Методическая разработка заданий для работы с обучающимися начальных классов на материалах с этнокультурным компонентом

Разделы: Начальная школа, Краеведение


Россия представляет собой поликультурное общество, в котором актуальной проблемой является подготовка подрастающего поколения к общению, взаимодействию и сотрудничеству с представителями разных этносов и культур. Отражение этой проблемы находит свое место в законодательных и нормативно-правовых документах, таких как Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [1], Приказ «О концепции национальной образовательной политики РФ» [2].

Формирование этнокультурной личности, развитие межкультурного общения и сотрудничества происходит на протяжении всей жизни человека. В то же время наиболее благоприятный период для этого - младший школьный возраст. В этот период происходит активное познание мира через общение и взаимодействие, выработку социальных норм и правил, понимание самобытности и уникальности каждой этнической культуры, взаимного влияния и взаимопроникновения культур, осознание ценности межкультурного сотрудничества.

Этнокультурное самосознание учащихся начальной школы следует рассматривать как инклюзивное личное образование, которое заключается в принятии и понимании определенных этнокультурных идей, концепций и знаний, которые позволяют им относиться к различным этническим группам позитивно и с уважением.

Развитие этнокультурного сознания - это процесс, требующий последовательного и постепенного овладения этнокультурными понятиями, концепциями и знаниями, который происходит во время и вне учебных занятий в соответствии с психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями учащихся посредством целенаправленной работы.

Данная методическая разработка представляет собой систему поэтапного формирования нравственных и патриотических чувств у младших школьников путем приобщения к чувашской культуре с использованием элементов фольклора. Методическая разработка подготовлена для внеклассных мероприятий этнокультурной направленности в течение учебного года. Цель разработки - познакомить юных школьников с народным творчеством Чувашии и сформировать у них чувство сопричастности к культуре малых народов нашей многонациональной Родины.

Модель организации внешкольного образовательного процесса представлена в виде совместной деятельности взрослых и детей, в ходе которой дети знакомятся с различными национальными особенностями Чувашии - устным творчеством, историей, бытом, традициями и обычаями. Предполагается, что это знакомство окажет положительное влияние на художественное, эстетическое, языковое, социальное, коммуникативное и когнитивное развитие учащихся.

Специфика методической разработки заключается в том, что она позволит качественно решать задачи по приобщению детей к культуре малых народов, при этом дети будут вовлечены в процесс активного взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности. Возрастная категория для данного методического пособия - младший школьный возраст.

Тип разработки: информационно-ориентированный, групповой.

Срок реализации: долгосрочный.

Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств школьников, их ознакомления с национальным искусством, обычаями, обрядами, пробуждению у детей интереса к национальному фольклору. Каждый народ придумывают свои стихи, сказки, песни, которые передаются от поколения к поколению, воспевая такие нравственные ценности, как добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.

Опросы родителей показывают, что большинство не знают произведений народного творчества малых народов и не знакомят с ними своих детей. Это позволяет сделать вывод, что школе необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по формированию нравственно-патриотической личности, знакомить детей с национальными особенностями, активно используя народный фольклор.

Примерный план внеурочных занятий

Первое занятие. Краткий экскурс в историю Чувашии. Чувашская Республика распложена в Центральной части России, где с древних времен в мире и согласии сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православной и мусульманской веры. Первые люди на территории современной Чувашии появились около 80 тысяч лет назад, в межледниковый период. Столицей Чувашии является город Чебоксары.

Издревле основным видом экономической деятельности чувашей было оседлое земледелие (в чем они гораздо успешнее, чем русские и татары). Из-за того, что чуваши жили в небольших деревнях, а поблизости не было городов, работа на земле была единственным источником пропитания [3].

Чувашский народ всегда бережно относился к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня в Чувашии проводятся старинные праздники и обряды. Например, к праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Пукрав, которые связаны с началом и окончанием посевного сезона, сбором урожая, приходом зимы (рассказать подробнее о вышеназванных праздниках).

Задание: совместно с родителями подготовить доклад о похожих русских праздниках.

Второе занятие. У чувашей долгое время не было своей письменности, и все свои мысли, переживания, надежды, наблюдения, народ выражал в устном творчестве - сказках, легендах, мифах, пословицах, поговорках, загадках, песнях, частушках. Это была своего рода «говорящая летопись» времен. Через поэтические образы и аллегории чуваши рассказывали о своей жизни - с печалями, нуждами, горестями, радостями, ежедневными заботами, но обязательно - со стремлением к красоте. Главным собирателем чувашского фольклора и основоположником научного чувашского языкознания был Николай Иванович Ашмарин. Величайшим трудом этого ученого стал 17-томный словарь чувашского языка, над которым он работал 30 лет.

