Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Познание Родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева" 2006

    Автор: Вакуленко Татьяна Николаевна

    Данный урок посвящен творчеству двух замечательных русских поэтов XIX века А.А. Фету и Ф.И. Тютчеву. В 9-м классе происходит первое серьезное знакомство с творчеством этих поэтов, поэтому урок, на наш взгляд, должен быть ярким, запоминающимся. Не стоит на этом уроке углубляться в подробный анализ лирики поэтов – нужно показать глубину их понимания окружающего мира, напевность фетовского стиха и философичность тютчевского. На уроке рассматриваются вопросы: из чего складывается такое сложное понятие, как любовь к Родине, в творчестве Фета и Тютчева; основные мотивы лирики поэтов; можно ли понять красоту окружающего мира и уложить ее в какие бы то ни было рамки; в чем пленительность стихов Фета и Тютчева? Урок построен на сопоставлении стихотворений поэтов, на чувственном восприятии лирики, творческой активности учащихся. Стихотворения к уроку подобраны с целью воспитания у учащихся любви к природе, искусству, музыке, поэтическому слову.

  • Урок-исследование в 10-м классе «Авторская позиция в изображении батальных сцен. (А.С. Пушкин – поэма "Полтава"; М.Ю. Лермонтов – стихотворение "Бородино"; Л.Н. Толстой – "Севастопольские рассказы", роман-эпопея "Война и мир")» 2006

    Автор: Ельцова Вера Сергеевна

    На уроке литературы в 10-м классе проводится сопоставительный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" и поэмы А.С. Пушкина "Полтава". Рассматриваются принципы изображения войны у Л.Н. Толстого.

  • Рабочая тетрадь для учащихся 8-го класса "Человек и природа в лирике кузбасских поэтов" 2006

    Автор: Дмитриева Оксана Владимировна

    Рабочая тетрадь по курсу "Человек и природа в лирике кузбасских поэтов" – это маленькое пособие, в котором имеются стихотворения кузбасских поэтов и разнообразные задания к ним. Задания, представленные в этой тетради, дают возможность получить представление о литературном процессе в Кузбассе, узнать больше о творчестве поэтов родного края, усовершенствовать навыки работы с текстом лирического произведения, отточить умение использовать изобразительно-выразительные средства при анализе двух или нескольких лирических произведений, определять темы и мотивы.

  • Внеклассное мероприятие по литературе. "Своя игра" по пьесе Мартина Мак-Донаха "Королева красоты" 2006

    Автор: Огурцова Татьяна Викторовна

    Урок изучения современной зарубежной драматургии – пьесы Мартина Мак-Донаха "Королева красоты" – построен в форме телеизионной викторины "Своя игра".

  • Нравственное воспитание на уроках русской литературы 2006

    Автор: Ишмаева Мярьям Сяитовна

    "Человек без нравственных устоев – существо самое нечестивое и дикое, низменное в своих половых и вкусовых инстинктах". Так говорил Аристотель. Пройдет время, и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера". Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

  • Н.В. Гоголь. "Майская ночь, или Утопленница". Смысловой анализ поэтических средств изобразительности в картине украинской ночи. 6-й класс 2006

    Автор: Рязанцева Людмила Павловна

    Поэтическая картина украинской ночи написана поэтом в романтическом стиле – стиле восторга и восхищения перед "необъятной" и в то же время ласковой украинской природой. Эта страница из "Майской ночи" дает возможность учителю раскрыть перед учащимися не только гениальное мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной Украине, но и закрепить умения учащихся в анализе поэтических картин природы.

  • Мифы народов мира. Урок-соревнование по литературе в 6-м классе 2006

    Автор: Калашникова Надежда Васильевна

    Урок-соревнование по литературе "Мифы народов мира" (6-й класс) проводится после знакомства учащихся с греческими мифами о двух подвигах Геракла ("Авгиевы конюшни" и "Яблоки Гесперид"), индийским (о появлении бога Брахмы), скандинавским ("Путешествие Тора в Утгард") и славянским (народный миф о Солнце). Урок проходит в виде соревнования двух команд одного класса. Состав команд выбирается при помощи жеребьевки, которая делает этот состав случайным и разноуровневым. Задания подобраны таким образом, что позволяют проверить знания учащихся по данной теме, способствуют развитию воображения, умения работать в команде.


