Литература
-
Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова "А за меня мои звери говорят!" 2009
Музыкальный урок литературы можно проводить и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 5-го класса. Учащиеся получают предварительные задания: выучить басни, инсценировать их, подготовить рисунки и творческие работы, ознакомиться с биографией И.А. Крылова. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.
-
"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе 2009
Пьеса-сказка С.Я. Маршака долгое время рекомендовалась школьникам для самостоятельного изучения. По программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого это произведение включено в рубрику «Для чтения и изучения». Приобщаясь к драматургии, постигая законы жанра, пятиклассники учатся не только читать пьесы, но и воспринимать их в сценическом воплощении. Предложенный урок-спектакль помогает «освоить» драматический жанр. «Уроки» С.Я. Маршака, показанные со сцены, «сыгранные» самими, запоминаются надолго.
-
"Всякая любовь есть счастье" (Урок по циклу "Темные аллеи" И.А. Бунина) 2009
Предложенная разработка урока для 11-го класса содержит подробный анализ рассказа в форме эвристической беседы и практическую часть для учащихся, которую рационально проводить в группах. Анализ рассказа позволит повторить литературоведческие понятия: виды портрета, функция пейзажа в литературном произведении, мотив. Кратко сформулирована концепция любви писателя.
-
Татьяна и Онегин в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Весь урок построен по законам искусства: интрига – завязка – кульминация – развязка. Детям на таком уроке раскрывается практическая и социальная значимость изучаемого материала. Сочетание различных средств обучения стимулирует учащихся к работе на уроке.
-
Нетрадиционные формы уроков как средство активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы 2009
Данная статья представляет классификацию нетрадиционных уроков русского языка и литературы, а также примеры нетрадиционных уроков или заданий.
-
Литературно-музыкальная композиция"Цветы и порох". Поэзия военных лет 2009
Литературно-музыкальные композиция показывает, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. 6–7-й класс. "Красота человеческая" 2009
Урок можно использовать на внеклассном мероприятии по литературе в 6–7-х классах, в качестве материала для подготовки к классному часу. Он нацелен на решение прежде всего воспитательных задач: умение слышать другого, сочувствовать, быть милосердными и чутким.
-
Урок по литературе по произведению Е.Носова "Кукла" 2009
Урок-мастерская по рассказу Е.Носова "Кукла". На уроке звучит песня "Кукла" в исполнении Витаса. История создании куклы представлена презентацией.
-
Урок чтения в 4-м классе по теме "Народные загадки и приметы о зиме" 2009
Данный урок разработан на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы. Во время урока дети учатся вчитываться, вдумываться в содержание примет и загадок. Материал урока обогащает и развивает ученика как читателя.
-
Урок словесности по повести И.С. Тургенева "Ася", 8-й класс. "Роль портрета в раскрытии психологического состояния героев. Однородные члены предложения в художественном тексте" 2009
Уроки словесности позволяют осуществить интеграцию русского языка и литературы, предметом изучения которых является язык во всех его проявлениях. Многоаспектная языковая работа с текстами вершинных произведений способствует воспитанию у детей чувства языка, развивает их речь, совершенствует аналитические умения, формирует читательскую культуру.
-
Урок-встреча с А.П. Чеховым, писателем-юмористом и человеком. Рассказ "Хамелеон". Анализ произведения (7-й класс) 2009
В основу урока положена технология продуктивного обучения, что помогает ребятам увидеть характеры чеховских героев, а также углубить понятия о юморе и сатире, о жанре произведения.
-
Урок-презентация в 11-м классе "Память огненных лет" 2009
Основная идея урока - привитие любви к Родине, воспитание чувства гордости за человека - защитника Отечества. Такие уроки возвращают нас к событиям войны и предостерегают от ошибок.
-
Урок литературы в 5-м классе. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" 2009
Урок комбинированного типа, который позволяет реализовать различные цели: сообщить некоторые сведения о писателе; вызвать интерес к чтению произведения; развивать самостоятельность мышления, закрепить навыки анализа - интерпретации стихотворного текста.
-
Межпредметный проект "Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный…" 2009
Именно на Кавказе и под впечатлением пребывания в этом крае М.Лермонтовым написано большое количество стихотворений, поэм. На Кавказе он писал "Героя нашего времени", закончил поэму "Демон", которую писал всю жизнь, там он познакомился с известнейшими людьми своего времени.
