Электронная форма, структура и содержание домашнего задания в соответствии с ФГОС ООО (на примере предмета «Физика»)

Разделы: Физика

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: физика, домашнее задание


Предложена авторская методика электронного домашнего задания, внедренного в образовательный процесс в 2016-2017 учебном году. В статье показаны формы и содержание документов для выполнения домашней работы по физике в электронной форме (далее электронное домашнее задание - ЭДЗ) и мониторинга выполнения, результаты применения электронного ДЗ, проблемы, связанные с внедрением и способы их решения.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Актуальность изменения формы, структуры и содержания домашнего задания по физике.

2.  Электронная форма домашнего задания: создание шаблона гипертекста, разработка рейтинговой шкалы, составление базовой части домашнего задания по вариантам.

3. Мониторинг выполнения домашнего задания: электронные формы контроля, анализ и коррекция содержания домашнего задания.

4. Анализ результатов применения новой формы домашнего задания, проблемы и их решение, преимущества электронной версии домашнего задания.

5. Новая форма домашнего задания как средство развития универсальных учебных действий (примеры заданий по физике).

6. Некоторые полезные ресурсы сети.

РЕСУРСЫ К СТАТЬЕ:

  1. Шаблон электронной формы домашнего задания (с активными гиперссылками);
  2. Ознакомительный фрагмент ЭДЗ (10 заданий для 7-го класса);
  3. Шаблоны сводной ведомости выполнения домашнего задания (в баллах и оценках, на класс до 15 человек и до 30 человек);
  4. Анкета для учащихся;
  5. Инструкция для создания закладок в гипертексте (https://youtu.be/LKiVLahX8Dk);
  6. Инструкция конвертирования в pdf-формат (https://youtu.be/J9Jpyh8cbps).

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ, СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

Домашнее задание необходимо не только для повторения изученного материала и подготовки учащихся к восприятию новой темы; с учетом требований ФГОС нового поколения домашнее задание является одной из форм самообразования учеников, развития универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, навыка смыслового чтения, т.е. развития метапредметных умений. В настоящее время возникает необходимость менять форму, структуру и содержание домашнего задания, т.к. новые стандарты обучения сталкиваются с некоторыми проблемами, связанные с записью, выполнением, а главное, с содержанием ДЗ, что влияет на качество усвоения учебного материала и общего развития ученика.

Проблемы, с которыми столкнулся автор статьи, следующие (возможно, они знакомы многим учителям-предметникам):

Использование заданий из учебника: мало развивающих заданий, нет вариантов, нет интерактивности; невозможно заменить, дополнить.

Задание с использованием ИНТЕРНЕТ:

  • Длительное и бесполезное “блуждание” в сети;
  • Нежелательные реклама и баннеры;
  • Множество псевдонаучных сайтов;
  • Непроверенные источники информации;
  • Нарушение санитарно-гигиенических норм;
  • Неумение искать, выбирать, структурировать и визуализировать информацию;
  • Пренебрежение правилами оформления продукта;
  • Отсутствующие или записанные неверно ссылки.
  • Невозможно сделать полную и корректную запись в дневник ученика:
  • Невозможно уместить текст разноуровневого задания в одной строчке дневника;
  • Нельзя записать ссылки и все названия дополнительных ресурсов;
  • Невозможно записать несколько вариантов задач для решения;
  • Невозможно записать описание домашних опытов и экспериментов.
  • Использование распечатанной бумажной версии ДЗ тоже имеет недостатки:
  • Большие затраты (бумага, чернила для принтера, время);
    • ученики теряют или “теряют” напечатанное задание;
    • бумажный документ имеет ограниченный срок использования;
    • невозможно указать конкретную ссылку в сети (обычно сайт и путь к ресурсу);
    • нельзя исправить, дополнить в распечатанном документе.

Такие же недостатки имеет печатное пособие с ДЗ за год.

  • Фотография ДЗ на телефон не очень надежный способ записи ДЗ:
  • Доступно не всем (нет камеры на электронном устройстве (ЭУ), нет самого ЭУ);
  • Снимки не очень хорошего качества, требуется проверка на месте;
  • Нет контроля со стороны учителя, родителей, воспитателя.
  • Запись в электронном журнале тоже не всегда помогает, недостатки:
  • Несоответствие дат в журнале с реально проведенными занятиями (иногда бывает при замене уроков, болезни учителя и т.п.);
  • Журнал просматривается родителями нерегулярно.

