократно усиливают воздействие на интеллектуальный и нравственный мир человека.
-
"Люблю природу русскую". Зима 2009
Урок воспитывает чувство прекрасного средствами музыки и поэзии. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихов.
-
Литературная игра "Колесо истории" (по творчеству А.С. Пушкина) 2009
Литературная игра предназначена для учащихся 9-го класса. Цели мероприятия: расширить представление о личности поэта, его жизни и творчестве; закрепить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, литературно-критическими статьями, навыки овладения различными формами устной речи; развить инициативу и творческие способности учащихся.
-
Итоговый урок-игра "Мал золотник, да дорог". Обощение по теме "Малые жанры фольклора. Детский фольклор" в 5-м классе 2009
Урок в виде игры-соревнования для трех команд может заменить опрос, самостоятельную или контрольную работу после завершения изучения темы «Малые жанры фольклора». Основные цели урока – выявить уровень усвоения теории малого фольклора в его многообразии, повторить художественные особенности жанров детского фольклора, развивать творческие способности детей.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2009
Работа предназначена для проведения недели литературы в честь празднования дня Победы, или как отдельное мероприятие. Мероприятие содержит богатый исторический и литературный материал. В композиции могут участвовать учащиеся разного возраста. Цель композиции: познакомить учащихся с литературой, посвященной ВОВ, не входящей в рамки программы.
-
Урок литературы по теме "Лики любви в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»" 2009
Цель урока: рассмотреть любовную коллизию романа как основу сюжетного действия и проследить, как раскрываются герои, их характеры в любви.
-
Конспект урока. Н.А. Некрасов "Школьник" 2009
Целью урока является знакомство обучающихся со стихотворением-напутствием «Школьник» Н.А. Некрасова, рассмотрение движения поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове, привитие народных идеалов добра современным школьникам.
-
Урок–рассуждение по роману Е.И. Замятина "Мы" 2009
Целью урока является развитие путем активного диалога учителя с учащимися творческой активности обучаемых, желания изучать художественные произведения, связанные с трагическими страницами истории нашей Родины.
-
Урок по литературе по теме "Творческая мастерская" 2009
Разработка представляет творческую работу детей на уроках литературы над темой "Сюжет. Портрет. Пейзаж". Приводятся примеры с уроков-практикумов.
-
Урок–анализ "Сказок (для детей изрядного возраста)" М.Е. Салтыкова–Щедрина ("Медведь на воеводстве", "Премудрый пескарь", "Вяленая вобла") 2009
Урок посвящен произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. Занятие поможет учащимся выяснить причины обращения писателя к сказкам, понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать своеобразие; повторить значение литературных терминов; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
-
Урок выразительного чтения "Театр одного актера" 2009
И в начальной, и в средней школе мы требуем от ребенка: "Читай выразительно!" Но не всегда объясняем, что это значит. Данный урок познакомит учащихся с такими понятиями, как интонация, темп чтения, мимика, жесты и другими. А еще ребята научатся составлять "партитуру" стихотворения.
-
Урок - литературная игра по поэме "Руслан и Людмила" с использованием ИКТ 2009
Цель урока: игры с использованием ИКТ обобщение разговора о первой пушкинской сказке; весело и в игровой форме повторить изученное произведение; развитие детской фантазии и воображения; воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций.
-
Урок-презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева" 2009
Урок литературы в форме презентации по творчеству Ф.И. Тютчева может быть использован как в старших, так и в средних классах при изучении биографии и творчества поэта. Цель урока - помочь ученикам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева, ввести школьников в философский мир тютчевской поэзии.
-
Урок литературы в 8-м классе. "Мгновения длиною в жизнь…" (По повести И.Тургенева «Ася» и рассказу В.Распутина «Рудольфио») 2009
"Психологическая загадка" - вот что объединяет произведения Тургенева и Распутина. Наша задача - открыть тайну душевных переживаний героев. Постановка вопросов этического характера, совместный поиск нравственных истин, индивидуальные творческие задания - все это направлено на развитие духовно-нравственных ценностей современного школьника.
