Литература
-
Интегрированный урок английского языка и литературного чтения на тему «Здравствуй, праздник Новый год», “Merry Christmas” 2018
Задачи урока: отработка произносительных навыков, закрепление знания ЛЕ по теме «Праздники» и отработать их в устной речи, сравнение традиции празднования Рождества и Нового года в России и в англоговорящих странах, формирование лексических навыков чтения и говорения, знакомство с новыми словами, формирование навыков устной речи, сравнительная деятельность.
-
Изучение “деревенской прозы” на уроках литературы в 11-м классе на примере рассказов Б.П.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать” 2018
Главные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека. Поэтому и обращаюсь на уроках литературы в 11-м классе к “деревенской прозе”. Село всегда было символом нравственной жизни, национальных корней человека. Можно сказать, “деревенская проза” полемична по отношению к представителям современной молодежи о подлинных ценностях жизни, что побуждает спорить с писателем и всматриваться, вчитываться в незнакомую жизнь.
-
Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2018
Цель урока: выяснение и понимание учащимися сущности идейных расхождений между взглядами героев романа И.С.Тургенева. Задачи: проанализировать образы-персонажи романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» посредством сопоставления высказываний Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству; провести наблюдение над умением данных героев вести спор.
-
Литературная гостиная «Писатель, влюблённый в тундру» (к юбилею писателя Пэли Пунуха (1894–1971) 2018
В сценарии представлены биография писателя Пэли Пунуха (Синицына Тимофея Петровича), его непростая учительская и драматическая жизненная судьба, страницы рассказов, повестей, стихи и песни, посвящённые его малой родине. В статье отражена тематика произведений писателя, реалистически рисующих суровую жизнь ненцев, бурные события, связанные с преобразованиями в тундре - новый мир, который надолго его увлёк как педагога и помог становлению в нём писателя.
-
О развитии литературы и литературных направлениях первой половины XIX века 2018
Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни русского народа имела литература. Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и независимость человека.
-
Отражение нравственного облика Сергия Радонежского в изобразительном искусстве 2018
Цели урока: создать условия для историко-культурного и духовно-нравственного образования обучающихся; научить школьников через язык живописи понимать авторскую позицию, идею полотна; способствовать решению задач нравственного воспитания школьников; вызвать у детей понимание необходимости нравственного самосовершенствования на примере образа Сергия Радонежского.
-
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы 2018
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.
-
Образ Петра. Становление личности в эпохе (по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый") 2018
Цели урока: познакомить с творчеством А.Н.Толстого; показать становление царя-реформатора; раскрыть закономерность и своевременность его появления и необходимость реформ; рассмотреть связь содержания произведения с социокультурным аспектом эпохи; совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы; выявить качества Петра,позволяющие и сегодня быть символом России.
-
Поэтика романов Э.М.Ремарка о первой мировой войне 2018
Первая половина XX века – одно из самых драматических периодов в истории развития европейской цивилизации. Две мировые войны, кризис и падение монархических династий, революционные движения, экономические кризисы и депрессии, фашистский террор, антифашистская борьба потрясли все классы и слои общества. Всё это нашло отражение в произведениях большинства западноевропейских и американских писателей того периода.
-
Урок литературы по теме "Золотой век русской литературы. 9-й класс 2018
Презентация знакомит учащихся с одним из литературных направлений в литературе – романтизмом.
-
Урок литературы "Страдания ребёнка и мировое зло" 2018
Данный урок является вторым из шести запланированных. Его небезосновательно можно считать основным в цепочке уроков по роману «Братья Карамазовы», так как именно на этом уроке в ходе анализа глав «Надрыв в избе», «У Илюшиной постельки», «Бунт», «Похороны Илюшечки. Речь у камня» формируются основные положения, заложенные Ф.М.Достоевским в самом романе.
-
Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева 2018
Цель урока: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у обучающихся навыки интерпретации лирического произведения.
-
Сценарий мастер-класса «Развитие навыков смыслового чтения через опорный инструментарий» 2018
Цель мастер-класса: формирование навыков смыслового чтения и исследовательских умений на основе анализа лирического произведения и использование опорного инструментария: ключевых слов, схемы, рисунка.
-
Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве. 8-й класс 2018
На уроке анализируется «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава» – идейный центр «Слова о полку Игореве», сопоставляются образы Ярославны у разных художников, обсуждается проблема авторства «Слова…» и образ автора; развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения; воспитывается интерес к истории страны, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
-
Электронный журнал «Шолоховский вопрос»: споры об авторстве романа «Тихий Дон» 2018
Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда… Это легенда о плагиате «Тихого дона» — тоже своего рода шедевр: одна из самых абсурдных, одна из величайших — по масштабности распространения сравнима с эпидемией — и одна из самых живучих мистификаций литературной жизни XX века.
