Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2007

    Автор: Сангаджиева Галина Владимировна

    Материал статьи может быть использован на заключительном этапе изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Учащиеся выявят основную идею повести, проведут сравнительную характеристику героев. В ходе урока можно воспользоваться компьютерной презентацией с иллюстрациями художников, репродукцией картины И.Е.Репина "Запорожцы". Интерактивная игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке литературы, позволяет вовлечь в работу всех учащихся.

  • Поэт-декабрист Рылеев 2007

    Автор: Юдина Нина Петровна

    Цель данного урока - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Ф. Рылеева, отработать навыки анализа художественного текста и выразительного чтения, воспитывать такие нравственные качества, как гражданственность, патриотизм.

  • Интегрированный урок "Баллада" 2007

    Автор: Москвитина Елена Павловна

    Урок разработан в соответствии с темой "Богатство и разнообразие музыкальных и литературных жанров" для 6-го класса и способствует реализации основной задачи данного этапа обучения — формированию понятий "литературный жанр" и "музыкальный жанр". Содержание и форма проведения урока направлены на формирование ассоциативного мышления, нравственного становления личности.

  • А.С. Пушкин. "Станционный смотритель" 2007

    Автор: Бедрина Александра Михайловна

    На уроке по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" рассматривается не только проблема "маленького человека", но и актуальная во все времена проблема "блудных" детей. Внимательное прочтение текста, выделение ключевых слов помогает детям представить тяжелую жизнь станционных смотрителей. Музыкальное сопровождение (произведения Мусоргского) создает необходимую эмоциональную обстановку, а репродукции картин художников вызывают живой интерес школьников к проблеме "блудных" детей, заставляют задуматься об отношении к близким людям.

  • Семинар-диспут по литературе в 11-м классе. "Тема праведничества в русской литературе XIX–XX веков 2007

    Автор: Тремасова Лариса Васильевна

    Урок-семинар позволит каждому учащемуся определить своё отношение к проблеме национального русского характера. Знания, усвоенные в процессе дискуссии, более прочны, а подготовка к семинару-диспуту способствует развитию умения владеть аудиторией, отстаивать свои суждения, формированию навыков самообразования.

  • Игровые технологии в преподавании литературы. Игра "Умницы и умники" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007

    Автор: Карагеорги Татьяна Федоровна

    Представленный урок - это маленькая возможность прикоснуться к великой теме "Родина, народ, победа". Каждый год наш народ отмечает День Великой Победы в войне с фашистской Германией. Любовь к Родине не рождается вместе с появлением человека на свет, она не усваивается вместе с пищей любовь к Родине воспитывается целенаправленно, терпеливо и долго.

  • Урок литературы в 8-м классе по теме: "Уездный город и его обитатели в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Заседание актерской труппы" 2007

    Автор: Бавыкина Ирина Петровна

    Урок построен в форме заседания актерской труппы. Для глубокого постижения замысла автора дается исторический и психологический комментарий к «Замечаниям для господ актеров». Учащиеся учатся характеризовать героев на основе авторских примечаний. Итогом урока являются первые актерские пробы.</p>


  • Программа элективнго курса по литературе "Литературный Усть-Илимск" 2007

    Автор: Гаммершмидт Татьяна Владимировна

    Элективный курс "Литературный Усть-Илимск" предназначен для гимназий, лицеев, колледжей, а также школ с гуманитарным уклоном и рассчитан на 34 часа. Программа курса обладает новизной, так как в ней изучаются жизнь и произведения писателей города Усть-Илимска, творчество которых не входит в обычную школьную программу. При обучении используются технология концентрированного обучения, технология сотрудничества, а также всевозможные приёмы активных форм обучения: диспуты, коллективное решение проблемы и т.д. Теоретический аспект курса является хорошим дополнением к знаниям, полученным на уроках словесности.</p>

  • "Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения" 2007

    Автор: Самопалова Татьяна Константиновна

    Театральный урок в 9-м классе поможет учащимся задуматься над тем, что в изобразительном искусстве и литературе эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, совершенным и сильным, нежным и гневным, веселым и задумчивым, познакомит с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.

  • Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?" 2007

    Автор: Бушаева Елена Георгиевна

    Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?" проводится в рамках изучения темы "Поэты XX века о родине, родной природе"; разработано на основе регионального компонента и является итогом творческого поиска учащихся. Сведения о поэтах помогли проникнуться гордостью за свою малую родину. Встреча с поэтами своего поселка способствовала формированию творческого начала.

  • Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. По роману "Война и мир" 2007

    Автор: Антоненко Наталья Семеновна

    Русские писатели очень часто обращались в своих произведениях к иконописи. Неожиданно для всех "чёрные доски" открыли духоносные краски: её отношения с реальным физическим пространством. Испокон веков к иконе предъявляли одно главное требование - молитвенность. В целом литература XIX века высоко оценивает икону как неотъемлемую часть православной духовности, храмового убранства, домашней молитвы, православного быта. Но тот же век дал и первые примеры несколько другого отношения к иконе, в основном, возможно, через личностное восприятие духовенства. Например, в творчестве Льва Николаевича Толстого.

  • Литературно-музыкальная композиция "Яркие страницы жизни и творчества Сергея Есенина" 2007

    Авторы: Александрова Лариса Вячеславовна, Антошкина Наталья Викторовна, Умывалкина Галина Валерьевна

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Сергея Есенина. В сценарии акцент сделан как на основные события в жизни поэта, так и на музыкальное оформление композиции (указаны музыкальные произведения, отрывки из них, исполнители, а также возможное исполнение песен на стихи поэта).

  • Тема любви и смерти в рассказе И.Бунина "Легкое дыхание" 2007

    Автор: Саутина Ирина Валерьевна

    Данный урок - один из нескольких, посвященных творчеству И.Бунина. Это анализ рассказа "Легкое дыхание". Своеобразие этого урока в том, что он предполагает работу в группах, которые получают свои задания заранее и имеют возможность выполнить предварительную подготовку к уроку, что делает разговор на уроке более содержательным. Сам И.Бунин всегда декларировал свою приверженность классической литературе. Ни к каким литературным течениям, столь популярным в начале XX века, он никогда не принадлежал. Тем не менее его творчество не было чуждо художественным поискам начала века. Некоторые художественные приемы, использованные Буниным, близки модернизму, что мы и пытаемся выявить на этом уроке. Выявление "эффекта легкого дыхания" - вот, образно говоря, главная задача, которую вместе с учениками мы решаем на уроке.

  • В театре Ивана Андреевича Крылова 2007

    Автор: Будникова Валентина Ивановна

    Урок-мастерская проводится в актовом зале с учащимися 6-х классов. Проведена предварительная работа по изучению басен И.А. Крылова: чтение, обсуждение, викторины. Участниками являются все присутствующие: актеры (специально подготовленные ученики), участники конкурсов, зрители.


  • Прощание с Матерой 2007

    Автор: Кузнецова Ирина Ивановна

    Работа над повестью В. Распутина "Прощание с Матерой" в 11-м классе - часть процесса рассмотрения темы "Человек и природа, человек и мир, его окружающий, в русской литературе 70-90-х годов. Главная задача, которая ставится перед учащимися, - проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека, понять абсолютную значимость авторского слова, внимательное отношение к которому окажется ключом к разного рода "открытиям" читателя, увидеть мотивное многообразие произведения и проследить связь между мотивами и их развитие.

  • Урок литературы в 8-м классе по теме: "Жанровое и художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2007

    Автор: Разумовская Марина Эдуардовна

    На уроке литературы в 8-м классе учащиеся анализируют произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

  • А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель" 2007

    Автор: Ермакова Валентина Михайловна

    Основная цель урока — ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести.

  • Сценарий музыкально-литературной композиции "Вампиловские чтения в лицее" 2007

    Автор: Трубилова Ирина Витальевна

    Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова для учащихся 8—9-х классов были организованы: конкурс стихотворений, чтение отрывков из произведений А.Вампилова, драматизация «Венок Вампилову»; конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися («У портрета Вампилова»); викторина о жизни и творчестве А.Вампилова. Вампиловские чтения завершает литературно-музыкальная композиция.

  • Делу - время, потехе - час 2007

    Автор: Абдрахимова Альфия Абубакировна

    "Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца вызывает большой интерес у детей школьного возраста. В ней совмещается сказочная образность с театральной условностью и иронией. На представленном уроке третьеклассники проводят разбор произведения, чтобы затем на материале этого произведения поставить кукольный спектакль.

