Программа тренинга эффективного взаимодействия

Разделы: Школьная психологическая служба


Причины, по которым стоит посмотреть предложенную программу тренинга эффективного взаимодействия:

  • учителя изучают организацию общения в конфликтных ситуациях;
  • присутствуют три авторских упражнения (приложение 1);
  • упражнения и программы были зачтены по курсу повышения квалификации “Методы психологического тренинга в школе” в 2009-2010 гг. (курс лекций доктора психологических наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета Вачкова И.В.).

Цели:

  1. Изучение психологических основ общения.
  2. Организация общения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

- уточнить понятие “конфликт”;

- дать возможность участникам увидеть, что можно предотвращать конфликтные ситуации;

- научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

- уточнить знания по типам конфликтных личностей.

Участники: учителя (от 6 до 12 человек).

Время: (частота и длительность каждого занятия) 3 дня по 1 ч. – 2 ч. 40 мин.

Программа тренинга

№ занятия Тема Время (на занятие) Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения (психотехники)
1 Взгляд со стороны: Как я общаюсь? 1-2 часа - определить особенностей собственной тактики поведения в конфликтной ситуации в частности

- отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту)

- снятие мышечных зажимов

“Осьминог” [1]

“ Отражение” (авторская)

“Достойный ответ” [2]

“Подарок” [3]

2 Способы выхода из конфликтных ситуаций 1 ч. 35 мин.
2 ч. 40 мин.

- уточнить понятие “конфликт”

- дать увидеть, что есть возможность предотвращать конфликтные ситуации

- знакомство со способами решения конфликтных ситуаций

- активизировать словарь положительных эмоций

- снять некоторые барьеры в общении

“Пожелания” [3]

“Разожми кулак” [1]

минилекция “Прогноз”(авторская)

“Карусель” [2]

(1 этап)

“ Подарок” (авторская)

3 Конфликтные личности, как с ними общаться? 1 ч. 20 мин.
1 ч. 50 мин.

- создание свободной доброжелательной атмосферы

- знакомство с типами конфликтных личностей и способами общения с такими людьми

- закрепление понятий, полученных в ходе минилекции

“Снежинки” [2]

“Разговор по телефону” [2]

Минилекция

“Карусель” [2]

(2 этап)

“Аплодисменты по кругу” [3]

Домашнее задание
Подготовиться к упражнению “Отражение” В течение недели учителя и логопед наблюдают каждый за своим объектом (другим учителем). За это время происходят мероприятия: на неделе русского языка наблюдают за организационными способностями; на педсовете за работой в группах; празднование дня рождения – поведение в неформальной обстановке; открытый урок – умение работать на публике.

Сценарий тренингового занятия № 1

Тема: Взгляд со стороны: Как я общаюсь?

Цель: анализ собственного образа через взгляд другого человека

Задачи:

- определить особенности собственной тактики поведения (в конфликтной ситуации в частности);

- отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту).

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент 5-10 мин. Правила работы группы      
создание настроя на работу (установление контакта) “Осьминог” [1] Группа должна изобразить осьминога, когда он готов, все закрывают глаза, и осьминог перемещается по комнате. Разговаривать в это время не разрешается. Вам понравилась игра? Легко ли было двигаться вместе? Было ли что-то что вам мешало?
Основная часть 30-50 минут

- Выделить особенности поведения, речи и характера одного из участников тренинга

- “отзеркалить” друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации

“Отражение”

(авторская)

Выделив особенности поведения, речи и характера (домашнее задание) участники отзеркаливают друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации. На тренинге участники изображают по ролям свои задания. При этом остальные устанавливают объект наблюдения. Узнав себя, какие чувства вы испытываете?

Считаете ли вы, что вас изобразили правильно?

Что бы вы изменили в данном образе?

20-40 минут Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту) “Достойный ответ” [2] Каждый участник получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу по очереди произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот “выпад”.

Легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Что может помочь конструктивному восприятию негативной информации о себе?

Подведение итогов 5 мин.

 

 

 

Подведение итогов беседа Участники делятся впечатлениями от тренинга. Высказывают что им понравилось и что нет и почему.  

Ритуал прощания

5-10 минут Снятие мышечных зажимов “Подарок” [3] Участники встают в круг и делают “подарки” друг другу по очереди средствами пантомимы изображают какой-либо предмет и передают его своему соседу справа. Понравились ли подарки? Хочется ли пожать друг другу руки? Если да, то мы можем сделать это.

