"Что в душе, то и свято…"

Разделы: Литература


Никто не будет оспаривать истину, что школа призвана давать не только прожиточный минимум знаний, но и воспитывать человека с отличным вкусом и добрым сердцем. Равнодушие, безразличие, отсутствие цели и жизненных перспектив - вот что страшно видеть в человеке, покидающем школьные стены. И педагоги прикладывают максимум усилий, чтобы современные выпускники были совсем другими.

Для учащихся важны не только знания определенных областей, но также воспитание и приобретение навыка, развивающей мыслительной способности - "культурного мышления". Известно, что к 11 годам уже закладывается творческий или рутинный стереотип мышления, накапливается почти половина знаний человека.

Важнее всего оказывается не приобретение суммы истин, а способность разбираться в жизненных и профессиональных ситуациях, своевременное реагирование на социально-экономические изменения, умение мыслить нестандартно, стремление к постоянному обновлению знаний.

Как этому научить подрастающее поколение? Что сегодня следует считать приоритетным? Что важнее: метод, технология или личность учителя? На эти вопросы трудно дать однозначные ответы.

При смене ориентиров современного образования в центре внимания по-прежнему должны оставаться проблемы воспитания.

Усиление воспитательного потенциала обучения достигается использованием необычных уроков: урок-размышление, урок-праздник, урок-конференция, урок-спектакль, урок-проект, урок-мастерская и др.

Особую роль играет личность учителя - носителя культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир. Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Культура педагога, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока, работающего на личностное развитие учащихся.

Что входит в понятие "личностное развитие"?

"Дай человеку все жизненные блага, но лиши его понимания смысла жизни на земле - он будет несчастен", - писал К.Д.Ушинский. Наверное, действительно нет сегодня ничего важнее, чем помочь ученику осмыслить себя, свое место в жизни, свое назначение, чтобы в будущем он стал счастливым. Жить - вот ремесло, которому мы должны обучить ребенка. Пусть, выходя из школы, он не будет ни юристом, ни бухгалтером, ни водителем, а будет прежде всего человеком. И тогда он всегда будет на своем месте.

Что значит "жить"?

Жить - значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа. Давно известно, что мудрый человек не тот, кто долго жил, а тот, кто более всего чувствовал жизнь. Если человек никогда не раскрывает душу и сердце навстречу людям и окружающему миру - разве он живет? Я очень хочу, чтобы с моими учениками такого не происходило, а значит, учу их радоваться жизни.

Как цветок, согретый и обласканный лучами утреннего солнца, раскрывает свои лепестки навстречу новому дню, так и ребенок, ощущая любовь и заботу взрослых, должен открыть себя для жизни. Педагог должен и может стать таким любящим и заботливым взрослым. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов - вот что составляет основу настоящего воспитания. Мне хочется сравнить педагога со скульптором, который создает свой шедевр, сохраняя неповторимость оригинала, не разрушая индивидуальности личности.

Что делает людей неповторимыми и уникальными?

Конечно, особенности психического склада, но в большей мере опыт детства и воспоминания о детстве.

Возможно, все таланты и способности ребенка заложены в родительской любви. Ребенок, растущий в атмосфере любви, всю свою жизнь, словно броней, защищен от невзгод и напастей. Как правило, у него все в жизни получается.

А тот, кто вырос без любви, в атмосфере равнодушия, всю оставшуюся жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей, и жизнь у него складывается трудно и тяжело.

Мне близки и понятны слова Я.А. Коменского: "Сперва любить, потом учить".

Восполнить дефицит тепла и любви в семье призваны педагоги, школа. В наших силах сделать так, чтобы мир детства был полон чудес и превращений, загадок и тайн и оставался волнующим и непредсказуемым. Незабываемые уроки и коллективные праздники, памятные поездки и походы, экскурсии и занятия в кружках по интересам - как много в арсенале педагога средств, помогающих сделать жизнь детей яркой и содержательной!..

Две категории я считаю очень важными в жизни человека: любовь и творчество.

