Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Тесты на знание содержания рассказов И.Бунина 2006

    Автор: Ковылина Ольга Сергеевна

    Начиная работу над произведением, я на первом уроке обязательно проверяю знание содержания заданного художественного текста. Тест – один из видов такой проверки в начале урока. Если дальнейшую работу начать с ответов на тест, а затем анализировать произведение, то это даёт возможность быстро настроиться на рассуждения о прочитанном. Предлагаю тесты на знание содержания рассказов Бунина "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник", "Лёгкое дыхание". Тесты составлены для 11-го класса и даются перед изучением произведений, так как проверяют, насколько внимательно учащиеся прочитали заданное.

  • Взаимодействие заглавия и текста в "Донских рассказах" М.А.Шолохова 2006

    Автор: Быкова Ирина Константиновна

    Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны. Для восприятия смыслового содержания заглавия, а в конечном итоге – и всего произведения, для верного понимания авторской мысли необходимо учитывать связь заглавия с другими компонентами художественного произведения. Если вдуматься в заглавие цикла М.Шолохова "Донские рассказы", проследить внутреннюю связь каждого рассказа, вырисовывается картина эпохи Гражданской войны; жизнь мирных жителей, противостояние красных и белых, борьба нового со старым.

  • Открытый урок по литературе на тему: "Листая страницы книг" 2006

    Автор: Нурисламова Елена Бадрисламовна

    Вследствие изменения функций современной семьи – поиск средств существования – функция обучения в сложном мире взаимоотношений полностью перешла к образовательным учреждениям. Литература как предмет является тем миром, в котором, не нанося вред и ущерб окружающим, можно экспериментировать в решении таких вопросов. Данный урок является одним из вариантов творческих лабораторий, в котором с помощью анализа и синтеза методом проб и ошибок студенты постигают такие понятия, как поступок и проступок, виновность, справедливость, гуманность и бесчеловечность.

  • Урок внеклассного чтения: "Сказочники мира так прекрасно разны!" 2006

    Автор: Ромашина Наталия Фёдоровна

    Урок разработан в форме телевизионной игры "Счастливый случай" и даёт возможность проверить знания с учащимися произведений русских и зарубежных сказочников XIX века. От конкурса к конкурсу ребята раскрывают свои творческие способности, учатся работать в команде, расширяют кругозор, узнают много интересного за страницами школьного учебника.

  • Система уроков по творчеству М.И. Цветаевой в 5–9-х классах 2006

    Автор: Попова Татьяна Васильевна

    <p>Мною сделана попытка ввести знакомство с творчеством М.И. Цветаевой с 5-го класса. На мой взгляд, мало часов отводится на знакомство в 11-м классе. Имя Цветаевой может затеряться в созвездии поэтов Серебряного века. Хочется, чтобы ее произведения стали любимыми наряду со стихами А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой.<br> С 5-го по 9-й классы мною разработана система уроков по творчеству Цветаевой. <br> Такая система дает полное представление о судьбе, личности и творчестве М.И. Цветаевой, ее месте в литературном процессе.<br> Работая над системой уроков, я, во-первых, старалась найти точки соприкосновения с нравственным опытом учеников так, чтобы разговор о лирическом герое стихов стал разговором о них самих; во-вторых, это уроки развития творческих способностей: здесь и конкурс рисунков, выпуск стенгазет, журналов, конкурс на лучшего чтеца, написание сочинений-размышлений; в-третьих, эта тема дает возможность показать взаимопроникновение литературы и музыки, поскольку известно, что сама М. Цветаева была музыкальна и стих ее музыкален, и, наконец, ученики смогут увидеть место поэта в литературном процессе.

  • Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса) 2006

    Автор: Неганова Валентина Григорьевна

    <p>Данная программа апробирована и успешно применяется мною в течение 10 лет. Время вносит коррективы, но цели и задачи курса не меняются.<br> Идея создания программы: наши бабушки и дедушки являются свидетелями великих исторических событий. У нас есть счастливая возможность «увидеть» прошлое глазами очевидцев, взять лучшее, избежать ошибок в будущем благодаря опыту и мудрости стариков.<br> Предлагаемый вариант урока – пример личностного осмысления времени. В данном случае попытка социально-психологической характеристики образа Дарьи Леонидовны помогает учащимся понять замысел произведения и соотнести его с собственным мировоззрением.<br> С помощью индивидуальных информационно-исследовательских листов отрабатываются навыки краткого оформления и отслеживания «прироста» знаний, а через выбор дифференцированных заданий развиваются способности к самооценке.<br> Лексическая работа с текстом произведения не только помогает понять замысел писателя, но и формирует у учащихся навыки личностного осмысления прочитанного, а также художественный вкус.<br> Прилагаемый список произведений Абрамова носит рекомендательный характер и способствует осуществлению идеи – возобновить традиции семейного чтения.

  • Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "подлинная" и "неподлинная" жизнь в рассказе А.П. Чехова "О любви" 2006

    Автор: Шестакова Ольга Валерьевна

    Урок, выстроенный по технологии «Критическое мышление» с использованием приемов технологии: «верные/неверные утверждения», «работа с пропущенными словами текста», «закончить фразу», «составление кластера». На занятии учитель проводит творческий эксперимент: подбор музыкального сопровождения к отрывкам из художественного произведения.


  • Урок литературы в 8-м классе по произведению "Маленький принц" 2006

    Автор: Злотникова Ирина Борисовна

    Произведение Антуана де Сент-Экзюпери изучается в 8-м классе. Этот урок знакомит учеников с философской сказкой "Маленький принц". Необходимо донести до учеников, что надо научиться отвечать за жизнь на Земле, любить и доверять своему сердцу. На уроке ребята знакомятся с биографией Антуана де Сент-Экзюпери, читают и анализируют сказку "Маленький принц", исполняют песню "Маленький принц", читают стихи.

  • Уроки развития речи по литературе 2006

    Автор: Мушнина Елена Сигизмундовна

    Предложенные уроки, по моему мнению, развивают творческий потенциал учащихся, помогают усвоению материала по литературе второй половины XIX века и способствуют снятию негатива по отношению к предмету.

  • Внеклассное мероприятие по литературе на тему: "Белая береза – русская душа" 2006

    Авторы: Никонорова Марина Вячеславовна, Степанова Марина Юрьевна

    В связи с возрождением национальных традиций является актуальной проблема формирования ценностного отношения к миру. Ребятам дана возможность по-особому ощутить чувство Родины и стать достойным звеном в цепи поколений и продолжателем национальных традиций; они получат сведения из истории, увидят танцевальную композицию, узнают об орфографических нормах, этимологии слова, о многообразии видов берез; о культуре России.

  • Счастливая судьба (о творчестве Л. Ошанина) 2006

    Автор: Самойлова Галина Владимировна

    30 мая 2007 года исполняется 95 лет со дня рождения поэта-песенника Л.И. Ошанина, несправедливо забытого в наше время. Л. Ошанин – это классика, это – история. На его произведениях можно и должно воспитывать и патриотизм, и чувство слова, и красоту, и доброту, и нравственность. Простота и глубокий смысл, общечеловеческие идеалы и возвышенность чувств, необыкновенная мелодичность и естественность – вот что отличает поэзию Льва Ошанина.

  • Внеклассное мероприятие: "Лишь коснешься обложки несмелой рукой" 2006

    Автор: Янкина Любовь Владимировна

    Внеклассное мероприятие является итоговым в цикле занятий "Развивайте дар слова", который направлен на развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста и воспитание любви к книге как источнику знаний, интеллекта и культуры.

  • Проблемы жанра и литературного направления в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006

    Автор: Морозова Татьяна Викторовна

    Данная работа представляет собой подробную разработку урока по теме «Проблемы жанра и литературного направления комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"». Урок проводится в классе гуманитарно-филологического профиля. Целями этого занятия являются знакомство с художественным своеобразием жанра комедии (комическое в речи героев, юмор характеров и положений), выделение черт трёх литературных направлений в комедии "Горе от ума" (принципы классицизма и отклонения от них, роль романтических мотивов, реализм Грибоедова), актуализирование содержания литературоведческих терминов: "гипербола", "алогизм", "пародия", продолжение формирования умений работы с текстом художественного произведения.

