Организация внеурочной деятельности школьника на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки


Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Иностранный язык – один из важных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира, формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Деятельностный характер предмета “Иностранный язык” соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.

Исходя из целей и задач обучения иностранному языку очень часто перед нами возникают вопросы: Как сделать обучение учащихся младших классов эффективным? Каковы приоритеты обучения иностранному языку на начальном этапе?

Найти ответы на заданные вопросы поможет воспитательная программа “Глобус”. Это комплекс нескольких направлений внеурочной работы, основанный на добровольном объединении учащихся и направленный на углубленное изучение английского языка. Создается языковая среда, где дети легко, интересно и свободно постигают иностранный язык.

Данная работа представлена в следующих направлениях:

В работе с учащимися учителя английского языка используют различные формы:

  • Индивидуальные занятия.
  • Дополнительные уроки и консультации.
  • Репетиции и театральные скетчи.
  • Интернет-материал.
  • Беседы и диспуты.
  • Встречи с носителями языка.

Для более успешного изучения языка учителя английского языка внедряют в свою практику новые педагогические технологии: использование информационных технологий, проектный метод, использование Интернета во внеурочной деятельности.

В такой организации занятий, как проектная работа, дети приобретают не только предметные и межпредметные знания и умения, но и умение планировать и организовывать свою работу, свое свободное время.

Метод проектов позволяет решить часто встречающуюся на занятиях иностранного языка проблему “неговорящих” детей, создаются условия для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями. Вовлекаясь в проектную деятельность, имея интерес и стремление к достижению результата, дети легче преодолевают иноязычный барьер.

Проектная деятельность не только создает деятельностную среду общения и изучения иностранного языка, но и формирует зону ближайшего развития ребенка в результате совместной деятельности.

С помощью театра учитель решает многие учебные и воспитательные задачи. Подготовка, постановка спектаклей, их музыкальное оформление, изготовление красочных декораций - все это помогает освоить иностранный язык в игровой форме, а также развивать чувство прекрасного, приобщать детей к доступному труду, расширять их кругозор.

Внеурочная деятельность показывает, что общая непринужденная психологически подготовленная языковая атмосфера в гимназии способствует проявлению индивидуальных возможностей всех ребят с различными уровнями обученности. Она охватывает три формы работы: массовую, групповую и индивидуальную.

Участвуют все. Рисуют плакаты, выпускают газеты, оформляют стенды. Учащиеся пишут сочинения – рефераты, готовят костюмы, музыкальное сопровождение, разучивают стихи, песни, пословицы и поговорки, игры. Проводится инсценирование сказок, выставка фотографий, радиопередачи, просматриваются видеофильмы.

Создается положительная мотивация условий и возможности применения знаний, умений, навыков, что обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Вырабатываются такие качества, как активность, целеустремленность, коллективизм, чувство ответственности.

При отборе языкового материала укрепляются межпредметные связи, углубляются страноведческие знания. Дети больше узнают об обычаях, традициях, нравах, культуре, которые отражены в материалах олимпиад и викторин, в пьесах, песнях, стихах, играх и т.д. Все материалы основаны на страноведческом, лингвострановедческом материале. При проведение декад применяются аудиовизуальные средства обучения, наглядность, которые являются образцом, эталоном исполнительского мастерства, произношения, так как записаны носителями языка.

Массовый охват учащихся разными мероприятиями повышает интерес к изучению иностранных языков, появляется мотивация к практическому владению разными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас учащихся, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, что приводит к общему повышению культурного уровня учащихся.

Воспитательная программа “Глобус” в начальной школе нацелена на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Соответственно, у младших классов формируется элементарная коммуникативная компетенция (речевая и языковая), развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также элементарные лингвистические представления, общеучебные умения и некоторые специальные учебные умения. Кроме того, школьники знакомятся с иноязычным фольклором (считалки, стихи, песни, сказки).

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Через программу “Глобус” учащиеся получают систему представлений об окружающих людях, о социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка становится все более объективной и самокритичной.

Участие в программе “Глобус” позволяет школьнику легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.