Общепедагогические технологии

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "Литературное кафе" как форма аттестации 2005

    Автор: Миронова Татьяна Андреевна

    Формы аттестации индивидуальны для каждого педагога и избираются самими аттестующимися. “Литературное кафе” - разновидность творческого отчёта.

  • Программа развития общих учебных умений и навыков студентов 2005

    Автор: Тутолмин Александр Викторович

    Каждый человек по природе своей “желает знать”, что будет с ним в отдаленном будущем. Поэтому будет уместным предложить студентам конкретные, проверяемые, реальные цели овладения умениями учиться в ВУЗе. При этом планка требования к студенту должна быть соответствующей для каждого этапа – с первого по выпускной курс его обучения в ВУЗе. Связано это с тем, что человек учится всю жизнь. Но в отличие от схоластики приобретения жизненного опыта обучение в ВУЗе должно отличаться научной обоснованностью, поэтапным овладением научным методов познания.

  • Формирование коммуникативной компетентности учителя начальных классов 2005

    Автор: Зубарева Нина Сергеевна

    В профессиональной подготовке учителя начальных классов в системе среднего профессионального образования присутствует противоречие между возросшей потребностью в высокопрофессиональном общении и уровнем реальной коммуникативной компетентности выпускника. Программа спецкурса «Педагогическое речеведение» направлена на формирование коммуникативной компетентности будущего учителя через изучение основ прагмалингвистики и овладение умениями вести оптимальное педагогическое общение.

  • Основные принципы преподавания наук естественно-научного цикла 2005

    Автор: Абрамова Галина Леонидовна

    Преподавание предметов, входящих в естественнонаучный цикл, должно учитывать особенности условного деления наук на естественные и гуманитарные. Для этого при изложении учебного материала нужно придерживаться следующих принципов: приоритетности наук естественнонаучного цикла; историзма научного подхода; равенства позиций; доверительности; обратной связи; занятия исследовательской позиции. Содержание этих принципов раскрывается в статье.

  • О некоторых модулях технологии критического мышления 2005

    Автор: Телегина Наталия Михайловна

    Технологию КМ можно использовать на уроках - лекциях, уроках обобщения материала. На остальных уроках - отдельные модули технологии. Каждый из модулей призван решить определенные задачи, а все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.

  • Способ обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления 2005

    Автор: Сергеев Валерий Викторович

    Запатентованное изобретение Сергеева В.В. относится к способам обучения и учебным пособиям и является пионерным изобретением в этой области. Способ позволяет заинтересовать обучаемых игровой формой. Применив дидактический принцип от простого к сложному, автору удалось сделать доступным обучение самому сложному приёму ориентирования - сопоставлению карты с местностью даже для детей 9-10 лет. Здесь он предложил новую трактовку визуализации при нахождении сходства между условными картой и местностью. Во-первых, взяв за основу карты уже знакомые с мдадшего детского возраста "готовые" зрительные образы очертаний фигурок животных и по их подобию, в увеличенном масштабе, изготовил в макетной форме условную местность. Во-вторых, "заставил" работать компас: потому что только сориентированные по магнитному меридиану картинки могут сопоставляться с соответствующими макетами условной местности.

  • Курс по выбору для 11-го класса "Физическая задача" 2005

    Автор: Гатилова Антонина Петровна

    В настоящее время, к числу актуальных вопросов физического образования относится умение решать физические задачи. Введение данного курса, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается только при закреплении и углублении знаний и умений. Решение и анализ задач позволяет использовать долговременную память учащихся, способствует развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.


  • Урок природоведения в 3-м классе по программе А.А. Плешакова "Мир вокруг нас". Тема урока: "Умеем ли мы правильно питаться?" 2005

    Автор: Астафьева Елена Николаевна

    Мы продолжаем разговор о нашем здоровье, о том , что для него полезно, что вредно.

  • Управление качеством образования дошкольников 2005

    Автор: Бережная Людмила Дмитриевна

    Технология управления качеством в условиях дошкольного учреждения должна строиться на основе: - определения приоритетов в управлении; - проектирования качества на всех уровнях; - привлечения к контролю качества всех субъектов образовательного процесса; - повышения профессиональной компетентности педагогов.

  • Тест как одна из форм контроля на уроках истории 2005

    Автор: Чистоблинникова Лариса Юрьевна

    Тестирование является одной из эффективных форм проверки знаний. Каждый тест дает возможность проверить знания учащихся за определенный промежуток времени. Принцип построения тестов дает возможность использовать их не только при подготовке к выпускным экзаменам, но и к вступительным испытаниям.

  • Дидактические игры как средство активизации учебного процесса 2005

    Автор: Мамаева Алла Николаевна

    Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциям, которые действуют в органическом единстве.

  • Проблема формирования эмоциональной сферы будущего педагога в теории и практике высшего педагогического образования 2005

    Автор: Алексеева Фаина Сергеевна

    Одной из актуальных проблем высшего образования является такое построение процесса обучения, которое могло бы являться основой формирования учебной и профессиональной деятельности, способствовать высокому уровню развития индивидуальности, в частности эмоциональной сферы студента. Проблема формирования эмоциональной сферы студента–будущего педагога является одной из ведущих в области профессионального образования.