Народная мудрость - это настоящая ценность, жемчужина, которая не только украшает и обогащает язык, но и несет в себе глубокий смысл. Изучать и передавать из поколения в поколения культуру родного края - почетная обязанность каждого народа. Пословицы и поговорки - один из самых древних видов народного творчества

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием. Поговорка - краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного выражения. Многие пословицы и поговорки чувашского народа сопоставляются с аналогичными русскими произведениями, что помогает полнее раскрыть их смысл. Например, «Дети - краса Земли», «Ребенок - божество дома». Спросить у детей, что, по их мнению, это означает (ребенок - это чудо); или «Увидишь строго человека - снимай шапку (почтение к старшим). Объяснить смысл чувашской пословицы - «Нет будущего у народа, который забывает свое прошлое».

Задание: дома со старшими прочитать чувашские пословицы и поговорки (уяснить их смысл).

Третье занятие. Чтение чувашских народных сказок. Например, «Богач и бедняк», «Как река началась», «Что сильнее всего на свете» (обсуждение после прочтения).

У чувашского народа много сказок (юмахсем), их можно условно разделить на три группы: волшебные (или героические), бытовые и сказки о животных. В любых сказках есть свои эпитеты и поэтические обороты речи, например, в русских сказках - «и я там был, мед-пиво пил», «красная девица», «серый волк». В чувашских сказках можно встретить такие фразы, как «один сын - солнце, другой - луна», «лис-друг», «медведь-атаман» [4].

Задание: дома с помощью взрослых прочитать несколько чувашских сказок и найти в них поэтические обороты.

Четвертое занятие. Чувашская классика. Фамилии самых популярных датских писателей всем известны (попросить детей назвать), например, Агния Барто и Корней Чуковский (почитать их стихи). Однако в Чувашии есть свой детский классик - собиратель текстов чувашского фольклора - Николай Ыдарай (Васильев). Основные произведения писателя «Басни», «Чeрeлeх», «Скрытки», «Айпиге». Пожалуй, самая известная его книга «Алфавит - забавный вид» (прочитать несколько глав). Здесь он собрал не только стихи, присказки о буквах чувашского алфавита, но и историю создания алфавита, рассказы о птицах и животных, обитающих в чувашских лесах, песни, шутки, рассказы.

Задание: вместе с родителями читать книгу «Алфавит - забавный вид».

Пятое занятие. Прослушивание чувашских народных песен. Опыт всей истории человечества убедительно доказывает, что музыкальная культура отражает жизнь человека, социальной группы и общества на всех этапах их развития, поэтому является многогранным явлением духовной жизни народа. Одним из важнейших традиционных жанров национального музыкального фольклора является песня, передающая глубокий и правдивый образ народа, его характер и мировоззрение. Чувашская народная песня сопровождала все важнейшие события жизни семьи и непременно звучала на всех христианских праздниках. Иногда народная песня дополнялась, обогащалась авторскими приемами (такой прием называется обработкой).

Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П.Павлов, В.П. и Г.В.Воробьевы, С.М.Максимов, Г.Г.Лисков, А.Н.Тогаев. Их сочинения и ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен (прослушать произведения данных авторов, например, 5-частную Детскую сюиту для фортепиано или прелюдию для малого симфонического оркестра на тему чувашской народной песни «Батюшкин сад» Г.В.Воробьева).

Чувашская народная песня отражает творчество и жизнь народа, его отношения с природой и обществом, нравственные и эстетические идеалы. Чувашская народная песня пропагандирует вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, любовь к учебе и скромность. Среди песен других народов Чувашская народная песня выделяется своим эмоциональным настроем, слиянием человеческих чувств и переживаний с образами и картинами природы.

В ней мы встречаем отождествления человеческих достоинств с окружающей природой: в качестве примера силы выступает дуб, быстроты -ветер, стройности - камыш, красоты - цветок. Такие произведения, как «Песня о сохе и плуге», «Через лес мы перешли», «А мы просо сеяли», проникнуты ощущениями глубокой привязанности и преданности своей родине, народу и родным местам [5].

Задание: совместно со взрослыми послушать чувашские народные песни (сформулировать чему они посвящены).

Шестое занятие. Изучение предметов одежды чувашского костюма. Народная одежда и украшения всегда имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, легкие ткани защищают от жары, орнамент - демонстрирует неразрывность связей человека и природы, родных мест, глубину своих корней.

Основа чувашского костюма - белая рубаха (для женщин - длинная, до щиколоток). Поверх рубахи надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой - суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк поясом.

Национальная одежда немыслима без вышитого орнамента. У чувашей наиболее распространен геометрический орнамент. В символах, образующих узоры по канту одежды, нагрудной части и рукавах, можно рассмотреть образы природы (солнце, дерево, поле), человеческих взаимоотношений (семья, верность, трудолюбие). Одним из самых простых и при этом главных всегда считался знак солнца - как источник жизни. Сложными и самыми красивыми узорами передавались понятия вечности (связь неба с землей), памяти прошлого, мудрости предков и диалога поколений.

Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой жизни) - основная гамма, а в целом вышивальщицы использовали и другие цвета: зеленый, желтый, синий. Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала 20 века [6]. Бережно сохраненные традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников.

Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок» - традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.

Задание: сравнить (найти отличия и сходство) национальный чувашский костюм (женский и мужской) с русским.

