Человечность

Разделы: Классное руководство


Педагогическая цель: формирование убежденности ребят в том, что гуманность, человеческое отношение к окружающим в повседневной жизни, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним являются основой жизни человека, признанием Человека как высшей ценности на Земле.

Приложение 1, Приложение 2

Ход занятия

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы снова собрались, чтобы вместе поразмышлять над проблемами жизни и найти возможные пути их решения.

(Название темы классного часа и эпиграф пока не открываются детям, сохраняется интрига.)

И прежде, чем мы обозначим тему разговора, я предлагаю вам стать случайными свидетелями одного диалога, произошедшего между молодыми людьми, возможно, в нашей школе. Прошу мне помочь в этом ________________.

Диалог старшеклассника и студента «Разговор о Великом»1

Старшеклассник: Жаль, что мы живем в такое неинтересное время. Раньше люди совершали великие поступки, а сейчас только деньги зарабатывают.

Студент: А что ты считаешь великим поступком?

Старшеклассник: Когда человек забывает о себе, и все, что у него есть, готов отдать за другого.

Студент: Разве сейчас нет таких людей?! Мать, которая отдает свою жизнь ребенку; учитель, забывающий о сне и времени ради детей; врач, спасающий больного от смерти; офицер, закрывающий собой солдат-новобранцев от шального снаряда, – разве это не великие люди!

Старшеклассник: Что-то я не видел в своей жизни великих врачей и учителей!

Студент: Таких людей всегда было мало, и раньше, и теперь. Но когда ты сам посвящаешь свою жизнь тому, чтобы сделать что-то великое, их становится больше.

Старшеклассник: Но что же великое я смогу совершить сегодня?

На этом мы остановим диалог двух молодых людей (благодарит ребят за помощь).

Мы можем сейчас помочь студенту ответить на вопрос старшеклассника? Пожалуйста. (если нет)

Ну, тогда это сделаем чуть позже, а пока обратимся к эпиграфу нашей встречи (на доске высвечивается):

«Единственный способ перенести бесчеловечность людей по отношению друг к другу – превратить свою собственную жизнь в образец человечности по отношению к людям»
Пэйтон Стюарт, американский режиссер

Учитель: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь?

Ребята: Верно, о человечности. А что такое ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? /отвечают/

«Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.»
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

«Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств – благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность». Философский словарь

Ребята, я прошу назвать самые главные, на ваш взгляд, проблемы современного общества.

/Называют: плохая экология, одиночество, наркомания и алкоголизм, безграмотность, плохое медицинское обслуживание и прочие. В это время один из учеников их кратко записывает в таблицу на доске:

Проблема Вариант ее решения
Плохая экология  
Наркомания т.д  

Далее каждая группа, член которой назвал проблему, обсуждают план ее решения с позиции человечного, внимательного отношения к людям в течение 2-3 минут, кратко записывают его на доске.

Учитель вместе с детьми обсуждают, какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой (воля, разум, доброе сердце).

ДАЛЕЕ беседа по вопросам:

Как вы думаете, что важнее для человека: умение быть человечным, сильная воля или ум? Какое из этих качеств важнее для вас и почему?

Как вы думаете, в какой стране народ будет счастливее – с бесчеловечным, но умным и волевым правителем или с добрым, но безвольным и невежественным?

Что значит прислушиваться к своему сердцу?

Далее учитель читает притчу Абая (казахский поэт и мыслитель)

«Воля, разум, сердце и наука»

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтоб разрешить спор: кто из них важнее.

Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать себя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Разве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблазнов, не я ли помогаю им собрать свои силы и в последнюю минуту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?».

Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов полезно, и какое – пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?».

Сердце сказало: «Я — владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стало бы я делать различий между людьми. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю против зла и насилия. Человеколюбие, совесть, милосердие, доброта — все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?».

Выслушав их, Наука ответила: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО? (учитель задает вопрос детям, а затем продолжает)

«Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много достоинств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя достигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жестокость, равная твоей силе. Ты тверда в служении добру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе.

Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Благодаря тебе мы узнаем о Создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство – тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты верно служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.

