Литература
-
Элементы театрализации на уроках литературы 2008
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Можно назвать и поставить на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность и главное - инсценирование.
-
Элементы театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2017
Благодаря внедрению элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности появляется возможность развивать у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения, что соответствует требованиям ФГОС.
-
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках литературы как условие формирования творческой личности 2008
Главное в преподавании литературы - не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной творческой личности. Этому способствуют такие приемы, как словесное рисование, составление "режиссерского комментария" к отдельным эпизодам произведений, написание "игровых" киносценариев, описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, музыкальных фантазий, необычные сочинения, открывающие поистине неограниченные возможности для развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения.
-
Эмоционально-оценочная лексика и авторское начало в ранней прозе А.П.Чехова 2020
Цель работы: изучение эмоционально-оценочных высказываний, их влияние на авторское начало ранней прозы А.П.Чехова.
-
Эмоциональный жанр в русской литературе 2012
Урок знакомит учащихся с эпистолярным жанром. На примерах знакомых учащимся произведений показано, насколько этот жанр интересен. Из писем героев легко проследить развитие их характеров и интересов.
-
Эпиграммы М.Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6-м классе 2005
Статья содержит конспект урока литературы в 6-м классе. Ход урока: * Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (краткие биографические сведения о М. Ю. Лермонтове; основной мотив лирики поэта). * Знакомство учащихся с новым жанром лирики (работа с материалами учебника; знакомство с эпиграммой Лермонтова и её анализ; самостоятельная работа учащихся). * Творческое домашнее задание. * Выводы по уроку.
-
Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма 2014
Эпистолярный жанр (от греч. эпистола – послание, письмо) – один из древнейших жанров в литературе. На уроке учащиеся знакомятся с данным жанром, пробуют свои силы в составлении посланий.
-
Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс 2009
Урок ставит целью изучение дружеского письма как типа речи, знакомит учащихся с российскими традициями эпистолярного жанра, приобщает к ценностям русской языковой культуры и переписке как особой форме и среде общения.
-
Эпический герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2015
Цель урока: формирование понятия об эпическом герое, исторической основе повести; развитие умения анализировать художественный текст и давать сравнительную характеристику литературных героев; уметь сопоставлять произведения разных эпох; воспитывать уважение к историческому прошлому родины, чувство патриотизма; формировать представление о системе ценностей человека. Урок построен в форме дискуссии, в ходе которой каждый участник делает нравственный выбор при решении проблемы.
-
Эпоха А.П. Платонова. 8-й класс 2011
Цели и задачи проекта: духовно-нравственное просвещение учащихся на примере жизни и деятельности А.П. Платонова; изучить творческую биографию писателя; результаты исследовательской деятельности отразить в литературной газете; развить творческий потенциал детей; формировать умение работать в команде; формировать чувство патриотизма.
-
Эрик-Эммануил Шмитт "Оскар и Розовая Дама" 2012
Уроки литературы в выпускных классах – возможность подготовить учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации. Учитель подбирает произведения современных писателей, которые заинтересуют учащихся, например роман Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая Дама» из цикла «О незримом».
-
Эссе "Послание Человеку Будущего" (Слово о Н.С.Лескове) 2021
А понимаем ли мы смысл посланий, которые оставил нам Н.С.Лесков? Как стать таким внимательным читателем, чтобы открыть для души своей мудрое Слово Н.С.Лескова? Открыть как русское чудо, посланное Всевышним. Произведения этого удивительнейшего писателя и человека надо принимать так, чтобы душа проснулась и стала той благодатной почвой, в которую бы упали зерна добра и правды, дав свои прекрасные всходы. Как донести до каждого мысль: он вечен, потому что дает надежду на будущее обновление страны, веру в неиссякаемые силы русского народа!? Это все вопросы – утверждения, волнующие душу мою…
-
Эссе «Душа» 2015
Эссе «Душа» поможет учащимся написать сочинение на тему «Чем живы люди?» В стихотворении дается толкование понятия «душа».
-
Эссе на тему «Мои методические находки. Путевые заметки молодого учителя» 2020
Первую «методическую находку» я «выдумала», будучи еще студенткой. Принесла в класс две красивые картонные коробки в форме карандаша с глазками, носиком, ушками и треугольной шляпкой-крышкой (эти коробки достались мне после поедания сладких новогодних подарков). Они отдаленно напоминали человека, возможно, героя из книги А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дети очень удивились происходящему. Я поставила эти коробки на самое видное место около доски, раздала каждому по листку бумаги и попросила написать те слова, которые ребята ежедневно используют в своей речи.
-
Эстетическое воспитание на уроках литературы 2012
Изучение произведений литературы должно сопровождаться различными видами искусства: музыкой, живописью, театром, кино. Цель эстетического воздействия литературы на молодое поколение – в духовном и нравственном росте молодых людей.