  • Темперамент и его значение для педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы 2006

    Автор: Соколова Людмила Алексеевна

    Чтобы каждый ребёнок был услышан и понят в процессе урока, задача учителя – найти гибкий способ взаимодействия с детьми. Это возможно, на наш взгляд, при владении информацией о темпераменте. Поэтому педагогу целесообразно скорректировать свою педагогическую деятельность с учётом типов темперамента обучаемых, разработать соответствующие каждому типу темперамента задания и применить их в процессе обучения. Методы и формы подачи материала не могут быть одинаковыми. Задача педагога на уроках – не "исправлять" темперамент, а работать с тем, что есть, качественно преобразовывая это, переводя на новый уровень взаимодействия и терпимого отношения детей к психологическим особенностям друг друга.

  • Патриотическое воспитание. Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сергей Есенин как национальный поэт" (с использованием информационных технологий, метода проектов, ситуации личностно ориентированного обучения) 2006

    Автор: Зимина Анжелика Игоревна

    Урок литературы в 11-м классе с использованием информационных технологий, метода пректов, ситуации личностно ориентированного обучения. Урок знакомит учащихся с особенностями творчества Есенина, учит патриотизму, воспитывает любовь к родному краю.

  • Литературная гостиная "Судьба и поэзия Ольги Берггольц" 2006

    Автор: Демидович Елена Анатольевна

    Литературная гостиная – особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени, о котором идет речь, с интересом, вниманием слушают учителя и принимают деятельное участие в проведении урока; у школьников активизируются память, внимание, воображение и другие психические процессы, развивается речь. Ни один школьник не останется равнодушным к судьбе того или иного поэта, побывав в такой гостиной. В данной литературной гостиной мы приоткрываем страницы книги жизни О. Берггольц, которые повествуют о днях блокады Ленинграда. Словно из далеких 40-х годов, мы слышим голос поэтессы, ее стихи, воспоминания, читаем страницы блокадного Ленинграда.

  • Мастерская по литературе по рассказу А.Приставкина "Фотография" 2006

    Автор: Грачева Ольга Александровна

    Я узнала о писателе А. Приставкине, о котором прежде ничего не знала. Я представила, как сложно жить сиротой, что значит для писателя близкий человек. После мастерской хочется познакомиться и с другими произведениями писателя. Он пишет просто, откровенно, доступно и очень трогательно.

  • Сценарий литературной гостиной "Любовь, любовь – гласит преданье – союз души с душой родной…" (дополнение к урокам по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2006

    Автор: Щербинина Елена Васильевна

    В увлекательной форме учащиеся знакомятся с некоторыми фактами биографии Ф.И. Тютчева, узнают о женщинах, которых любил поэт. Сценарий может быть использован как элемент урока.

  • Тема урока: "Валентина Александровна Осеева "Сыновья". 2-й класс 2006

    Автор: Шершукова Татьяна Алексеевна

    Цели предлагаемого урока: познакомить детей с рассказом "Сыновья"; продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, развивать умение отвечать на вопросы к тексту; воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.

  • Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе 2006

    Автор: Брешева Наталья Петровна

    Данная тема интересна для учащихся 5–11-х классов.<br> На уроке прослеживается роль кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе.<br> Занимательно переплетение мифов, сказок, авторских произведений.<br> Основные цели и задачи урока-коференции: <br> 1. Познакомить учащихся с произведениями фольклора и русской литературы, раскрывающими образ кота. <br> 2. Обучить интерпретации художественного текста<br> 3. Формировать навыки анализа эпического произведения малой формы<br> 4. Формировать навыки выразительного чтения учащихся<br> 5. Развивать устную речь учащихся, умение слушать и слышать собеседника<br> 6. Развивать интерес к фольклору и литературным произведениям о животных.


  • Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс 2006

    Авторы: Белозерцева Татьяна Семеновна, Хомёнок Людмила Ануфриевна

    Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся.

  • Мастерская письма "Давайте говорить друг другу комплименты…" 2006

    Автор: Маринина Маргарита Викторовна

    Одна из главных целей мастерских: создать ситуацию, находясь в которой, ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие, отличные не только от тех, которые придумал сосед, но и от тех, которые нашел сам мастер.

  • Изобразительные возможности фонетического уровня русского языка на уроках литературы 2006

    Автор: Квашнина Елена Сергеевна

    Одним из распространенных подходов при обучении целостному анализу текста является уровневый. В статье предлагаются упражнения, позволяющие развить навыки выявления и интерпретации художественных приемов фонетического уровня.

  • Урок-исследование по теме: "В.В. Розанов. Жанр трилогии "Уединенное" и "Опавшие листья" 2006

    Автор: Цветкова Екатерина Ивановна

    В школьной программе по литературе произведения В.В. Розанова не изучаются. Это имя знакомо даже не всем учителям литературы. Данный урок-исследование был первым из намеченных далее и проходил как внеклассное мероприятие для учащихся 9-го класса. Ход урока и его результаты показали, что В.В. Розанов как писатель вызвал интерес у школьников и желание продолжить в дальнейшем знакомство с его произведениями.

  • Тематическое портфолио по чтению 2006

    Автор: Чнаваян Наталья Михайловна

    Я столкнулась с проблемой, заключающейся в том, что есть дети с нарушениями речи. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования и др. Нарушение речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребенком. Я решила собрать материал об исправлении нарушения речи учащихся, чтобы изучать этот материал и применять его в практике.

  • Методическая разработка урока по теме: "Пейзаж в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2006

    Автор: Шилова Мария Борисовна

    Представляю урок литературы в 7-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме "Художественный образ в литературном произведении". Это восьмой урок по плану. На данном уроке учащимся предоставлена возможность исследовать роль выразительных средств в тексте, роль пейзажа в повести Н.В. Гоголя. Учащимся дается возможность как под руководством учителя, так и самостоятельно развивать речь. Урок способствует развитию самостоятельности и коммуникативности.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Грустные мысли о человеческом счастье" (по рассказу А.П. Чехова "На пути") 2006

    Автор: Болонева Ирина Васильевна

    Урок литературы в 10-м классе. На примере рассказа А.П. Чехова "На пути" учащиеся выясняют особенности чеховского творческого метода, а также знакомятся с проблематикой и художественным своеобразием рассказа как литературного жанра.


  • Интегрированный урок-путешествие в мир поэта (о Шекспире). 9-й класс 2006

    Автор: Истягина Татьяна Алексеевна

    Так как личность Шекспира удивительна и достоверных источников, рассказывающих о его жизни, нет, на уроке мы попытаемся составить портрет этого человека исходя из анализа эпохи и его творчества. На уроке используются материалы биографии Шекспира, его сонеты на английском языке и их переводы, лингвоанализ 130-го сонета, фрагменты из пьесы "Ромео и Джульетта", видеосюжеты из фильма "Влюбленный Шекспир". Итогом урока является портретная характеристика великого поэта и драматурга, чья слава вечна.

  • "Живой – и только!" Конспект открытого урока-портрета, посвященного Б. Пастернаку 2006

    Автор: Баталова Татьяна Николаевна

    Урок-портрет посвящен знакомству с поэзией одного из замечательных поэтов ХХ века. Для того чтобы любить поэзию, нужно интересоваться Человеком, личностью. Феномен Пастернака в том, что он всегда и во всем оставался самим собой, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию и принижение личности. Он пронес нетронутой свою поэтическую ношу, щедро отмеренную ему Природой. Да, он был седым юношей, доверявшим только чуду жизни и воспевшим это чудо. Беречь этот дар жизни, познать, развить в себе талант – все эти мысли мне хотелось донести до моих учеников.