Моя задача — помирить вас. Хорошо бы повелителем и вершителем в этом споре явилось Сердце.

Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радуется твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью.

Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Сердце способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам.

Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Берегите в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в Писаниях», — сказала Наука.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, к какой Науке обратились Воля, Разум и Сердце?

Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вами управляет сердце, а иногда – воля или разум? Под чьим «правлением» вам легче живется?

Что может произойти с человеком, если им перестанет управлять сердце?

Далее сценки «Воля, разум и сердце»

Ребята делятся на группы по 3-4 человека и вытягивают карточки с ситуациями, где один доказывает, что нужнее воля, другой – разум, а третий доказывает, что без человечности проблему не решить. В это время остальные ребята играют роль арбитров: какое решение является человечным?

1) У вас тяжело заболела бабушка и в семье некому за ней ухаживать

2) Вы мечтаете поступить в институт, но отстаете по многим предметам

3) Вы постоянно ссоритесь с родителями, хотя в глубине души понимаете, что они правы

4) Никто из друзей не поздравил вас с днем рождения

Далее может быть письменная работа или домашнее задание: записать в порядке значимости те качества, которые они считают необходимыми, но не совсем сформированными у себя, а затем составить план развития этих качеств.

Например, как развить в себе человечность

Интересуйтесь! Только человек, которому искренне интересны окружающие люди и окружающий мир может называться человечным.

Благотворительность. Участие в благотворительных акциях, активная помощь нуждающимся развивают человечность.

Неравнодушие. На бытовом уровне оно может выражаться в том, что человек не пройдёт мимо упавшего на улице, а постарается ему помочь. Так развивается человечность.

ИЛИ

Создаем вместе «Солнце человечности»

О ком говорят, что его сердце нараспашку? ЭТО – человек-СОЛНЦЕ.

Ребят разбить на группы и выдать листы бумаги или ватманы и попросить нарисовать солнце человечности. Каждый рисует свой луч и подписывает на нем имя человека, который помог в трудную минуту жизни, отнесся к нему по-человечески. Затем дети по очереди рассказывают о своих лучах, а из рисунков делается выставка «Солнце человечности».

ИЛИ

Совместно на доске рисуем солнце (уже имеется заготовка). Ребята по очереди подходят к СОЛНЦУ и подрисовывают к нему лучики, на которых подписывают имена добрых людей и коротко рассказывают о них.

Рефлексия

Ребята, вы помните начало нашей встречи? (открывает слайд со словами)

Студент: Таких людей всегда было мало и раньше, и теперь. Но когда ты сам посвящаешь свою жизнь тому, чтобы сделать что-то великое, их становится больше.

Старшеклассник: Но что же великое я смогу совершить сегодня?

Как бы вы сейчас ответили старшекласснику?

А что вы называете великим поступком?

Подумайте, неравнодушие и внимание к окружающим и своим близким можно назвать великим поступком?

Видеопритча «Про воробья» (длительность 5 минут)

После притчи: Ну как? (делятся впечатлениями)

Спасибо, ребята, за внимательное и неравнодушное отношение к нашему разговору и завершая его я хочу рассказать вам одну историю.

Некоторое время назад на олимпиаде в Сиэтле девять атлетов стояли на старте 100-метровой дорожки. Они все были физическими или умственными инвалидами.

Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.

Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно. Все.

Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила:

«Теперь тебе лучше?»

Потом они все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.

Все зрители встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго…

Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят. Почему?

Потому что глубоко внутри себя мы все знаем, что самая важная вещь в жизни значит намного больше, чем побеждать для себя.

Самая важная вещь в жизни это помогать другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку.

«Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча».

Учитель раздает в подарок лучики солнца человечности, на которых написаны мудрые мысли о человечности, на фоне звучит песня Дениса Майданова «Я богат».

___________________

1 Вершины мудрости: 50 уроков о смысле жизни (Для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста) / А. Лопатина, М. Скребцова – М. : Амрита-Русь, 2006. – 214 с. : ил. – (Серия «Образование и творчество»).