Элементы арттерапии в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы внимание физиологов, психологов, и медицинских работников привлекает проблема, связанная с напряжением и перенапряжением физиологических систем организма человека в условиях воздействия психогенных (эмоциогенных) факторов. В связи с этим растёт количество не только взрослых, но и детей с эмоциональными нарушениями: тревожностью, страхами и агрессией. С такой же проблемой столкнулось и наше дошкольное учреждение. Вот тут-то и обозначились основные проблемы: с большим трудом проходят процессы адаптации к дошкольному учреждению, у детей слабо развита эмоционально-волевая сфера. “Почему?” - спросили в свою очередь мы и получили от родителей посредством анкетирования определенные ответы, которые помогли нам выявить негативные причины:

  • отсутствие у родителей знаний по данному разделу;
  • не умение родителей применять имеющиеся знания при общении с детьми;
  • отсутствие у родителей времени на общение с детьми.

Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость в использовании методов арттерапии [1]. В нашем дошкольном учреждении организация арттерапевтического пространства занимает важное место в системе психологической помощи ребенку и семье. Арттерапия - это метод лечения посредством искусства. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться [2]. Арттерапевтические занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста раз в неделю. Во время коррекционно-развивающей организованной образовательной деятельности с детьми, все сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Вся коррекционно - образовательная деятельность построена таким образом, что один вид деятельности плавно переходит в другой. Каждый раз занятие начинается с лёгкой игры - приветствия, затем проводится элемент самомассажа, пальчиковые игры, которые сменяются изотерапией с включением элементов театрализации. Заканчивается занятие релаксационным упражнением и рефлексией.

Помимо коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольном учреждении проводится большая работа с родителями: индивидуальные беседы, родительские собрания, мастер-классы, семинары практикумы и клуб встреч по интересам. При каждой встрече с родителями стараемся научить их использовать элементы арттерапии при общении с детьми дома. Диагностика эмоционально – волевой сферы проводится в сентябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в апреле месяце. Результаты обсуждаются на ПМПк МБДОУ и планируется дальнейшая работа с детьми.

Примерный тематический план
коррекционно-развивающей организованной образовательной деятельности
с детьми старшего возраста

Месяцы Темы занятий
Октябрь Рисование мелками “Осенние натюрморты”
“Волшебные картинки”. Рисование ладошками, пальцами, тычками, печатками и другими материалами.
“Осень и её подарки” - лепка из солёного теста.
Рисование красками – “Осенняя пора очей очарованье”
Ноябрь Рисование фломастерами. Штриховка
“Зимние узоры на стекле” - рисование краской.
“Снежная сказка”. Лепка фигурок из снега
Рисование красками – “Подарок для мамы”
Декабрь Рисование карандашами – “Зимние забавы”
Лепка из пластилина – “Сказочные герои”
Штриховка и обводка
Рисование красками – “Праздничное поздравление”
Январь Лепка из мокрой бумаги.
Рисование карандашами. “Зимушка хрустальная”
Февраль Лепка из солёного теста.
“Зимние фантазии”. Рисование кусочком льда по

порошку Юпи на белом листе.

“Сказки на стекле”. Витражное рисование (на стекле)
“Песочные картинки” Рисование по песку и цветным песком
Март “Фантастические животные”. Лепка из бумаги.
Весёлые раскраски.
Картины из теста.
Тема: “Волшебные шары”.

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  2. Васина Е., Барыбина А.: Арт-альбом для семейного консультирования. Детский. СПб: Речь, 2006. – 24 с.