Общепедагогические технологии
-
Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой. Открытый урок по литературе в 11-м классе. Метод проектов 2005
Этому уроку в системе уроков по творчеству А. Ахматовой отведена аналитическая роль с большой опережающей самостоятельной работой по чтению лирических произведений поэтессы. Групповая форма работы. Социологический опрос и анкетирование учащихся старших классов - причина обращения к исследованию. Доказывается гипотеза о гражданственности лирики поэтессы на протяжении всей жизни и творчества.
-
Применение метода проектов для организации внеклассной работы по математике. "Математика +" – внеклассное мероприятие 2005
Метод проектов можно успешно применять при организации внеклассной работы. Предлагаемая разработка интеллектуальной игры - проект, выполненный и реализованный девятиклассниками лицея. ?? ?? ?? ??
-
"Самое первое правило этикета" – урок этики в 5-м классе 2005
Разработка урока, в ходе которого с помощью игры и решением задач вырабатывается правильная манера приветствия, дается представление о многообразии приветствий.
-
Практическое применение метода проектов на старшем этапе обучения 2005
Метод проектов является одним из востребованных методов при обучении школьников английскому языку. Как правило, учитель владеет теоретической информацией, но практическое применение данного метода вызывает многочисленные вопросы и трудности. В методической разработке урока-проекта "The Best of All Possible Worlds" для 10 класса общеобразовательной школы по учебнику English под редакцией В.П. Кузовлева предлагаются этапы проектной деятельности, критерии оценки проекта, типы проектов.
-
Проектная деятельность учащихся во время Парламентской ночи 2005
С 2003 года школа перешла на государственно-общественное управление, и одним из звеньев управления явилось ученическое соуправление. В школе в рамках Школьной Демократической Республики работа ведется по политико-правовой, социально-экономической, творческой и спортивно-выживательной программам. Но, пожалуй, самое интересное, объединяющее и дающее развитие всей школе происходит в Парламентские ночи, которые проходят в форме проектной деятельности. Учащиеся сами придумывают, какой быть школе и сами реализуют свои проекты в течение учебного года. Ниже представлены сценарии “Парламентская ночь 1” – “Школа будущего”, “Рождественская Парламентская ночь” – “Имидж школы”. В них входят программы мероприятий, приглашения на мероприятия, коммуникативный тренинг для социального проектирования и деловая игра – социальное проектирование.
-
Учебная программа курса по выбору "Практическая педагогика" 2005
На этапе предпрофильного обучения задача педагогов - помочь учащимся определиться в выборе профиля образования в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, прежде всего, избрать "пакет" учебных курсов по выбору. В статье предлагается программа элективного курса "Практическая педагогика" как элемент профориентации школьников на педагогическую профессию, а также как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников.
-
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 2005
Высшая педагогическая школа призвана решать задачу по подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. . Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений навыков и качеств.
-
Активизация познавательного интереса учащихся II ступени к изучению истории (из опыта работы). Методическая разработка 2005
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку, актуальность которой достаточно очевидна, ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. В работе речь идет о некоторых формах организации обучения, включающих разные виды познавательной активности учащихся с опорой на их возрастные психологические особенности, которые были успешно апробированы (конкурс, игра, викторина, диспут).
-
Комбинированный урок на тему: "Индивидуальный привод штангового насоса" 2005
Представлен традиционный комбинированный урок с использованием элементов образовательных технологий по дисциплине нефтепромыслового цикла - "Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений". С цель разнообразия содержания урока при повторении пройденного материала и закреплении изученного используются карточки-задания "Устройство и назначение ШСНУ", "Схема установки устьевого оборудования". Работа по этим карточкам, а также самостоятельная работа с конспектами позволяет индивидуально подойти к каждому студенту, учитывая его личностные особенности, тем самым на уроке создаются комфортные условия для развития студента и реализации его природных потенциалов. При объяснении нового материала используется достаточное количество дидактических средств обучения (плакаты: "Станок - качалка с балансирным уравновешиванием", "Схема ШСНУ"; планшет "Схема СШНУ"; натуральные образцы: насос НСН, штанга, штанговый ключ, насосно-компрессорная труба, муфта; устьевой сальник), которые способствуют лучшему восприятию и усвоению материала.
-
Практическое занятие на тему: "Выбор рациональной конструкции скважины" 2005
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практической работы. Так, на практических занятиях по дисциплине "Бурение нефтяных и газовых скважин" у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач. В ходе практической работы студенты овладевают умениями работать с нормативными документами и инструкционными материалами, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных объектов. При разработке содержания учитывался уровень сложности специалиста среднего звена.