  • Внеклассное мероприятие по литературе "Спор о правде и мечте" (по пьесе М.Горького "На дне") 2007

    Автор: Шкваркина Татьяна Павловна

    В мероприятии участвовало 24 учащихся из 11-го класса. Ребята достаточно хорошо подготовились: были отработаны сцены из пьесы, грамотно построены вопросы. Заметно было, что участники диспута хорошо знакомы с творчеством М.Горького. Судя по высказываниям о прочитанной пьесе, учащихся взволновала проблематика произведения, так как все вопросы сводились к одному - нужна ли человеку правда. Отрицательным моментом было то, что учащиеся не владеют этическими нормами проведения научных диспутов, можно было заметить, как они друг друга перебивали или вместо поставленного вопроса отвечали совершенно на другой. В общей оценке практически все цели и задачи были достигнуты. Итогом мероприятия стало написание сочинения на тему "Человек, вот правда!".

  • Внеклассное занятие по литературе в 5-м классе "Праздник сказки" 2007

    Автор: Федорова Александра Алексеевна

    Представлен сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 5-м классе, где включены интеллектуальные задания, проверяющие знания обучающихся о литературных и народных сказках. Данное занятие проводится в игровой форме, позволяет обобщить и закрепить полученные знания о сказках.


  • Литературно-музыкальная гостиная "Шекспир – всегда открытия" 2007

    Автор: Положенцева Ирина Анатольевна

    Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм работы, создающая условия для расширения кругозора и творческого развития ребёнка. Учащиеся выступают в роли сценаристов, художников, чтецов, костюмеров, артистов, музыкантов . Материал предлагаемой гостиной – это сонеты, фрагменты трагедий: «Макбет», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», комедии «Укрощение строптивой» позволяет школьникам прикоснуться к творчеству В.Шекспира, обогатить и углубить знания, выразить свою творческую индивидуальность.

  • "Тебе, о Родина, сложил я песню ту…" (урок-концерт) 2007

    Автор: Дьячкова Лидия Евдокимовна

    Урок знакомит учащихся с творчеством Сергея Есенина.

  • Урок-семинар "Дню Победы посвящается" 2007

    Автор: Дьячкова Лидия Евдокимовна

    Урок-семинар посвящен Дню Победы. На уроке анализируются произведения Б.Васильева "Завтра была война", "В списках не значился", "А зори здесь тихие", "Неопалимая купина".

  • Конспект урока литературы в 5-м классе "Библия - книга книг" 2007

    Автор: Штефан Жанна Александровна

    Урок литературы в 5-м классе знакомит учеников с историей создания Библии, ее авторами, основными понятиями, знакомит с использованием библейских образов в поэзии, живописи, скульптуре и др. видах искусства, развивает у обучающихся чувство прекрасного, повышает уровень эрудиции, совершенствует навык обобщать информацию, работать с опорным конспектом по литературе, расширяет словарный запас учеников, воспитывает толерантное отношение к людям, придерживающимся иных взглядов.

  • Порядок слов в предложении. Инверсия 2007

    Автор: Авдеева Маргарита Викторовна

    Цель урока - углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации. Научить учащихся находить различные средства выразительности, умению свободно их использовать в тексте. На уроке используются занимательные разноуровневые задания, которые помогают учащимся разобраться в данном вопросе.

  • Историко-литературная композиция "Спасибо тебе, городок на Каме" 2007

    Автор: Чикрина Вера Александровна

    Данная разработка может быть использована для проведения как урока литературы или внеклассного чтения, так и внеклассного мероприятия. На основе краеведческого материала дан обзор поэзии "чистопольского периода" литературы военных лет, создан поэтический образ "городка на Каме", давшего приют эвакуированным писателям в суровые годы войны.

  • Программа деятельности кружка "Лингвист" 2007

    Автор: Шишлянникова Наталья Николаевна

    Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка "Лингвист". Программа деятельности кружка предусматривает занятия с учащимися выпускного класса и носит повторно-обобщительный характер курса русского языка и литературы.


  • Библейские сюжеты в произведениях живописи 2007

    Автор: Иванова Ольга Васильевна

    Урок завершает разговор о Библии в среднем (в несколько измененном виде) и старшем звене. Также он может быть проведен в рамках курса "Мировая художественная культура" (с акцентами на "искусствоведах").

  • "…Раскаянье мое благослови!" А.С. Пушкин и религия 2007

    Автор: Шишова Зинаида Павловна

    Урок-лекция по литературе в 9-м классе. Путь А.С. Пушкина к вере от "афеизма" через сомнения, искания на основе его стихов "Пророк", "Дар напрасный, дар случайный...","Бесы", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Памятник" представлен на уроке-лекции. Материал можно при желании расширить за счет выступлений учащихся с более подробным анализом этих стихотворений.