Седьмое занятие (родительское собрание). Анкетирование родителей по выявлению мнений о значимости нравственно-патриотического воспитания в младшем школьном возрасте, в частности, о роли чувашской культуры в развитии личности детей.

Задание: подготовка к следующему занятию (конкурс чувашских блюд). Конкурс проводится устной форме (дети совместно родителями рисуют красочные изображения блюд с подробным описанием). Закупка симоволических подарков победителям конкурса.

Восьмое занятие. Конкурс чувашских блюд - «В гостях у бабушки». Чувашская кухня - это, в основном, мясные блюда и ароматная выпечка. Самая известная чувашская национальная еда и главный местный деликатес - шартан (ширтан) - это мясо барашка с чесноком и специями, которое запекают в духовке. Мясо с приправами помещают в натуральную оболочку из овечьего желудка, получается что-то вроде колбасы или мясного рулета. Блюдо запекают на медленном огне в несколько этапов - ждут румяную корочку, остужают, затем повторяют процесс. Мясо получается очень нежным (сегодня баранину заменяют свининой или говядиной) [7].

Традиционный чувашский пирог хуплу готовят с мясом, крупой или картошкой. В Чувашии хуплу пекут круглым и часто украшают искусными узорами из теста.

Пашалу - традиционная чувашская лепешка из свежайшего теста. Она дополняет вкус любого главного блюда или становится достойным самостоятельным перекусом. Ароматная лепешка пашалу была на столе чувашей всегда - в праздники и будни. Тесто формировалось в лепешки и отправлялось в печь. Далее можно рассказать еще о нескольких национальных чувашских блюдах, которые не участвуют в конкурсе. Подведение итогов конкурса (путем голосования). Вручение подарков победителям.

Девятое занятие. Разговор о важности патриотизма. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы образования. Патриотизм проявляется в любви к месту своего рождения, к тому, что принято называть «малой родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и духовных связей. Национальный патриотизм основан на истории и культуре определенного народа. Любовь к своей стране, к своему народу, уважение к культуре на основе знания истории наследия народа являются предпосылкой формирования осознанной национальной самобытности, способствуют развитию чувства гордости за свою страну, усиливают стремление сохранять и приумножать ее ценности. Основными государственными атрибутами (попросите детей назвать их), почитаемыми в каждой стране, являются герб, флаг и гимн.

Государственный герб Чувашии представляет собой щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики - Чувашская Республика». Венчает щит золотая, окаймленная пурпуром, эмблема «Три солнца». Цвета государственного герба, как и флага - желтый и пурпуровый.Государственный гимн Чувашской Республики - символ государства, его суверенитета. Глубокое уважение к государственному гимну - патриотический долг каждого гражданина. В основу гимна Чувашии положена песня «Тăван çĕршыв» (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии Герман Лебедев. Национальный гимн исполняется во время проведения государственных церемоний на значимых культурных и спортивных мероприятиях.

Национально-государственные символы Чувашской Республики - одни из немногих, которые помимо своего официального значения являются также художественно-поэтическими образами, через которые мы прикасаемся к богатству истории и традициям, они подпитывают любовь к родной земле, укрепляют патриотические чувства.

Задание: дома совместно с родителями нарисовать герб Чувашии.

Десятое занятие. Итоговая презентация «Краткое путешествие в Чувашию» (демонстрируется преподавателем в виде слайдов). Подводится итог занятий.

Таким образом, данная методическая разработка может способствовать формированию нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста через ознакомление с чувашскими праздниками, обычаями и бытом, а также воспитанию любви и уважения к национальной культуре у всех участников педагогического процесса. В итоге у детей сформируются знания о культуре чувашского народа, повысится интерес к чувашским традициям и обычаям, появится понимание принадлежности к нашей многонациональной Родине.

Список использованных источников

  1. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/352037392 (дата обращения: 10.01.2023)
  2. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/902004566 (дата обращения: 10.01.2023)
  3. Чувашская Республика: история и современность: [книга-альбом / предисл. М.Игнатьева; ред. В.Н.Алексеев; худож. Н.И.Орлова; фото Д.Антоновой и др.]; под ред. В.П.Иванова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. - 218, [4] с.
  4. Собирание авторских и народных сказок. Хранители сказок. URL: http://hobbitaniya.ru/chuvash/chuvash.php (дата обращения: 10.01.2023)
  5. Кондратьев М.Г. Чувашская народная музыкально-поэтическая система как региональный феномен // Историческая этнология. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chuvashskaya-narodnaya-muzykalno-poeticheskaya-sistema-kak-regionalnyy-fenomen (дата обращения: 10.01.2023)
  6. Захарова-Кульева Н.И. Изучение традиционной одежды чувашей во второй половине XIX - начале XX века. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44058987 (дата обращения: 10.01.2023)
  7. Культурное наследие Чувашии. Чувашская национальная кухня. URL: http://nasledie.nbchr.ru/culture/hozyaistvo/kuhnya/ (дата обращения: 10.01.2023)