-
Эстетическое и нравственное воспитание школьников посредством изучения японской поэзии 2009
Данная работа помогает синтезировать элементы эстетического воспитания обучающихся с преподаванием русского, английского языков и литературы в школе на разных этапах обучения. Такой подход позволяет добиться желаемых результатов: развивает творческие способности учащихся и служит примером воспитания чувства прекрасного у подрастающего поколения.
-
Эта вечная тайна – женщина… (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2013
Статья сможет оказать практическую помощь учителям при организации работы по обобщению знаний, подготовить учащихся к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
-
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина 2013
Урок литературы в профессиональном училище знакомит с этапами биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрывая особенности художественного мира писателя-сатирика.
-
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 2011
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с биографией и творчеством Ф.И. Тютчева. Такой урок-презентация позволяет расширить рамки знакомства с судьбой поэта, осуществить межпредметные связи с музыкой и живописью.
-
Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака 2015
Урок с активными методами обучения развивает критическое мышление в чтении и письме. Урок дает представление о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. Презентация помогает усвоить материал.
-
Этикет в веках. 5-й класс 2011
А нужен ли нам сегодня этикет? И что вообще скрывается под понятием "этикет"? Может быть, вы усмотрели в этом слове насмешку или вам кажется, что оно сегодня звучит как-то нравоучительно?
-
Этико-правовой компонент на уроках литературы 2010
Автор статьи работает над темой "Этико-правовое воспитание на уроках литературы". Для этого используется на уроках учебно-методический комплекс "Вокруг тебя мир", в качестве дополнительного материала на уроках внеклассного чтения, а также на уроках развития речи.
-
Этнографическое положение России и разнообразие культурных миров. Интегрированный урок (география + литература) в 9-м классе "Население и хозяйство России" 2007
География-наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. Именно уникальная природа географии должна определять цели географического образования в школе, формировать у учащегося правильные пространственные представления о природных, социальных, экономических системах разного ранга. Область географического значения комплексна. Она интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки. Перестройка народного образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения. В современной школе складывается новая форма учебного занятия - интегральный урок, где предметом анализа выступает многоплановые объекты и информация, содержащаяся в различных учебных предметах.
-
Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад 2003
Данный сценарий составлен на основе и с использованием отрывков из произведений Е.Гинзбург, А.Солженицына, А.Галича, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др. Он может быть использован в качестве сценария урока в 11-oм классе при изучении произведений 30-50-х годов, а также для постановки на сцене школы.
-
"Этот мир очарований, этот мир из серебра". Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классе 2007
Данный материал представляет собой методические разработки к семинару-практикуму по анализу произведений поэтов Серебряного века. Разработан в рамках авторской программы "Русская литература в контексте мировой художественной культуры". В основе предлагаемой методической разработки с использованием новых информационных технологий лежат основные принципы системно-комплексного анализа художественного текста, разработанного профессором Казанского госуниверситета Нигматуллиной Ю.Г., и культурологический подход к изучению литературного произведения.
-
"Этот приглуповатый Хлестаков". Интегрированный урок (русский язык + литература) 2009
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя.
-
Эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе 2015
Меняются приоритеты в преподавании литературы, создаются новые образовательные стандарты и, следовательно, должна меняться система оценки результатов обучения. ЕГЭ имеет ряд сложностей. Экзаменуемый должен знать не только информацию о писателях и произведениях, но и проводить ассоциации, самостоятельно находить отдельные элементы художественной формы в тексте произведения, давать развернутый ответ в жанре сочинения.
-
Эффективные формы формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла 2021
В условиях современных требований, когда целью образования и воспитания является формирование успешной, конкурентоспособной, адаптированной к социуму личности обучающегося, учителю необходимо отступать от формы стандартного урока. В связи с этим целесообразно проводить такие уроки, на которых ученики могли бы проявлять свои личностные качества, творческий потенциал, включаться в процесс широкого коммуникативного взаимодействия.
-
Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы 2007
На уроке литературы на счету каждая минута. Устный фронтальный опрос не всегда возможен, а письменный требует времени на проверку. Я использую эффективный метод опроса – тест по тексту произведения. В тесте используются вопросы разного уровня, тест можно с разными целями проводить до и после изучения произведения, он экономит время учителя, т.к. занимает 5–10 минут проведения и 10 минут на проверку, а также повышает накопляемость оценок. За время преподавания мной разработано 26 тестов по 12 произведения. Один привожу в качестве примера.
-
"Эхо прошедшей войны" (урок по рассказу Б.Васильева "Экспонат №") 2018
Цели урока: создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения; организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём; воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям; развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.