  • Урок словесности в 6-м классе (по стихотворению Б. Пастернака "Победитель") по теме: "Как он велик! Какой бессмертный жребий!" 2006

    Автор: Орлан Ирина Борисовна

    Урок литературы в 6-м классе поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как патриотизм, гражданственность, гуманизм. На данном уроке формируются следующие умения: анализировать художественное произведение; определять тему, идею; находить ключевые слова, помогающие в раскрытии темы и идеи; анализировать, синтезировать, сопоставлять. Использование групповой формы работы и приема эвристической беседы способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

  • Проектный метод на уроках литературы с применением компьютерных технологий 2006

    Автор: Маркова Римма Петровна

    Представленный урок по своему типу относится к уроку повторения и систематизации знаний и проводится в конце изучения материала "Серебряный век русской поэзии". Для этого занятия учащиеся 11 класса готовили компьютерные проекты-ассоциации к теме урока и защищали их. Для подготовки ребятам пришлось просмотреть очень большое количество материалов – как литературных источников, так и материалов в сети Интернет. Роль учителя в данном виде деятельности – это роль консультанта и соавтора. Подбор материалов учащиеся осуществляли на уроках литературы, а сами проекты-ассоциации создавали во внеурочное время, используя программу Power Point.

  • Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мифы Древней Греции" 2006

    Автор: Бондаренко Алевтина Васильевна

    Традиционными стали в школах декады русского языка и литературы. Данное мероприятие для 5–6-х классов посвящено мифам Древней Греции. В данной разработке предлагается форма проведения в виде игры "Умницы и умники". Для подготовки учащиеся повторяют необходимые темы, готовятся к выставке рисунков. Сцена или классная комната может представлять собой Древнюю Грецию. В ходе игры её участникам задаются вопросы на знание древнегреческой мифологии, требующие конкретного знания текста и предполагающие более ассоциативные ответы. После игры подводятся итоги и проводится награждение.

  • Конспект уроков "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных" 2006

    Автор: Королева Маргарита Викторовна

    Вашему вниманию предлагается серия (2–3 урока в зависимости от подготовки класса) уроков по актуальной на сегодняшний день теме: "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных". Предварительно учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Л. Андреева, его рассказами "Баргамот и Гарасько" или "Петька на даче" (по выбору) и повестями "Иуда Искариот" и "Жизнь Василия Фивейского" (по выбору). Повесть "Рассказ о семи повешенных" должна быть прочитана и учащимся предложено обдумать ответ на вопрос: как автор относится к террористам? Первая часть предложенных уроков может быть проведена в гуманитарном классе, где учащиеся изучали мировую художественную культуру и хорошо знакомы с историческими событиями и идеологической борьбой в России второй половины ХIХ века, а также с русской литературой и искусством этого периода. В других классах (например, естественнонаучных) эта часть уроков может быть дана в виде лекции учителя.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы") 2006

    Автор: Авраменко Галина Александровна

    Урок литературы по теме "Мы" – от бога, "я" – от дьявола" рассматривает проблему взаимоотношения личности и госсударства в романе Е.И. Замятина "Мы".


  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Вечно юный, как сон". Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта 2006

    Автор: Бушманова Галина Калистратовна

    Урок знакомит с жизнью К.Бальмонта, пробуждает интерес к поэтической индивидуальности, нацеливает учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Нужны ли нам сегодня стихи А.А. Фета?" 2006

    Автор: Куйдина Александра Аркадьевна

    Урок построен как заседание редакционного совета в издательстве - решение вопроса о публикации произведений А.А. Фета. Участие в обсуждении принимают сотрудники литературно-критического, музыкально-критического, биографического, художественного отделов; пригласили мы и социологов. Учащиеся заранее получили групповые задания: подобрать материал по заданной теме, провести выборочный опрос учащихся школы. В начале урока каждая группа получила карточки с вопросами, которые сформулированы так, что учащиеся должны высказать противоположные мнения; таким образом, в ходе урока получается дискуссия. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что поэзия не умирает, принимают решение о публикации.