  • Теория литературы и современный урок литературы 2006

    Автор: Трусова Елена Викторовна

    Как органично включить знания по теории литературы в творческий процесс (а любое сочинение, рецензия, анализ лирического произведения – процесс творческий)? В каком направлении необходимо двигаться учителю, чтобы научить ребёнка видеть художественные средства выразительности, понимать, почему именно эти тропы использует автор при создании того или иного характера, при изображении пейзажа или явления жизни? Ответы на эти вопросы в практической части статьи – уроке литературы.


  • Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему: "Где же ваша Синяя птица?" (по феерии М. Метерлинка "Синяя птица") 2006

    Автор: Велюханова Людмила Николаевна

    Это произведение – благодатная почва для разговора с подростками о незыблемом. Дети невольно приходят к мысли о добре, о необходимости стремиться к человеческим ценностям – к домашнему очагу; о любви к родителям, о справедливости, о гармонии, о том, что значит – быть счастливым. А счастье человека – в бесконечности познания жизни. Каждое новое поколение будет вновь и вновь упорно искать и открывать для себя что-то непознанное – искать своё счастье!

  • Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий 2006

    Автор: Гагельганц Ирина Иннокентьевна

    Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" был представлен на районном конкурсе "Учитель года". Цели урока: знакомство учащихся с произведением К.Г. Паустовского, развитие читательского мастерства, воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

  • Внеклассное мероприятие по литературе: игра "Что? Где? Когда?" по сказке А.Погорельского "Черная курица" 2006

    Автор: Огурцова Татьяна Викторовна

    Cказка “Черная курица” написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году. Не было тогда автомобилей, трамваев. Вряд ли вы увидите сейчас извозчика в Петербурге. И школы сейчас не такие, и учатся совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя столько лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки? Наверное, каждый в этой сказке находит что-то свое. Посмотрите маленький эпизод из этой сказки.

  • Сценарий урока – мастерской ценностных ориентаций в 5-м классе по теме: "Нравственные истины и традиции эвенкийского народа в поэме З.Я. Яхнина "Легенда о Ховеко" 2006

    Автор: Михайловская Юлия Валентиновна

    Многообразны пути открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить на уроках по изучению литературы Красноярского края. Урок – мастерская ценностных ориентаций и построения знаний представляет собой еще одну ступень открытия учащимися своего родного края. Цели и задачи урока по изучению поэмы "Легенда о Ховеко" были реализованы в рамках компетентностного подхода. На уроке были использованы интегративные проектные формы работы, представлены инсценировки, проведена работа по составлению словаря "Легенды о Ховеко" с компьютерной презентацией "Центр Земли". Урок-мастерская – это 12 учебных ситуаций. В каждой из них учитель обращается к социальному опыту учащихся, предоставляет им возможность самореализации, продолжает формирование их духовного опыта.

  • Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс 2006

    Авторы: Генералова Людмила Ивановна, Шмидт Галина Васильевна

    Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.

  • Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) 2006

    Автор: Быстрицкая Татьяна Николаевна

    Традиционная система обучения ограничивает свободу ученика: её целью являются знания, умения и навыки (ЗУНы). В индивидуально ориентированной системе обучения (ИОСО) ЗУНы – средство развития. Моя задача – создать условия для развития каждого ученика, который должен получить "практику успешности" в любой деятельности и вне её через уроки литературы по технологии ИОСО.

  • Урок литературы по теме: "Мифы Древней Греции". Тесты 2006

    Автор: Дубынина Маргарита Викторовна

    Предлагаю вашему вниманию тест-викторину к заключительному уроку "Мифы Древней Греции". Вопросы и тест составила сама.


  • Литературный вечер "Диалоги о В.М. Шукшине" 2006

    Автор: Пелиницина Лариса Владимировна

    На литературном вечере идет спор о тех вопросах, которые поставил В.М. Шукшин и решать которые завещал нам. Речь идет об уроках В.М. Шукшина, о способе жить в искусстве, о позиции художника. На вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи и песни.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "В.И. Белов – "поэт жизни действительной". Нравственный потенциал романа "Кануны" 2006

    Автор: Косырькова Ольга Леонидовна

    Первый урок (из двух предполагаемых) по творчеству В.Белова завершает изучение творчества представителей "деревенской прозы" В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ф.Абрамова, Б.Можаева. Используемые формы и методы призваны развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать эпизоды текста и давать оценку поступкам героев, воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся.

  • Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: "А.С. Пушкин. "Зима!.. Крестьянин, торжествуя…" 2006

    Автор: Яненко Людмила Васильевна

    Урок погружает в поэтический мир произведений А.С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлётов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. А задача читателя, а значит, наша, – понять всё, что стоит за словом. Урок знакомит с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Учитель должен донести, а учащиеся – понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт, и воссоздавать всё это в своём воображении.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве Сергея Есенина" 2006

    Автор: Федорюк Лидия Владимировна

    Задачи урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; углубить представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; продолжить формирование навыков исследовательской работы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в лирике Сергея Есенина; воспитывать интерес к чтению.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Вильям Шекспир "Гамлет". Центральный конфликт трагедии. Гамлет как носитель основной идеи произведения" 2006

    Автор: Лаптева Оксана Викторовна

    Изучение трагедии В.Шекспира "Гамлет" входит в курс литературы 9-го класса. Как правило, педагогами уделяется недостаточно внимания произведениям зарубежной литературы, что связано с нехваткой времени для их изучения, недостаточным количеством часов для более подробного ознакомления с шедеврами мировой классики. В связи с этим предлагаемый урок – это одна из возможностей расширить представления учащихся о литературном контексте, в котором развивалась русская литература, и вместе с этим это попытка углубить их знания о мировой литературе. Цели данного урока – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, приобщение учащихся к богатствам мировой литературы, использование воспитательного потенциала зарубежной классики, формирование эстетического вкуса, развитие литературных способностей.

  • Игра-путешествие "Сказочное царство Пушкина" 2006

    Автор: Сенькив Зинаида Алексеевна

    Сказки А.С. Пушкина – настоящий кладезь для нравственного и эстетического воспитания, воспитания читательской культуры, знакомства с секретами поэтического мастерства и художественными средствами литературы. Отличное знание пятиклассниками сказок А.С. Пушкина дает возможность сделать игру занимательной и применять различные формы работы: литературную игру – путешествие по сказочному царству, рассчитанную на повторение сказок А.С. Пушкина и развитие внимания учащихся к слову поэта (для игры используются карта сказочного царства и подорожная грамота); инсценирование эпизодов сказок (по выбору учащихся).

  • Открытый урок: Научный спор о поиске истины. "Собеседник в поисках истины" 2006

    Автор: Тимофеева Наталия Борисовна

    Занятие проводилось на уроке литературы в 6-м классе перед изучением романа Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Данный текст использовался на семинарах со студентами БГПУ и преподавателями школ и вузов, когда решался вопрос о первостепенной роли учителя в воспитательном процессе. Тема всегда привлекает внимание и дает прекрасные результаты.


  • О чем хотел нам сказать Булгаков, или Мое прочтение романа "Мастер и Маргарита" 2006

    Автор: Вахрушева Людмила Михайловна

    Основные задачи представленного исследования – показать, что роман Булгакова направлен против атеизма, что атеизм советского периода – это всего лишь оправдание вседозволенности и аморальности человека.

  • Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству С.Есенина: "С любовью в сердце…" 2006

    Автор: Вакуленко Татьяна Николаевна

    Представленная композиция содержит богатый материал по жизни и творчеству С.Есенина. Это внеклассное мероприятие по литературе хорошо проводить в 11-м классе после изучения творчества С.Есенина. Учащиеся, как правило, охотно читают и учат стихи Есенина, пытаются больше узнать о его жизни, о том, что происходило с ним в столь сложную революционную эпоху. Материал мероприятия отражает взлеты и падения, смену настроения и взглядов поэта, показывает причины этого. В композиции принимают участие сами школьники, среди которых немало талантливых. Удивительные стихи С.Есенина отражены в его биографии, именно это и прослеживается в композиции. Все, что происходило с поэтом, стало отражением не только его собственной жизни, но и жизни всей страны в переломную эпоху. В композиции отражены чувства Есенина, его боль, переживания, а главное – любовь к жизни, несмотря на все ее перепетии.