-
Самоорганизация и фрактальность как механизм творческого нелинейного мышления в обучении 2005
Достижение нового качества жизни в XXI веке возможно при неотложной реформе существующих методов образования и воспитания. Как говорил родоначальник современной эволюционной эпистемологии Конрад Лоренц, жизнь есть познание. А научиться жить - значит научиться учиться. Автором в настоящей заметке сделана попытка описания семантического учебного моделирования с позиции синергетики и фрактальных структур нелинейного мышления.
-
Нравственное воспитание на уроках граждановедения с использованием игровых технологий 2005
Уроки граждановедения очень важны. На них мы воспитываем, готовим к взрослой жизни, где постоянно придется делать выбор, и от этого выбора зачастую зависит судьба, успех, карьера, а порой и жизнь. Эти уроки помогают учащимся осознать важность нравственных норм для демократии: терпимости, уважения к чужому мнению, желания прийти к согласию, сотрудничеству; помогают подвести учащихся к пониманию того, что без конфликтов не обходится ни одно общество, значит нужно научиться находить компромисс, решать их мирным путем, проявляя уважение и терпимость.
-
Роль и место республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал" в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних: методический аспект 2005
Создание системы информационно-методической поддержки образовательных учреждений обусловлено тем, что эти образовательные учреждения реализуют право детей на образование, а также частично некоторые другие их права - на отдых и на досуг, на уровень жизни, необходимый для развития. Система информационно-методической поддержки образовательных учреждений позволит более оперативно и гибко реагировать на изменение социальной ситуации, перераспределять средства и силы в рамках образовательного учреждения с целью создания безопасного образовательного воспитательного пространства каждого образовательного учреждения, использовать достижения психолого-педагогических наук.
-
Применение учебно-методического комплекса (УМК) на уроках теории и методики физического воспитания в педагогическом колледже по специальности 0307 "Физическая культура" 2005
Теория и методика физического воспитания в педагогическом колледже на отделении "Физическая культура" призвана дать студентам те фундаментальные знания и умения, которые необходимы любому учителю для направленного освоения новых сведений, критического восприятия ранее неизвестных теоретических положений и практических действий; для правильной оценки роли смежных научных дисциплин в реализации задач физического воспитания; для создания базы личного педагогического совершенствования и творчества.
-
Доклад "Исследовательская деятельность учащихся" 2005
Один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка-это исследовательская практика. Умение и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко переносятся во все виды деятельности, т. к. они легко прививаются.
-
Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности"для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) 2005
В статье представлена программа "Развитие исследовательской деятельности" для 1-9 классов, созданной авторским коллективом: и апробированной в средней школе №7 п. Исеть, г. В-Пышма. Цель публикации обсудить её плюсы и минусы. Коллектив авторов будет благодарен всем, кто откликнется и примет участие в обсуждении программы. Особую благодарность выражаем тем коллегам, которые опробуют программу в своей деятельности и сообщит результаты. А так же тем, кто примет участие в создании программы для 10-11 классов.
-
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения 2005
Одна из важных задач, стоящих перед учителем-предметником - организация учебной деятельности, при которой учащийся не только овладевает основами научных знаний, но и продвигается в своем психическом развитии.
-
Применение метода проектов в обучении математике 2005
Своей целью работы в гуманитарных классах я ставлю общее развитие ребенка, формирование интеллекта, повышение уровня самосознания. Мне представляется важным умение переносить знания и навыки, полученные в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности; способность самостоятельно решать различные проблемы (познавательные, коммуникативные и др.). Это, на мой взгляд, можно достичь, внедряя в учебную деятельность проектный метод обучения.
-
Индивидуально-коллективные формы работы учащихся на уроках изобразительного искусства 2005
Методическая разработка урока ИЗО представлена с элементами театрализованного представления русского быта. Она показывает, как в системе подготовки проявляются индивидуально-коллективные формы работы с учащимися, интегративные связи, которые позволяют ярче представить характеристику предмета ИЗО, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей. А использование средств информационных технологий, при соблюдении необходимых условий их применения, окажут существенную поддержку, поднимая процесс обучения на качественно новый уровень.
-
Урок-лекция для младших школьников с компьютерной поддержкой 2005
Современный урок математики - это не только как вариантная, но и как постоянно развивающаяся форма, сохранившая присущие уроку признаки. Урок-лекция по математике для младших школь-ников с компьютерной поддержкой по теме: "Квадрат числа. Куб числа. Степень числа" этому подтверждение. Как готовиться к уроку? Какой должна быть лекция для младших школьников? Какой должна быть школьная лекция? Вот лишь некоторые вопросы, на которые отвечает данная статья.