-
Роман Мастера о Понтии Пилате. Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2018
Урок литературы в 11-м классе позволит учащимся совершенствовать имеющиеся навыки анализа эпизода в контексте произведения, а также читательские навыки. Он позволит закрепить полученные в ходе изучения курса литературы основные теоретические понятия. На уроке также закрепляется умение грамотно и аргументированно отвечать на поставленный проблемный вопрос, давать характеристику литературным героям, формулировать проблемы, поставленные автором, находить пути раскрытия авторской идеи.
-
Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» 2018
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении творчества И.С.Тургенева. На уроке используется комплексный анализ текста, проходит групповая работа, анализируются репродукции картин известных русских художников. Учитель применяет видеоматериалы. Итогом урока является эссе.
-
"Эхо прошедшей войны" (урок по рассказу Б.Васильева "Экспонат №") 2018
Цели урока: создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения; организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём; воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям; развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.
-
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 8–9-х классов по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» 2018
Цель игры: активизация познавательной деятельности учащихся. Задачи: формирование у учащихся чувства партнерства; развивать дружеские отношения в детском и взрослом коллективе, связанные общим делом; применять полученные ранее знания в нестандартных условиях; расширение кругозора школьников; стяжать любовь к русской классической литературе.
-
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы и истории по теме "Русь и Золотая Орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь" в 6-м классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2018
Цели урока: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси; сформировать представления учащихся о важных исторических событиях древней Руси, о подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества, к истории развития русского языка, литературы, культуры в целом.
-
Тематическое планирование уроков по изучению творчества Александра Блока в 11-м классе: профильный уровень 2018
Проблема изучения творчества Александра Блока в профильном классе связана прежде всего с многообразием поэтического наследия поэта Серебряного века. Погружение в мир образов невозможно без анализа поэтической «Я-концепции» любого автора. У А.Блока особенно ярко выражена индивидуальность лирического героя. Предлагаемая система уроков позволит учителю подчеркнуть широту восприятия мира блоковского героя через сравнение с концепциями других поэтов.
-
Повесть Н.В. Гоголя «Нос». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел. Приемы комического в повести 2018
Урок расширяет понимание учащимися нравственных ценностей. В начале урока формулируются проблемные вопросы. Анализ повести строится по главам с постоянным обращением к тексту. Завершается урок творческой работой в группах. К уроку учащиеся должны были подготовить выразительное чтение отрывков, которые на уроке предложены для инсценирования, а также выписать из текста цитаты, характеризующие майора Ковалева и его отдельно существующий нос.
-
Урок литературы в 10-м классе по стихотворению А.А.Блока "Шаги Командора" 2018
Урок по стихотворению А.Блока проводится после изучения трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость». При изучении трагедии Пушкина заходит разговор о вечных темах и образах в литературе. Учащиеся узнают о том, что каждый писатель, обращаясь к образу Дон Жуана, создает особый характер, показывает свое видение и понимание героя, акцентирует внимание на тех проблемах, которые интересны ему, актуальны в его эпоху. Еще одна важная цель – установление связей между двумя веками русской литературы.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник". 10-й класс 2018
Цели и задачи урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина; развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать; развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст.
-
Сказки Саши Черного 2018
Что мы знаем о Саше Черном? Что знают о нем школьники? Практически ничего не слышали, ничего не читали, ничего не знают. Тогда и появилась идея познакомиться с творчеством писателя. Так появилась мастерская "Сказки Саши Черного". В ходе работы учащиеся знакомятся с текстами сказок Саши Черного. В ходе работы учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Урок-проект "Образ русского богатыря Добрыни Никитича. Правда и вымысел". 7-й класс 2018
В наше время популярна экранизация художественных произведений. Учащиеся сравнивают тексты былин о Добрыне Никитиче и содержание фильма «Последний богатырь» и приобретают опыт оценки таких работ. В то же время обращение к современному и популярному среди молодёжи фильму мотивирует учащихся к изучению русских былин. В процессе работы дети осваивают такие понятия, как: прообраз, аллегория, художественный вымысел.
-
Внеклассное чтение. Герой нашего времени. 9-й класс 2018
Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о теме «Герой нашего времени», формирование таких личностных качеств, умение вести диалог.
-
Исследовательская работа "Тайна твоего имени" 2018
Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а также привлечения внимания школьников к истории возникновения и значения своего имени.
-
Проект "Азбука блокадного Ленинграда". 9-й класс 2018
Цель проекта: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности. Задачи: изучить документы и фотографии военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о блокаде Ленинграда; создать альбом «Алфавит блокадного Ленинграда» на основе собранного материала.
-
Использование некоторых образовательных технологий на уроках литературы 2018
Учителю новые технологии позволяют лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. А также это возможность для самореализации, осуществления собственных идей. Важную роль играют уроки с применением игровых технологий.