Литература
-
Юбилейный вечер, посвященный 150-летию А.П. Чехова «Встреча с великим учителем красоты и правды» 2011
Цели урока: ознакомление с биографией и особенностями личности писателя; формирование умения анализировать эпическое произведение; развитие чувства юмора; развитие мышления; развитие навыков актерского мастерства.
-
Юбилейный вечер, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова "Звезда первой величины" 2012
2011 год – год 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Цель занятия: показать многообразие личности М.В. Ломоносова, развитие познавательного интереса к биографии и творчеству М.В. Ломоносова; размышление о роли знаний в жизни человека, привитие гражданских и патриотических чувства на примере жизни замечательных людей; пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своим великим соотечественникам.
-
Юбилею Царскосельского лицея посвящается (1811–2011) "В начале жизни школу помню я…" 2012
В 2011 году исполнилось 200 лет со дня открытия первого учебного заведения в России – Царскосельского лицея. При изучении творчества А.С. Пушкина особое внимание уделяется лицейскому периоду. Учитывая юбилейную дату, необходимо более подробно познакомить учащихся с лицейской системой образования и воспитания. Урок построен в форме заочной экскурсии. Помогает ребятам, которые учатся на дому и по состоянию здоровья не имеют возможности посетить музей, не только расширить кругозор, но и познакомиться с лицейскими традициями.
-
Юмор на страницах поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" и в военном фольклоре ХХ века 2014
Урок-концерт раскрывает идейно-тематическую, художественную значимость юмора в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», знакомит с жанрами военного фольклора 40-х годов XX века (частушки, песни, солдатская бывальщина, пословицы, поговорки). Развивается умение анализировать текст, определять идейно-тематическую, композиционную, изобразительно-выразительные особенности. Урок направлен на воспитание чувства гордости за славное прошлое Отчизны, любви к малой родине.
-
Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра) 2015
Цель урока – расширить представление учащихся о раннем творчестве А.П.Чехова, обратить их внимание на то, что небольшие юмористические рассказы писателя - это повод не только посмеяться над героями, но и задуматься о людях и их поступках, узнать в чеховских героях самих себя, а форма игры позволит выработать навыки командной работы, потребует от ребят более качественной подготовки, более внимательного прочтения произведений.
-
Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе 2019
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
-
Юный патриот Ваня Солнцев в произведении «Сын полка» В.П. Катаева 2014
Урок направлен на формирование концептуальных представлений учащихся о главном герое; умение определять основные качества характера Вани Солнцева; формирование таких личностных качеств, как сопереживание.
-
Юрий Яковлев «Сердце земли» (опыт анализа эпического произведения) 2017
Предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы.
-
"Я была тогда с моим народом" (по произведению А.Ахматовой "Реквием") 2009
Соотнесение судьбы и творчества - вот задача, стоящая перед автором данной разработки. Вершина творчества – "Реквием" – интерпретирован как исповедь безутешного сердца человека, жившего со своим народом в один из самых трагических периодов его истории.
-
"Я была тогда с моим народом…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") 2005
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвязь литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта. Активное участие детей в подборке материалов для урока, безусловно, способствует расширению их кругозора, активизации познавательной деятельности.
-
"Я была тогда с моим народом…" (Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" в 11-м классе) 2011
Урок по поэме "Реквием" проводится после знакомства с лирикой А.Ахматовой. Цель урока: развивать умение анализировать содержание стихотворного текста и основные художественные особенности, делать самостоятельные выводы и высказывать своё мнение, а также понимать авторскую позицию.
-
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…». Роль обособленных членов предложения в стихах К.Бальмонта 2014
Цели урока: закрепить навыки обособления определений, приложений и обстоятельств, выяснить их роль в текстах художественного стиля.
-
Я встретил Вас (урок о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева) 2003
Главная идея урока: 1. Создать комфортные условия для эстетического восприятия материала; 2. Пробудить у обучающихся высокие нравственные чувства.
-
"…Я дитя века, дитя неверия и сомнения…" Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (по биографии Ф.М. Достоевского) 2014
Предлагаемая мастерская по биографии Ф.М. Достоевского создана в рамках экспериментальной работы по формированию интереса старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Это новая методическая форма изучения биографии, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и чтению.
-
"Я до секунд всю жизнь измерил…" Памяти В.С. Высоцкого 2012
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В.С. Высоцкого. Автор расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство патриотизма, дружбы, верности, чести, долга. Учит умению высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. Урок может быть проведен в старших классах (9–11-е классы).
-
Я и мир: вечное и преходящее. (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2013
Цель урока: воспитание гражданского чувства через изучение рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
-
"Я испытываю жалость ко всему человечеству". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.С. Улицкой "Дочь Бухары" 2007
Цели урока: научить учащихся интерпретировать текст через высокую степень объективного повествования; развитие аналитических умении в процессе художественного текста; формирование нравственных качеств у школьников.