Любовь - самый верный свидетель человеческого существования. Как пел В.Высоцкий:

Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Воспитывать - значит пробуждать способность любить. Труд жизни начинается с труда души, с любви, а уже потом идет труд ума и труд рук. Ребенку можно дать все, если одарить его любящей душой, и лишить всего, если не развивать его способность сердцем стремиться к сердцу человека.

Любовь - полноводная река, в нее впадают, торопясь и разливаясь, маленькие ручейки: любовь к семье, к своей школе, к своему селу, к родной природе, к своему Отечеству, к своей культуре. Как от камня, брошенного в воду, расходятся во все стороны круги, так от семьи и школы идет постепенное восхождение ребенка к любви ко всему общечеловеческому. И миссия моя как словесника в этом восхождении очень высока.

Я уверена, что каждый ребенок в детстве, в пору формирования личности, должен увидеть нечто особенное, и это увиденное должно остаться в душе, в памяти сердца, чтобы родилось свое прикосновение к миру. Это может быть солнце, словно растворившееся в кронах деревьев, полная луна в бездонном весеннем небе, хрупкий подснежник, упорно пробивающийся из-под снега, искристый иней на проводах.... Вокруг столько красоты! В философии такое видение, такое откровение называется созерцанием. Человек созерцает, когда смотрит умом, всей душой. Именно с такого открытия мира всегда начинается творчество. < рисунок 1 >

А как сделать, чтобы творили, любили и жили мои ученики? В этом плане моей творческой лабораторией становятся уроки литературы.

Литература в школе - очень непростой предмет. В самом деле, мы учим ребят обращаться к книге, чтобы пообщаться с мудрым собеседником, знатоком человеческих душ - писателем, воспринять прочитанное сердцем и разумом, узнать о прошлом, осмыслить настоящее. Главную задачу уроков литературы можно выразить двумя словами: воспитание души. Воспитание души посредством приобщения к прекрасному. Как преподнести живой текст произведения учащимся так, чтобы в их душах родился ответный отклик? Приобщиться к тайне живого слова, к песне живой души очень сложно. Главное мое стремление - давать школьникам уроки морально-этического свойства, извлекая их из живой плоти произведения.

Мне интересны идеи педагога-новатора Е.Н.Ильина. Постоянно обращаюсь к его работам. Осмелюсь повторить наиболее близкие мне мысли Мастера:

"- Три непреложных требования к словеснику: личностно, современно, артистично!

- Одной методикой на нашем уроке ничего не вытянешь. Нужна душа! А у нее своя методика!

- Книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить человека с самим собой, нравственно устроить его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире - задача словесника".

А как это сделать? Каким читателем является наш современный школьник?

"Есть три вида читателей: первый - это те, кто наслаждается, не рассуждая, другой - те, кто судит, не наслаждаясь, и третий, серединный, - те, кто судит, наслаждаясь, и наслаждается, рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново", - считал И.-В. Гете. В этой формуле - ключ к образу творческого читателя. На такого читателя - грамотного, эстетически чуткого, сердечного - ориентируются творцы искусства слова. Формировать такого читателя - трудное, но очень увлекательное дело, которым и занимаемся мы, словесники.

Воспитанию чуткого, отзывчивого сердца, способного со-страдать, со-чувствовать, со-переживать, помогают сегодня многие произведения в школьном курсе литературы. В них таится огромный нравственный потенциал. Вот рассказ А.Платонова "Неизвестный цветок" (6 класс). Повествование о неброском цветке, сумевшем вырасти на бесплодной почве, позволяет перевести разговор в русло истинных человеческих ценностей. Дети охотно рассуждают о том, что главное в человеке - это не внешняя привлекательность, а красота души. Они делают вывод, что в человеке за неказистой внешностью очень часто кроются огромное жизнелюбие, упорство, стойкость духа, и приводят примеры из жизни, из прочитанных книг, увиденных фильмов.

