Литература
-
Программа дополнительного образования в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Читая, размышляем» 2019
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
-
Литературная гостиная "Детство в русской поэзии" 2019
Цели и задачи мероприятия: формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, чтения, истории, музыки; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи; обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы; выявление одарённых и талантливых детей, занимающихся поэтическим творчеством; создание творческой среды; знакомство с местными поэтами; приобщение учащихся к самостоятельному чтению.
-
Проблемы человеческого существования, человеческой нравственности в произведении Василя Быкова «Два рассказа» 2019
Урок посвящён проблемам человеческого существования, человеческой нравственности в произведении Василя Быкова «Два рассказа». Оно было написано в конце 20 века и является актуальным, на мой взгляд, по двум причинам: произошли изменения в государственном становлении, в наших классах появились дети из Украины и Белоруссии и важно поговорить о точке зрения В.Быкова к России.
-
Сценарий литературно-географического марафона «Путешествуем с А.С.Пушкиным!» 2019
Пушкин и география. Казалось бы, что может быть общего? Пушкин – поэт, а география – наука, не связанная с литературой, поэзией. Но это не совсем так. Дело в том, что Пушкин был еще и большим любителем путешествий. Представляете, Пушкин за всю свою жизнь проехал расстояние большее, чем известный путешественник Н.М.Пржевальский.
-
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Ранняя лирика 2019
Цели урока: углубление знаний учащихся об основных этапах жизни и творчества Анны Ахматовой; знакомство с идейно-художественным своеобразием ранней лирики Ахматовой; развитие умений анализа поэтического текста, наблюдения за развитием лирического сюжета стихотворения; воспитание любви к поэзии и к литературно-художественному наследию прошлого России. Наблюдение за динамикой чувств лирической героини ранних стихотворений Ахматовой. Определение особенностей творческой манеры А.А.Ахматовой.
-
Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся 2019
Падение интереса к чтению привело к острому дефициту знаний, информации, что препятствует национальному развитию страны и интеграции ее в глобальную мировую экономику и политику. Современная действительность отражает кризис читательской культуры и читательской грамотности общества. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий наблюдается заметное сокращение доли регулярно читающей части современного общества.
-
«Запах» убийства в постмодернистском романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»: методика погружения 2019
Сценарий урока интересен не только филологам: здесь представлено практическое применение методики погружения при изучении сложного материала. Являясь разновидностью технологии концентрированного обучения, метод погружения тесно связан с педагогикой сотрудничества Амонашвили, методикой обучения на основе схемных и знаковых моделей Шаталова и с технологией перспективно-опережающего обучения. Погружение в содержание романа позволяет усвоить такие сложные понятия, как постмодернизм и интертекст.
-
Как математик сказку читал, или Многоцветие фабульного мира "Снежной королевы" 2019
Можно ли в сказочном произведении исследовать глубинный смысл, сюжетную линию и авторские художественные приёмы посредством математических методов? Предлагаемый проект демонстрирует реализацию этой возможности. Работа может быть полезна учителям математики, словесности, изобразительного искусства и руководителям проектной деятельности школьников.
-
Social proof и когнитивный диссонанс на страницах русской классики 2019
Явление, когда люди принимают решения исходя из мнения и действий окружающих, получило название «социальное доказательство» или social proof. С явлением social proof мы встречаемся постоянно, в реальной жизни и интернет-пространстве: записываемся к специалисту, на услуги которого есть очередь, полагая, что так много людей не могут ошибаться; вступая в группу в социальных сетях, обращаем внимание на количество подписчиков; прежде чем совершить покупку, смотрим на отзывы и рейтинг.
-
Урок литературы «На это слово не ложатся тени» (образ матери в стихотворениях Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова) 2019
Цели урока: познакомить учащихся с лирикой Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова, посвященной матери; сопоставить женские образы героинь; углубить представление о соотношении лирического героя и биографии автора в стихах.
-
Использование пословиц и поговорок на уроках гуманитарного цикла как средство воспитания и развития личности младшего школьника 2019
Цель заданий и упражнений: помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках. Чем глубже школьники проникают в образное обобщение художественного произведения, тем больше они оценивают любую речь в смысловом и выразительном отношении. Приобщая учеников к восприятию пословиц и поговорок как литературного жанра, включая их в предметы гуманитарного цикла, я ставила задачу развивать нравственные качества личности.
-
Литературные сказки. Интеллектуальная викторина "Своя игра". 5-й класс 2019
Цель игры: актуализация имеющихся у учащихся знаний в ситуации интеллектуальной игры-соревнования. Задачи: учить детей узнавать сказки и их героев (по иллюстрациям, предметам); обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий; воспитывать у учащихся потребность в чтении книг; создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к сказкам различных писателей.
-
Разработка урока "Письма – больше, чем воспоминанья...". 7-й класс 2019
Цели урока: возродить российские традиции эпистолярного жанра; формировать у учащихся представление о роли писем в жизни человека через уважительное отношение к родному языку; развивать навыки правильного оформления и написания письма; повторять и закреплять изученный материал по определённым темам, предназначенный для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; обосновывать правильность выбора правил при повторении орфограмм.