  • Формирование культуры самостоятельной работы суворовца – как учебная цель 2005

    Автор: Антоненко Елена Рашитовна

    Целенаправленная работа по формированию учебной компетенции и способности суворовца к самостоятельному, гибкому и творческому осуществлению учебной деятельности по овладению иностранным языком предполагает разработку специальных учебных материалов и различных форм и видов организации учебного процесса, включая его самостоятельную работу. Система усложняющихся индивидуально - дифференцированных заданий, выполняющих функции диагностики, формирования и развития реальных учебных возможностей суворовцев создаст оптимальные условия для включения каждого обучаемого в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей.

  • Из опыта работы мастер-класса. Педагогическая дискуссия "НФУ и ЕГЭ: как совместить несовместимое" 2005

    Автор: Авсиевич Марина Николаевна

    На занятии по проблеме подготовки выпускников к ЕГЭ в рамках НФУ (нетрадиционных форм урока) слушатели и ученики, которые станут и участниками интерактивного диалога, и экспертами, обсудят ситуацию в ходе педагогической дискуссии. Им предстоит выяснить: не противоречат ли цели и задачи ЕГЭ целям и задачам исторического образования в целом. И если возникает это кажущееся противоречие, то каким образом оно может быть разрешено через НФУ?


  • Урок риторики по теме: "Слово: веселит, огорчает, утешает" 2005

    Автор: Боровик Людмила Александровна

    Возвращается в школу риторика - древнейшая наука. И впервые она приходит в начальную школу, к шестилетним детям, чтобы научить их умелой, искусной речи, умению общаться. Урок по теме: "Слово: утешает, веселит, огорчает" - один из темы "Общения". Этот урок учит правильному поведению при разговоре с людьми, формирует у учащихся ум, память, внимание, умение слушать других, высказывать свои мысли, не обижая других. Урок соответствует интересу учащихся, уровню учебной подготовки. На уроке все увлечены игрой детей (инсценировки сказок). Психологическая атмосфера на уроке доброжелательная, которую поддерживают сами учащиеся. Я считаю, что больше времени в начальных классах нужно уделять риторике, умению говорить на своем родном языке.

  • Обучение обобщению и конкретизации при изучении геометрических понятий. Система задач и четыре требования к ней 2005

    Автор: Захарова Татьяна Вячеславовна

    В процессе обучения обобщению и конкретизации при изучении понятий учащийся должен осознать, что включение в первичное содержание понятия свойства, входящего в производное содержание понятия, не изменяет объема понятия, т.е. не ведет к его конкретизации. Если некоторое свойство, входящее в первичное содержание понятия, есть следствие других свойств, то исключение этого свойства также не изменяет объема понятий, т.е. не приводит к обобщению понятия.

  • Использование новых педагогических технологий при изучении краеведения 2005

    Автор: Сидорова Наталья Николаевна

    Изучение родного края, его истории – процесс увлекательный для школьников, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, но это с одной стороны, с другой, обычно на уроки краеведческого характера остается минимум учебного времени. Для разрешения этого противоречия в нашем учебном заведении краеведческий материал изучается как в учебное время, так и во внеучебное. В статье приводится пример использования технологии “Развитие критического мышления” на занятиях краеведческого характера

  • Формирование направленности на профессию учителя средствами иностранного языка 2005

    Автор: Гиниятуллина Рамзия Данисовна

    Профессиональная направленность личности тесно связана с системой мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, проявляющуюся в конкретных ситуациях выбора профессиональной деятельности. Используя аспекты иноязычной культуры, можно формировать и развивать необходимые стороны психолого-педагогической и общегуманитарной культуры, а также необходимые профессиональные качества.

  • Лабораторная работа по биологии в программе Microsoft Power Point 2005

    Автор: Петрова Татьяна Михайловна

    Основная задача учителя в современной школе заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Огромную помощь в этом может оказать модульное обучение. Оно направлено на активную учебную деятельность учащихся, а современные средства обучения раскрывают перед педагогом огромные возможности, и позволяют решить многие проблемы.

  • Этапы развития самоуправленческих способностей учащегося 2005

    Автор: Пономаренко Ирина Васильевна

    Развитие самоуправленческих способностей ребенка является одним из основных условий формирования личности. Поэтому роль любой педагогической системы заключается именно в том, чтобы помочь учащемуся непрерывно и целенаправленно развивать и совершенствовать способность управлять своей индивидуальной деятельностью.

  • Использование изонити в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях 2005

    Автор: Груздева Лариса Леонтьевна

    В работе рассмотрен вопрос об эффективности использования изонити в развитии ребёнка на занятиях в школе и в дополнительном образовании на примере урока то теме "Изонить - волшебные круги". Цели: познакомить с разнообразными способами заполнения кругов изонитью, научить выполнять классическую модель натяжения нитей по кругу.