Дайте детям написать сочинение: "Что такое жизнь?", "Что такое старость?", "Что такое счастье?", "Книга, единственная и неповторимая", "Каким я представляю себя через 10 лет"... У вас появится счастливая возможность заглянуть в святая святых - в душу своего воспитанника, ведь без эмоционального заряда с такими темами не справиться, они обязательно требуют личностного отношения.

Великая литература всегда была и остается зеркалом жизни, и я бываю рада, когда мои ученики находят в этом зеркале отражения, так или иначе связанные с их существованием, с их окружением, с их собственными проблемами. Именно в этот момент герои и автор произведения становятся по-настоящему близки и понятны современным подросткам, которых не так-то просто заинтересовать сегодня книгой.

Очень часто обсуждение какого-либо вопроса на уроке переходит в разговор о жизни классного коллектива, и я терпеливо стараюсь выслушать каждого, кто желает высказаться, хотя ловлю себя на мысли, что разговор затягивается, даже уходит в сторону от темы урока, и вроде времени жаль. Но из каждой ситуации стараюсь извлечь вместе с ребятами какое-то нравственное зерно. Уверена, что часто это приносит гораздо больше пользы, чем "размусоливание" текста, скрупулезное его анатомирование.

Еще одна цель, которую я преследую, - научить ребят свободному диалогу, открытому обмену мнениями, впечатлениями. Диалог с другим - это не столько познание другого, сколько познание себя: ведь собственное "я" нужно сообщить другому, а значит, воспринять и оценить себя. В диалогах нет правильного и неправильного - есть разные мнения, индивидуальное восприятие жизни. В этом и состоит прелесть диалога: он раскрывает многоцветную палитру человеческой неповторимости. Простейшие правила ведения диалога (не перебивать собеседника, быть внимательным, не делать категоричных высказываний и замечаний) усваиваются уже в младших классах.

Работа с текстом произведения - дело кропотливое, тонкое. Мне хочется, чтобы ребята умели слышать и видеть слово, любоваться им, открывать значение детали, символа, чувствовать авторскую интонацию. Благодатным материалом в этом смысле считаю лирику. Увидеть красоту поэтического слова, почувствовать эффект его звучания, проникнуться авторской мыслью помогают конкурсы чтецов, поэтические пятиминутки, Дни поэзии, встречи в поэтической гостиной...

Очень важным считаю развитие у учащихся ассоциативного мышления. Мы постоянно ищем литературные параллели: с каким произведением можно сравнить изучаемое, кого напоминает нам герой произведения, с каким писателем есть сходство у данного автора (в мировоззрении, проблематике и т.д.)? Так, глядя на картину Б.Мусатова "Весна", я непременно вспоминаю "Асю" И.Тургенева и беру репродукцию в качестве иллюстрации к данному произведению, помогая школьникам прийти к этой ассоциации.

Анализируя эпизод "Ночь в Отрадном" ("Война и мир" Л.Толстого), мы сравниваем Наташу Ростову, которой так и хочется полететь от избытка счастья, от ощущения поэзии жизни, с другой героиней - Катериной из драмы "Гроза". Ведь ей тоже хочется стать птицей: "Отчего люди не летают, как птицы?"

А глядя на Андрея Болконского, скучающего в великосветском салоне А.П. Шерер, мы сразу вспоминаем и Онегина, и Печорина, и Чацкого...

Так осуществляется связь времен, так называемое сцепление эпох, произведений, писателей, героев. Это помогает школьникам видеть общие закономерности в литературном процессе, отражающем сложное многообразие жизни.

Мои любимые уроки - это те уроки, где можно осуществить синтез литературы, живописи и музыки. "Снегурочка" А.Н.Островского, "Иван Сусанин" Ф.Рылеева, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина - сколько их, таких тем, дающих возможность опереться на богатые возможности содружества искусств!