-
Урок литературы (литературное краеведение) по теме "Сравнительный анализ уральских сказов П.Бажова и сибирских сказов В.Галкина" 2009
Тема литературного краеведения достаточно актуальна: развивается интерес к художественной литературе прошлого и наших дней, к истории родного края, формируются навыки анализа и критической оценки литературных произведений. Представленный материал может быть использован для проведения урока либо внеурочного мероприятия по литературе.
-
Урок литературы в 6-м классе. А.С. Пушкин. "Зимнее утро" 2009
Урок разработан с привлечением краеведческого материала, с использованием элементов творческой мастерской. Материал урока способствует умению анализировать лирический текст, развивает творческие способности учащихся, прививает любовь к родному краю.
-
"Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!" (Интегрированный урок: литература + русский язык + история + МХК + архитектура) 2009
На уроке учащиеся знакомятся с храмом Василия Блаженного в Москве (или, как его ещё называют, Покровским собором), который является уникальным творением русской культуры и зодчества, вершиной русского искусства.
-
Урок с использованием компьютерных технологий "Образ Е.Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" (8-й класс) 2009
В работе используются программы Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. На уроке литературе в 8-м классе ребята смогли рассмотреть иллюстрации художников к произведению, услышать в записи калмыцкую сказку, увидеть фрагмент "Казнь офицеров" из художественного фильма, выполнить коллективно задания на интерактивном тренажере, а также тестирование, внесенное в программу компьютера.
-
Обретение нравственных ценностей (по рассказу В.П. Астафьева "Вербное воскресенье") 2009
Урок поднимает актуальные темы. Предлагается вариант глубокого анализа литературного текста. На уроке использованы различные технологии критического мышления: кластер, чтение с остановками, таблица-синтез, синквейн, эссе.
-
Урок–исследование по теме "Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII–XIX вв." 2009
Цель урока – познакомить учащихся с переводом оды Горация «К Мельпомене» М.Ломоносова, А.Востокова, Н.Фоккова; проследить, как развиваются принципы русского классицизма, чем отличаются мировоззрения поэтов; развивать навык сопоставительного анализа лирического произведения.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В.Пелевина "Омон Ра" 2009
Урок внеклассного чтения "Фантомность реальности в повести Виктора Пелевина "Омон Ра". Основная цель урока: используя текст повести, развивать умение учащихся читать между строк, воспринимать, интерпретировать современное произведение и дать определение манере письма В.О. Пелевина.
-
Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова "А за меня мои звери говорят!" 2009
Музыкальный урок литературы можно проводить и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 5-го класса. Учащиеся получают предварительные задания: выучить басни, инсценировать их, подготовить рисунки и творческие работы, ознакомиться с биографией И.А. Крылова. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.
-
"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе 2009
Пьеса-сказка С.Я. Маршака долгое время рекомендовалась школьникам для самостоятельного изучения. По программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого это произведение включено в рубрику «Для чтения и изучения». Приобщаясь к драматургии, постигая законы жанра, пятиклассники учатся не только читать пьесы, но и воспринимать их в сценическом воплощении. Предложенный урок-спектакль помогает «освоить» драматический жанр. «Уроки» С.Я. Маршака, показанные со сцены, «сыгранные» самими, запоминаются надолго.
-
"Всякая любовь есть счастье" (Урок по циклу "Темные аллеи" И.А. Бунина) 2009
Предложенная разработка урока для 11-го класса содержит подробный анализ рассказа в форме эвристической беседы и практическую часть для учащихся, которую рационально проводить в группах. Анализ рассказа позволит повторить литературоведческие понятия: виды портрета, функция пейзажа в литературном произведении, мотив. Кратко сформулирована концепция любви писателя.
-
Татьяна и Онегин в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Весь урок построен по законам искусства: интрига – завязка – кульминация – развязка. Детям на таком уроке раскрывается практическая и социальная значимость изучаемого материала. Сочетание различных средств обучения стимулирует учащихся к работе на уроке.