  • Учебно-игровой урок по теме: "Информация. Кодирование информации" 2005

    Автор: Волков Юрий Павлович

    Учебно-игровой урок проводится с учащимися 10-х классов после изучения темы "Информация". Урок состоит из двух туров. Первый тур - разминка. По очереди задаются вопросы. Правильный ответ - один балл. Второй тур - своя игра. Команды выбирают тематику вопроса и его номер, соответствующий количеству баллов, которые присуждаются за правильный ответ. При неправильном ответе баллы вычитаются. Второй тур продолжается в течение фиксированного времени, после чего подводятся итоги всей игры.

  • Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время 2005

    Автор: Михайловская Юлия Валентиновна

    В Красноярске разработана программа курса "Литература Красноярского края". Существует несколько способов ее реализации: "рассредоточено"; избирательно (подробно изучается творчество лишь одного писателя); через интегративные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы; участие в НОУ; проектную работу (создание музейной экспозиции, компьютерных презентаций, выпуск альманаха); в форме фестиваля, конференции, заочной экскурсии. Данная многоуровневая модель реализации регионального компонента находится в стадии доработки.

  • Какую информацию должна нести школьная отметка? 2005

    Автор: Иванова Елена Владимировна

    Существующая более пятидесяти лет фактически трехбалльная, а формально пятибалльная шкала степени обученности несостоятельна - разный уровень обученности личности оценивается одними и теми же баллами. Требования, предъявляемые к ученикам, существенно снижаются - снижается уровень образования вообще. Необходимо модифицировать существующую шкалу отметок, объективно оценивать индивидуальные способности детей (степени сформированности у них знаний, умений и навыков) позволяет рейтинговый контроль.

  • Исследовательский метод обучения 2005

    Автор: Суппес Валентина Владимировна

    Исследовательский метод обучения позволяет на ступени ознакомления с начальным лингвинистическими и литературоведческими понятиями активизировать учебную деятельность в группах и реально поднимает к высшему уровню творческой самостоятельности.

  • Повышение уровня практической грамотности учащихся на уроках русского языка через развитие внимания, памяти, мышления 2005

    Автор: Шушакова Галина Васильевна

    Настоящий педагогический проект содержит сведения о том, какие приёмы можно использовать на уроках русского языка, предусматривающих развитие внимания, памяти, мышления - основ успешной деятельности учащихся.

  • Урок алгебры и начала анализа в 10-м классе с использованием модульной технологии обучения 2005

    Автор: Адрова Ирина Анатольевна

    Урок алгебры и начал анализа в 10 классе с использованием модульной технологии обучения. Урок по теме «Простейшие тригонометрические уравнения» с применением индивидуальной, фронтальной, групповой форм работы , развитием навыков самоконтроля, взаимоконтроля , разноуровневыми заданиями на всех этапах урока (уровень предоставляется выбрать учащимся самостоятельно), проведением групповой работы с привлечением консультантов на этапе объяснения, получением каждым учеником в конце урока оценки, развитием интереса к изучению темы благодаря презентации с историческим материалом по теме и творческому домашнему заданию по применению графического метода решения тригонометрических уравнений.

  • Интегрированный урок биологии и информатики на тему: "Осенние явления в жизни растений. Многообразие растений" 2005

    Авторы: Николаев Александр Юрьевич, Червонная Светлана Дмитриевна

    Показаны способы повышения познавательной активности учащихся, привитие интереса к предмету. Использованы фрагменты литературных произведений, которые могут быть увлекательным началом введения в тему, источником новых знаний, иллюстрацией и доказательством излагаемых учителем фактов, а также применяются при изучении теоретических понятий. Использование современных информационных технологий, позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний, а также оперативно проверить успешность обучения.


  • Диалоговые формы работы — основы гуманитаризации образования 2005

    Автор: Кравцова Ирина Олеговна

    Задача школы не просто наполнить ребенка знаниями, а сделать так, чтобы эти знания стали действенными и могли бы применяться им в жизни. Знания становятся действенными в том случае, когда они личностно значимы для ребенка, когда они им проживаются, когда изучение чего-либо воспринимается обучающимся как средство, помогающее понять этот мир, мир вещей и людей, средство понимания себя, смысла и предназначения собственной жизни. А это одно из условий гуманитаризации образования. Наиболее соответствует задачам гуманитаризации образования обучение по типу "вопрос-вопрос". Такое обучение ориентировано на поиск ответов, стремление понять движение к ответу, понять сами ответы, содержащиеся в учебном материале. Это невозможно без использования диалоговых форм обучения учащихся.

  • Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите" 2005

    Автор: Келлер Ирина Анатольевна

    Конечной целью работы учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. Очевидным остаётся тот факт, что проблема сиротства зачастую решается частично, поверхностно и практически не даёт желаемых результатов при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Это говорит о том, что система интернатного сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите, устарела. Абсолютно актуальным и предельно понятным стало то, что нужно изменять условия проживания и сопровождения таких детей. Наиболее эффективной является форма семейного воспитания, т.е. помещение ребёнка в приёмную семью, поскольку только семья может оказать на него то влияние, которое не заменят никакие искусственно созданные условия.