-
"Я лиру посвятил народу своему" 2012
"С Некрасовым пришел в литературу новый герой и заговорил о своих нуждах, радостях и печалях, желаниях и целях, пришел крестьянин, народ пришел в литературу. И вошел он не бочком в чуть открытые двери, а пришел в литературу в качестве главного действующего героя, как центральная фигура поэтической картины мира" (В.Г. Белинский).
-
"Я лиру посвятил народу своему…" (К 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова) 2013
В рамках празднования 190-летия со дня рождения Н.А. Некрасова подготовлен и проведен открытый урок, посвящен этому событию. Цель: систематизировать знания о творчестве и биографии великого поэта, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни», ведь поэзия Некрасова – живое, немеркнущее явление русской культуры.
-
"Я навек любовью ранен…" Штрихи к портрету В.Маяковского 2012
Урок по творчеству В.В. Маяковского помогает учащимся иначе посмотреть на личность поэта, его творчество, а также пробудить интерес к «непопулярному» Маяковскому благодаря музыкальному оформлению.
-
"Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев" 2004
Предлагаемый урок строится в технологии педагогической мастерской, целью которой является усвоение новых знаний в режиме самостоятельной работы (коллективной, групповой, индивидуальной). Описание хода мастерской и данные в приложении материалы позволяют сформировать представление о личности К.Ф. Рылеева и способствуют творческому развитию учеников.
-
"Я просто не люблю читать…", или Падение интереса к чтению у современных школьников 2004
Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Конечно же, легче придя домой включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься. Что случилось с нашими малышами? Многие не хотят читать, боятся книг. Тут возникают два исконно русских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?"
-
Я родом из детства. 7-й класс 2014
Бинарный (интегрированный) урок в 7-м классе построен на диалоге о Добре и Зле. Материалом для обсуждения на уроке стали сказка А.Экзюпери «Маленький принц» и повесть М.Горького «Детство». Авторы урока посчитали возможным соединить невозможное: «свинцовые мерзости жизни» и красивую сказку о Добре и Любви.
-
"Я сибирской породы…" (сценарий вечера-портрета) 2009
2009 год на Алтае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. В этом году ему бы исполнилось 80 лет. Мероприятие ставит цель: приобщиться к творческому наследию писателя, узнать новое из его биографии, научиться у нашего земляка умению думать, ценить родную землю и труд человеческий. Можно использовать как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
-
Я стал частицей своего времени… (урок-игра "Литературное кафе" в 11-м классе) 2003
Урок по теме "Жизнь и сложный творческий путь Б. Пастернака" в 11-ом классе можно провести в форме урока-игры "Литературное кафе". Это дает возможность заинтересовать детей личностью поэта, пробудить интерес к творчеству, а сами ребята могут выступить в различных ролях, в том числе, самого поэта. Первый урок исключительно важен и требует особой подготовки, т. к. с творчеством Пастернака учащиеся знакомятся впервые.
-
"Я тоже была, прохожий!" (Знакомство с биографией М.Цветаевой в 11-м классе) 2009
Урок представляет собой литературную композицию, сопровождающуюся показом фотографий Цветаевой и близких ей людей. Цель урока: познакомить учащихся с основными вехами жизни Цветаевой, определить основные черты личности поэта, осуществить первичное знакомство с лирикой Цветаевой.
-
"Я тоже была…" О личности, судьбе и творчестве М.И. Цветаевой. 9-й класс 2013
Урок определяет основные этапы жизни и творчества поэта; показывает трагичность мироощущения поэта, обреченного на странничество, дисгармонию его внутреннего состояния с окружающей жизнью; выясняет, что привело к самоубийству; развивает умение давать оценку художественному произведению, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал.
-
"Я узнаю бессмертье на легком листе". Поэзия М.Петровых военных лет. 11-й класс 2005
Воспоминания чистопольцев, писателей, самой Петровых дают учащимся возможность представить и понять, какой была Мария Сергеевна в жизни, как начинался ее путь в поэзии, ведь именно в Чистополе произошло ее становление как поэта, состоялось ее первое публичное выступление с чтением стихов, здесь ее приняли в члены ССП.
-
Я хочу гордиться своей страной! 2013
Автор делится опытом использования презентаций на уроках литературы, дает рекомендации по созданию презентаций детьми, умению правильно подобрать и систематизировать материал. Презентация «Я хочу гордиться своей страной!» создана в помощь учителю-словеснику, а также может быть полезна классным руководителям для проведения классных часов. В презентации прослеживается история Руси от нашествия татаро-монгольского ига до Великой Отечественной войны.
-
"Я школьный учитель…" (образ учителя в творчестве А.П. Чехова) 2011
Урок с использованием ИКТ, основанный на идее, что учитель – такой же человек, как и ты. На занятии углубляются знания о творчестве Чехова, на основе произведений которого и строится занятие.