Сценарий тренингового занятия № 2

Тема: Способы выхода из конфликтных ситуаций

Цель: активизация представлений участников по теме “конфликт”, “эмоции”

Задачи:

- уточнить понятие “конфликт”;

- показать, что есть ситуации, которые могут стать конфликтными, а могут и не стать;

- активизировать знания участников по теме “способы выхода из конфликтных ситуаций”.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент   Создание настроя на работу (установление контакта) “Пожелания” [3] “Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день…”  
Основная часть 5-15 мин. Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций (собственными в частности) “Разожми кулак” [1] Группа разбивается на пары. Партнёры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто – Б. А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он может делать это любыми способами. После этого партнёры меняются ролями. Какие средства только усиливали сопротивление? Какие можно отметить как тактичные? Играло ли какую-то роль, что партнёры лично доверяли друг другу?
5 мин.   Мини-лекция Уточняется понятие “конфликт”. Озвучиваются способы поведения в конфликтных ситуациях.  
30-40 минут - Показать, что есть ситуации, которые могут не стать конфликтными

- показать, что есть возможность предотвращать конфликты ситуации

“Прогноз” (авторская)

(Приложение 1)

5 мин. Подобрать примеры конфликтных ситуаций беседа Участники вспоминают конфликтные ситуации, которые с ними случались на работе и дома. Подготовка к следующему упражнению
30-60 мин. - Закрепить материал, полученный в ходе предыдущей работы

- отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях

“Карусель” [2] Участники делятся на 2 равные группы. Участники внешнего круга получают карточки с названием одного стиля выхода из конфликтной ситуации. Далее все участники начинают движение по кругу, По сигналу останавливаются и в парах разыгрывают конфликтную ситуацию, предлагаемую участниками из их практики, где внутренний круг – инициаторы, а внешний круг – выходит из ситуации, используя стиль, указанный в карточке. Затем участники внешнего круга меняются карточками и упражнение продолжается. Какой опыт вы получили после проделанной работы? Что удалось? Что было трудным? Какие способы выхода из конфликтных ситуаций было сложнее изобразить и почему?

Подведение итогов

5 мин.

 

Подведение итогов Беседа Участники делятся впечатлениями от тренинга. Высказывают что им понравилось и что нет и почему.  

Ритуал прощания

15-30 минут - Активизировать словарь положительных эмоций

- снять некоторые барьеры в общении

“ Подарок” (авторская)

(Приложение 1)

Сценарий тренингового занятия № 3

Тема: Конфликтные личности, как с ними общаться?

Цель: активизация знаний по теме “способы выхода из конфликта”

Задачи:

- активизировать знания по теме “способы решения конфликтных ситуаций”;

- определить какие способы выхода из конфликтных ситуаций более продуктивны, если мы сталкиваемся с определённым типом конфликтной личности.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения

Организационный момент

5 мин. Создание свободной доброжелательной атмосферы “Снежинки” [2] Все участники тренинга двигаются под музыку, изображая снежинок. Как только музыка прекращается, все останавливаются и объединяются в группы по тому количеству человек, которое называет тренер или один из участников тренинга. Вам понравилась игра? Легко ли было быстро объединяться? Было ли что-то что мешало в игре?

Основная часть

5-10 мин. Знакомство с типами конфликтных личностей и способами общения с такими людьми Мини-лекция - беседа Активизация активности участников тренинга по выделению типов конфликтных личностей, Участникам предлагается привести примеры из собственного опыта и способы общения с такими людьми.
30-45 мин. Закрепление понятий, полученных в ходе минилекции “Разговор по телефону” [2] Участники делятся на подгуппы. Подгруппам надо придумать, что делала и что говорила инициатор конфликта в зависимости от типа конфликтной личности, указанной в карточке, а затем представить, что она, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе.

Участники тренинга слушают этот разговор и определяют тип конфликтной личности.

Участники делятся своими впечатлениями.

В каком случае воспитателю было бы труднее раз решить конфликт, а в каком легче?

30-40 мин.

- Закрепить материал, полученный в ходе предыдущих мини-лекций

- отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях

“Карусель” [2]

Участники делятся на 2 равные группы. Во 2 занятии описан 1 этап.

2 этап – участники внутреннего круга получают карточки с обозначением типа конфликтной личности и упр.продолжается также как описано в 1 этапе.

Какой опыт вы получили после проделанной работы? Что удалось? Что было трудным? Какие типы личности было сложнее изобразить и почему?

Подведение итогов

5 мин. Подведение итогов Беседа Участники делятся впечатлениями от тренинга. Обобщают материал. Высказывают что им понравилось и что нет и почему.

Ритуал прощания

3 мин. Выразить благодарность всем участникам тренинга за работу “Аплодисменты по кругу” [3] Участникам предлагается игра, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся всё сильнее и сильнее. Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому аплодируют уже вдвоём и т.д.

Список использованной литературы (приложение 1).