-
Нравственные традиции русской классической литературы в рассказе современного писателя Ю.Оноприенко 2009
В ходе урока учащиеся узнают о современном писателе Ю.Оноприенко, анализируют содержание и художественные особенности рассказа «Еда», формулируют вывод о том, что данный рассказ продолжает лучшие нравственные традиции в изображении человека, заложенные классиками русской литературы: Пушкиным, Гоголем.
-
Стенограмма урока по рассказу А.П. Гайдара "Голубая чашка" 2009
Анализ ключевых эпизодов через интерпретацию текста: от восприятия логики событий к пониманию их смысловой значимости. Происходит «восхождение» от первоначального восприятия к авторскому замыслу. В процессе размышлений приходит понимание смысла названия рассказа.
-
"Я тоже была, прохожий!" (Знакомство с биографией М.Цветаевой в 11-м классе) 2009
Урок представляет собой литературную композицию, сопровождающуюся показом фотографий Цветаевой и близких ей людей. Цель урока: познакомить учащихся с основными вехами жизни Цветаевой, определить основные черты личности поэта, осуществить первичное знакомство с лирикой Цветаевой.
-
Урок-суд "Встать! Суд идёт. Слушается дело…" (По очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Ролевая игра - вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над человеческими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь старшеклассников в серьезный нравственный анализ художественного произведения.
-
Мастерская построения знаний "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" 2009
Данный урок построен с применением новой технологии - технологии французских мастерских. На уроке идет процесс познания, выявления индивидуальных ценностных отношений к объекту познания. Урок личностно-ориентированного обучения и воспитания.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке 2009
Урок литературы "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке" построен с применением новой технологии критического мышления. Цель: Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.
-
Сценарий литературной гостиной "Люди нашего города" 2009
Литературная гостиная посвящена творческим людям города Сургута. Это поэты и писатели нашего города. В ходе мероприятия были проведены конкурсы на лучшее исполнение прозы среди студентов и поэтов.
-
Урок литературы "Любовная лирика А.С. Пушкина" (9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся анализируют, что входит в понятие «любовь», знакомятся с «донжуанским» списком великого поэта и его героинями, а также со стихотворениями, обращёнными к этим женщинам. В заключение урока ребята представляют сообщение о потомках поэта.
-
Использование метода проектов на факультативном занятии "Основы православной культуры". "Православные святыни Северного края" 2009
Помимо знаний о монастырях и храмах шестиклассники узнают о жизни святых преподобных русского Севера. Молитвенное почитание святых Северной земли, уважение к их подвигу во имя людей необходимо каждому, живущему на этой земле.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе 2009
Урок поможет заинтересовать современных школьников поэзией XVIII века, которая является по сей день живым источником мыслей и чувств, великим памятником русской литературы.
-
Урок внеклассного чтения по мифам Древней Греции (6-й класс) 2009
Предлагаемый урок внеклассного чтения поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о мифах Древней Греции, укрепить связь литературы с историей и мировой художественной культурой. На уроке предусмотрен ряд заданий творческого характера, направленный на развитие речи учащихся.
-
Война и любовь на страницах повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта" 2009
Письма с фронта, описание госпитального быта дают учащимся представление о тяжелом военном времени, пробуждают интерес к военной истории, а значит, и к знакомству с лучшими произведениями литературы о Великой Отечественной войне.
-
Чтение как творческая деятельность 2009
Основным и неизменным процессом работы с информацией, самообразования, самовоспитания является процесс чтения. Чтобы ученики превратились из случайного потребителя "мозаичной" культуры в ответственного собеседника автора произведения, они должны воспринимать процесс чтения как творческую деятельность.
-
"Живущие вечностью" (Тема любви в повестях А.И. Куприна "Олеся" и "Суламифь") (11-й класс) 2009
На уроке учащиеся узнают о великой силе любви; закрепляют навыки анализа художественного произведения; сопоставления двух произведений; раскрывают особенности творчества А.И. Куприна; развивают художественно-творческие способности и образное мышление.
-
Разработка урока литературы "Роль малой родины в формировании творческого мировозрения А.И. Солженицина" 2009
Урок знакомит учащихся с истоками формирования тематической и идейной направленности творчества А.И. Солженицына.
-
Литературный салон "Гори, гори, моя звезда" 2009
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов раскрывает глубину чувства любви великого русского поэта А.С. Пушкина к Н.Н. Гончаровой. Использование музыки, чтение стихов, исполнение танцев, костюмы той эпохи, декорации делают эту композицию незабываемой.