"В школе, где важна не успеваемость и ее проверки, а широкое развитие творческих способностей, компетентности в деле и чувства социальной ответственности, учитель должен пробуждать духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь их корректировать", - считают вальфдорские педагоги. Мне кажется, поэтически эту позицию блестяще выразил иеромонах Роман:

Утонули по макушку ивы,
Словно не купались целый век.
Величавы веснами разливы
В общем-то не величавых рек.
Не могу никак налюбоваться
Голубой водою без оков.
...Помогайте людям разливаться,
Выходить из узких берегов.

Уже много лет разделяю эту позицию: помогаю детям "разливаться", раскрывать себя. Для этого обращаюсь к тому, что делает человека Личностью: к творческой работе сознания ученика, к струнам его души. И пусть у нас в сельской школе ограничены во многом возможности приобщения к культуре (в широком смысле этого слова), но воспитательный потенциал урока литературы я стараюсь реализовать в полной мере.

Вот мы на уроке "Исповедальное слово В.П.Астафьева" (по рассказу "Фотография, на которой меня нет", 8 класс). Идет параллельная работа учеников с фрагментами автобиографии "Сопричастный всему живому" и текстом самого рассказа.

- Зачем в рассказе дано подробное описание деревенских окон, цветов?

(Герой-рассказчик дорожит памятью о земляках, о родной деревне. Он любит родные места, видит и ценит красоту вокруг себя).

- А как это чувство выражено в автобиографии? Ищем нужный фрагмент, зачитываем.

("...Некий налет сентиментальности просочился и в мой характер и оказался непобедимым. По причине этой странности, вовсе вроде бы уж и нетипичной для "мужественных и суровых сибиряков", я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу...<...> ... Понюхав потаенный цветок стародуб, не скажешь растроганно: "Ах, какая прелесть!" - но непременно примолкнешь в себе, и что-то древностью веющее встревожит память...").

Большой по объему фрагмент, но он заслуживает внимания. Ведь в нем отчетливо звучит, наливается нежностью поэтическая душа автора. Мы отмечаем, каким сочным, звонким языком описана сибирская природа, как бесконечно щедра фантазия автора на сравнения (подснежники - самородки), как точны эпитеты (пещерная мрачность), как олицетворения помогают оживить окружающую природу (сон-трава закрывает на ночь желтое око).

Возвращаемся к рассказу. Цветы - символ жизни, красоты, возрождения и обновления - не случайно занимают особое место в повествовании. Это живое чудо, "живунчик", как говорит бабушка. Описание окон и цветов пронизано настоящей поэзией, лиризмом (улыбался яркогубый цветок, говорил младенчески-радостным ртом, загоралась на окне луковица, обрызгивали окна и наш дом цветами...).

Разговор о цветах связан с образом бабушки (она ими занимается в доме). Цветы - и бабушка, бабушка - и чудо, красота, "расцветание". Есть ли в этом логика? С чем у нас обычно ассоциируется образ бабушки?

(можно вспомнить бабушку Алеши Пешкова Акулину Ивановну, повесть "Детство": тепло, безграничная доброта, желание всем помочь, согреть).

- Что писатель говорит о бабушке в автобиографии?

(" ...Бабушку в "Последнем поклоне" я написал такой, какой она была в жизни. Может быть, что-то убавил, но ничего не прибавил. Она была очень колоритной фигурой, недаром ее у нас на селе звали генералом. Я ее считаю главным ...своим воспитателем".)

Исконно русское, коренное, сибирское - это язык "баушки", ее неповторимая словесная вязь, которая вдруг обдает читателя чем-то родным, таким привычным и понятным с детства.

- Обратим внимание на речь бабушки. Что в ней особенного?

(проанализировать речь бабушки ребята должны были дома).

В ходе обсуждения приходим к выводу: речь героини насыщена диалектными, искаженными общеупотребительными словами, своеобразными народными оборотами, приметами, присловьями.

Примеры (не только приводим, но и классифицируем, определяем принадлежность к той или иной группе слов и выражений):

язвило бы тебя в душу и в печенки;

не студися (не застудись);

будто на леде, а не на пече сидел (на льду, а не на печи); а

нделы (ангелы);

учись хорошеньче (лучше);

або (или)...