-
Учебно-методический комплекс для учителя черчения (на компьютерном диске) 2005
Компьютерный сборник "Черчение. Учебно-методический комплекс для учителя. V 1.0." предос-тавляет учителю богатейшие возможности представления информации на уроках черчения, пла-нировании и подготовки к занятиям. Диск может использоваться с любым учебно-методическим комплектом и практически при любом оснащении класса компьютерами. Слайды презентаций можно компоновать в своеобразные слайд-фильмы, а материалы презентаций и тестов можно применять при подготовке учащихся к итоговой аттестации по черчению.
-
Тематические разноуровневые задания для самостоятельной работы и контроля знаний, умений, навыков учащихся по разделу биологии "Человек и его здоровье" по теме "Кожа" 2005
В основе работы использованы идеи педагогической технологии профессора Караева Ж.А., основанные на принципах гуманизации и демократизации образования, уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определенное качество знаний.
-
Проект и презентация "От успешного ученика в школе — к успешной карьере взрослого человека" 2005
Высокий уровень образованности сочетается с низким уровнем функциональной грамотности. Необходимо изменить традиционное обучение, которое сводиться освоению предметных знаний. Российские школьники хорошо выполняют задания на воспроизведение знаний, менее высокий - на применение знаний в различных ситуациях, еще ниже - на интеллектуальные операции методологического характера. Как найти выход из положения? На вопрос пытаются дать ответ группа учителей в своем проекте.
-
Успешная адаптация студентов педагогического профиля как условие профессиональной подготовки 2005
Результативность подготовки специалиста педагогического профиля зависит от ряда факторов. Один из них успешная адаптация первокурсников. В условиях повышения требований к организации образования привычным набором приемом и средств не обойтись. Необходимо конструирование в образовательном учреждении единого образовательного пространства. Предлагаем описание деятельности органа соуправления педагогического колледжа - студенческого совета.
-
Формирование эмпатии у будущего педагога как условие профессиональной подготовки 2005
Современная школа призвана решать задачу формирования человека, способного гармонично вписываться в систему взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом уровнях с акцентом на этическом аспекте. Ведется поиск путей более эффективной подготовки специалистов педагогического профиля в области этической культуры, в частности, развития эмпатичных способностей студентов и формирования у них понимания значимости работы по расширению этического опыта младших школьников. Предлагаем некоторые подходы к решению этих задач.
-
Из опыта работы с одаренными детьми 2005
В статье приводятся формы и методы работы с одаренными детьми в рамках научного общества учащихся. Подробно рассматривается метод составления научно-исследовательских проектов, приводятся этапы работы с указанием роли учителя и действий учеников. Автор выделяет преимущества данного метода работы и дает советы учителю по ее организации.
-
Преемственность в системе ученического самоуправления как фактор развития лидерских качеств ребенка 2005
Выстраивая систему ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении важно учитывать возрастные особенности и потребности детей, а так же преемственность в развитии лидерских качеств учащихся. Представленная статья показывает структуру ученического самоуправления со 2-го по 11-й класс. Раскрывает основное содержание работы служб ученического самоуправления, формы и методы работы с учащимися по раскрытию лидерских качеств.
-
Сценарий бала лицеистов 2005
Как в условиях общеобразовательного учреждения превратить сказочную мечту попасть на настоящий классический бал в реальность? Немного фантазии, подготовка и разучивание классических танцев всем классом, подбор костюмов, аксессуаров, соответствующее оформление зала и конечно классическая музыка! А так же огромное желание организаторов и участников бала сделать красивый необычный праздник!
-
Урок алгебры в 8-м классе. Тема: "Формулы корней квадратных уравнений" 2005
Изучение алгебры в 8 классе по УМК А.Г. Мордковича в режиме личностно ориентированного обучения позволяет предоставить каждому учащемуся возможность освоения предмета в наиболее приемлемом варианте на доступном уровне сложности. На примере темы "Формулы корней квадратных уравнений" предлагаю модель изучения с использованием различных, в том числе нестандартных, вариантов и способов решения квадратных уравнений.
-
Урок-детектив: "Кем убит и отчего…"(По стихотворению А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит"), 5-й класс 2005
Урок поможет развить память, внимание, формирует умение правильно оценивать речевую ситуацию и участвовать в ней. Урок по форме напоминает игру, она поможет снять эмоциональные перегрузки у учеников, создаст благоприятную атмосферу для самостоятельной исследовательской работы. Коммуникативное лидерство учителя на уроке снижено за счет самостоятельной работы учащихся и их повышенного интереса к "расследованию преступления".