-
“Братья наши меньшие” в произведениях писателей разных народов: Э.Сетона-Томпсона “Снап”, Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”, И.Федосеева “Кустук”. Урок литературы. 6-й класс 2019
Цели: показать идейно-тематическую общность произведений авторов разных народов по отношению к важным проблемам жизни; совершенствовать умения анализировать худ. произведения, развивать навыки выразительного чтения, творческого рассказывания; продолжить работу над литературоведческими понятиями: основная мысль, заглавие, сюжет, композиция произведения; развивать у детей понятие толерантности; воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к природе, чувства ответственности и сострадания.
-
70 вопросов старшекласснику: повторяем теорию литературы 2019
«Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», – писал А.С.Пушкин об Онегине. А наши с вами ученики всегда ли различают стихотворные размеры? Хорошо ли помнят, что такое, например, метонимия, и чем эпиграф отличается от эпифоры? Литературоведческих терминов в школьном курсе не так уж и мало, и знание многих из них пригодится при выполнении заданий ЕГЭ как по русскому языку (в задании 26), так и по литературе (задания 1–7, 10–14).
-
Технологическая карта урока литературы "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»). 8-й класс 2019
Цель урока: воспитание в учащихся сочувствия, сопереживания другому человеку.
-
Урок по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день». Тема: «Счастье в тебе самом…». 8–9-е классы 2019
Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются актуальные для всех нас проблемы семьи, любви, взаимопонимания.
-
Урок-поиск "Идея рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". 8-й класс 2019
Образовательная цель: научить учащихся определять идею художественного произведения посредством анализа образов главных героев на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
-
Презентация "Биография Николая Алексеевича Некрасова" 2019
Представлена презентация, знакомящая учащихся с биографией Николая Алексеевича Некрасова.
-
Проект: "Храмы Калининградской области" 2019
Цель проекта: формирование представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения путем изучения истории православных храмов Калининградской области. Учащиеся познакомились не только с православными храмами Калининграда и г.Каунаса, но и с храмами всей России. Ознакомившись с культурно-историческими традициями России на примере истории храмов Калининградской области.
-
К 105-летию со дня рождения С.В.Михалкова. Встреча в литературной гостиной "Путешествие в Страну Детства со стихами Сергея Михалкова" 2019
Цель занятия: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.
-
Бинарный урок «Пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» как комедия. О комическом в музыке и в жизни» 2019
Цель урока: восьмиклассники выяснят, над чем и почему мы смеёмся в комедии, а что в ней нас заставляет задуматься? Задачи урока: провести наблюдение за способами создания комического в драматургии и обогатить его образами музыки; дать представление о роли юмора в жизни и искусстве, о задачах сатиры; познакомить учащихся с особенностями музыкальных и драматических произведений эпохи Просвещения.
-
И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс 2019
Цель урока: формировать навык распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
-
План-конспект урока по внеклассному чтению в 8-м классе. Тема: "Уроки добра в повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2019
Данный урок способствует формированию навыков учащихся по филологическому анализу текста. Учебное занятие помогает развивать такие нравственные качества учащихся, как доброта, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь. Урок внеклассного чтения создаёт условия формирования умения определять цели урока, строить логические рассуждения, работать в парах и в группах, владеть устной и письменной монологической речью.
-
Экспозиция романа Л.Н.Толстого «Война и мир». "Три дома, три уклада, три семьи"... 2019
Вводный урок по роману-эпопее «Война и мир» предполагает знакомство с героями Л.Н.Толстого. На занятии происходит осмысление соотношения в человеке духовного, нравственно-природного и эгоистического начал.
-
Литературные гостиные как средство развития творческих способностей учащихся 2019
Литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать свой талант и способности. Литературная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях.
-
«…что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») 2019
Разработка урока литературы по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет» предназначена для учащихся 11-х классов социально-гуманитарного профиля. Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы любви в повести Куприна; развивает умение анализировать, определять авторскую позицию; способствует воспитанию правильного отношения к чувствам другого человека, душевной чуткости.
-
Урок литературы "Добро творящий, творит жизнь". 6-й класс 2019
Цель урока: познакомить с особенностями жанра святочного рассказа на примере рассказа Л.Чарской «Маля», прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, и зла, любви и красоты, милосердия и сострадания.
-
План-конспект интегрированного урока "Порхающий цветок или хрупкий мир" (технология и литература) 2019
Цель урока: расширить знания о различных техниках вышивки; способствовать формированию навыков вышивания; познакомить с притчей о бабочке и изучить ситуацию, представленную в ней, представить результаты в мини-проектах, проследить связь образа бабочки в различных видах искусства с опорой на вышивку.
-
Рабочая программа спецкурса «Литература родного края». 6-й класс (углубленный уровень) 2019
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для учащихся 6-го класса разработана на основе примерной программы учебного курса О.Н.Шахеровой «Писатели Восточной Сибири», Иркутск, ВостСибкнига, 2007 год. Особенностью данной программы по сравнению с примерной (авторской) программой является введение темы «Коренные народы Восточной Сибири», включение которой обусловлено необходимостью создания условий для осознанного восприятия материала в соответствии с возрастными особенностями детей.