- Почему Астафьев так тщательно воспроизводит речь героини?

- А как говорят другие герои рассказа?

Выразительностью и простотой язык рассказа напоминает луг, поросший незатейливыми полевыми цветами.

Отмечаем экспрессивную роль этих слов и словечек в создании неповторимого колорита бесхитростной речи деревенских жителей (метафоры, сравнения, олицетворения). И как тут не вспомнить затейливый язык сказа Н.С.Лескова о тульском Левше!

Послушаем писателя Е.Носова об Астафьеве: "Есть в нем нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово и в книгах его, и изустно".

- Смогли ли вы услышать сегодня это особое слово? Можно ли назвать его исповедальным?

(Да, ведь писатель говорит с нами о самом сокровенном. И говорит языком простым, живым, выразительным и эмоциональным, с самыми задушевными и доверительными интонациями. Ему нельзя не верить...).

...Закончился очередной урок. У него обязательно будет продолжение. Ведь есть еще участие в творческих конкурсах самого разного уровня, включая федеральный ("Моя малая родина", "Я помню! Я горжусь!"), в телекоммуникационных проектах и олимпиадах, фестивалях и форумах. Есть еще мой кружок "Юный журналист". И, конечно, есть исследовательская работа в области филологии, подготовка учащихся к научно-практическим конференциям от муниципальных до всероссийских. "Демон М.Лермонтова и М.Врубеля", "Транспозиция форм времени и наклонения глагола в рассказе М.Шолохова "Судьба человека", "Парцелляция как одно из средств экспрессивности поэтического языка С.Острового", "Экспрессивное использование сравнительных конструкций разного вида в поэзии и прозе Т.М.Белозерова"...

В контексте новых образовательных стандартов формирование и развитие исследовательских умений учащихся очень актуально.

И во всем, что мы делаем, обязательно нужно "душу живу сохранить".

Сила литературы в том и заключается, что она способна обогащать опытом, лично нами не пережитым, но благодаря которому мы можем прикоснуться к богатому миру человеческого общения.

Я читаю стихи.
В классе тихо и строго.
За окошком снежинки немые летят.
И средь множества глаз
Два огромных, два синих восторга,
Два апрельских рассвета
Мне в душу глядят.
Они ждут откровений,
Они не желают иначе,
Ты их только отвагой,
Только дерзким полетом зови.
Их хозяйка - я знаю -
Над "Анной Карениной" плачет,
И мечтает о сцене,
И верит в бессмертье любви...

Вот такая она, школьница из стихотворения В.Лазарева. А есть ли такие ученики сегодня? С уверенностью могу сказать: есть, и не так уж и мало! Мои сегодняшние ученики искренне сочувствуют талантливому Левше, который у себя на родине оказался никому не нужным и умер, не дождавшись помощи и понимания. У них глаза загораются от любопытства и гордости, когда дети слышат, что у нас в Омске есть свой "левша" - микроминиатюрист Анатолий Коненко. Создатель самой маленькой в мире книжки, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, тоже сумел подковать миниатюрную блоху.

Для многих любимым героем становится лермонтовский Мцыри - человек, готовый умереть за свободу. Кому-то навсегда запомнился и полюбился роман А.Толстого "Князь Серебряный". Девятиклассники сопереживают Татьяне Лариной и бедной Лизе... Бывают и слезы...

На многие вещи современные дети смотрят по-другому, не так, как мы когда, как прописано в учебниках. Ребята рассуждают о героях в контексте реалий нашего бытия, бывают излишне категоричны, но чувствовать они не разучились, и души их открыты навстречу прекрасному.

Пусть творят и живут мои ученики, переживая удивительную новизну, свежесть, бездонную неисчерпаемость мира. Пусть пишут искренние сочинения о себе и о мире.

А главной опорой пусть будут Вера, Надежда, Любовь. Совсем как в моих любимых строчках З.Гиппиус:

Ничто не сбывается,
А я верю.
Везде разрушение,
А я надеюсь.
Все обманывают,
А я люблю...