Тем не менее, предлагаемая в статье форма ДЗ предполагает использование ЭЖ следующим образом:

К заданию по КТП прибавляется реальное ДЗ с номером (позволяет устранить путаницу с несовпадающими уроками по КТП и реально проведенными заданиями);

Загружается файл с ДЗ в формате Word или PDF (одно домашнее задание после каждого урока или все пособие в начале триместра/четверти) – у учеников всегда есть вариант ДЗ;

Обратная связь с родителями (комментарии к оценкам, сообщения, отсылка результатов выполнения ДЗ).

Использование вопросов, задач из учебника, задачника, дидактического пособия: к сожалению, практически для всех этих пособий в сети, на дисках и в печатном виде существуют Готовые Домашние Задания, предлагаемая форма электронного ДЗ может очень быстро меняться учителем и имеет локальное применение – ГДЗ для него нет.

2. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: СОЗДАНИЕ ШАБЛОНА ГИПЕРТЕКСТА, РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГОВОЙ ШКАЛЫ, СОСТАВЛЕНИЕ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ

Любой учитель, имеющий даже начальные навыки с программой Microsoft Office, сможет создать удобную для себя и своих учеников форму электронного домашнего задания. В статье предлагается универсальный вариант для большинства учителей-предметников, который просто изменить под свои цели и задачи.

КАК ВЫГЛЯДИТ ЭЛЕКТРОННОЕ ДЗ?

ЭДЗ – это текстовый файл с гиперссылками, осуществляющими переход по всему документу, а также на внешние источники в сети.

В файле представлено всё ДЗ за год (можно разделить по триместрам/четвертям/полугодиям).

ДЗ имеет три уровня: А – базовый (обязательный), В – расширенный (тренировочный), С – углубленный (творческий).

Каждое задание имеет рейтинговый балл, общий рейтинг определяет оценку за ДЗ, есть возможность получить “5/5”.

Электронная форма ДЗ предполагает изменение структуры и содержания домашнего задания: добавление или удаление уровней, изменение рейтинговой шкалы, добавление ресурсов, изменение условий выполнения ДЗ.

С первой страницы (см.рис.1) совершается переход на любое ДЗ по клику на номер, возврат – по клику на единицу в кружке.

Рис. 1. Первая страница ЭДЗ с условиями выполнения и внутренними/внешними ссылками

Рис.2. Содержание домашнего задания для 7-го класса (первое занятие)

Рис.3. Содержание домашнего задания для 7-го класса (по вариантам)

В приложении 2 представлен ознакомительный фрагмент ЭДЗ для 7-го класса: десять домашних заданий подряд, включающих следующие виды заданий: задача (по вариантам и общие), домашняя лабораторная работа, работа по таблице, задание из базы ЕГЭ (анализ текста, анализ ситуации), построение графика, создание интерактивного задания, вопросы по видеоролику, по изображению, конспект по видеолекции с выводом, качественные вопросы, создание стенгазеты, домашние эксперименты, составление текста к инфографике, создание интеллект-карты, преобразование текста в универсальный вид версии.

Задания из ознакомительного фрагмента прошли апробацию: выбраны задания для проверки репродуктивного уровня, определено 10 вариантов; распределен статус заданий (группа, класс, индивидуально).

КАК СОЗДАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЕРСИЮ ДЗ?

Создать таблицу-гипертекст (готовый шаблон в приложении 1) для необходимого числа уроков и нужного количества уровней, проверить корректность переходов по гиперссылкам (видеоролик “Инструкция для создания закладок в гипертексте” см. по ссылке: https://youtu.be/LKiVLahX8Dk );

Разработать общие правила оценивания и рейтинг, прописать правила выбора варианта (очень удобно назначать варианты по списку в журнале: 10 вариантов – первые 10 человек, вторые 10 человек и т.д., возможно изменение, если один и тот же вариант получают ученики с очень разным уровнем подготовки по предмету во избежание списывания);

  1. Записать дополнительную информацию (содержание учебника, названия дополнительных пособий, интернет-ресурсы, необходимые приложения для работы);
  2. Записать логин-пароль аккаунтов, созданных на нужных для работы сайтах (например “Решу ГИА”, “LeaningApps”;
  3. Создать (иметь) аккаунт на любой почте для связи с учениками;
  4. Занести в таблицу порядок уроков из КТП, записать параграфы учебников для каждого урока (учебник выбирается любой из списка рекомендованных), выделить уроки контроля в общей таблице и в таблице на первой странице;
  5. Заполнить содержание таблицы;
  6. Проверить и конвертировать файл в PDF-формат.

Конвертацию удобно производить с помощью онлайн программы “Smallpdf. Работать с PDF легко” https://smallpdf.com/ru, видеоролик с инструкцией по ссылке: https://youtu.be/J9Jpyh8cbps

Продолжение статьи

Приложения к статье