Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Вид урока: урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции, формирование способности у учащихся к новому способу действия, связанного с построением структуры решения уравнений на основе свойств обратных тригонометрических функций.

Содержательная цель: построение деятельностных норм и выявление теоретических основ решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции, построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Задачи урока: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов, в частности, классификации методов решения уравнений данного типа.

Предметный результат: учащиеся научатся применять свойства обратных тригонометрических функций к решению уравнений, получат возможность учиться выбирать способы решения на основе анализа теоретических обоснований.

Развивающие цели: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Метапредметный результат:

  • общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, составление алгоритма решения уравнений;
  • регулятивные: сравнивать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном процессе, вносить необходимые коррективы в действия с учетом сделанных ошибок;
  • коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать и аргументировать свое мнение, сотрудничать в работе с одноклассниками, развивать свою речь;
  • личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов обучения, проявление интереса к изучаемому предмету.

Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы.

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

1

Самоопределение к учебной деятельности

Организационный момент (включение в деловой ритм)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

2

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений деятельности

Учитель предлагает заполнить две карточки, выявляет уровень теоретических знаний (карточка №1 и №2)

Выполняют задания, сравнивают ответы с изображением на экране, заносят результат в оценочный лист с предложениями и критериями

5 мин

3

Постановка учебной задачи

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.
Активизирует знания учащихся с помощью текста (текст приложение №3)

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний, выполнения теста в парах, взаимопроверка.

5 мин

4

Классификация методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Предлагает таблицу классификации методов решения уравнений с экрана и перечень уравнений 1-16.
Создает проблемную ситуацию.

Учащиеся кратко озвучивают сущность метода и находят уравнение, которое может быть решено с помощью этого метода, мотивируя соответствие.

5 мин

5

Этап выявления места и причины затруднения.

Организует учащихся для исследования проблемной ситуации (таблицы в приложении №4 и №5)

Определяют и озвучивают проблему, формулируют познавательную цель и тему урока.

2 мин

6

Построение проекта выхода из затруднения.

Организует и устанавливает осознанность восприятия.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма в слух.

10 мин

7

Первичное закрепление знаний.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу (приложение №5)

Самостоятельная работа или в парах (по выбору учащихся).
Самопроверка или взаимопроверка в сравнении с эталоном.

12 мин

8

Рефлексия деятельности

Оценивает работу учащихся в течение всего урока. Суммируя балы оценочного листа.

Учащиеся осознают и оценивают уровень и качество усвоения нового материала

2 мин

 

Домашнее задание, итог урока.
Карточка №6.

Дает домашнее задание:
1 уровень: задания репродуктивного характера – решить уравнения №17; 18;11.
2 уровень: задания поискового плана – подобрать 3 уравнения, решаемые методами 1-4 и решить их.
3 уровень: составить тест, аналогичный тесту №2 по теме: «Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Подводят итог своей деятельности, выполняя работу по карточке №6. Домашнее задание по выбору учащихся. Учащийся сам определяет свой уровень.

 

Приложения

Анализ урока

(с точки зрения формирования универсальных учебных действий – УУД)

Этапы

УУД

I этап

личностные: самоопределение, коммуникативные, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II этап

познавательные

IV этап

логические: анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
личностные: оценивание своих знаний

III этап

регулятивные: целеполагание

V, VI этапы

познавательные: формулирование познавательной цели;
логические: формулирование проблемы и путей выхода из нее

V, VI этапы

регулятивные:
планирование, прогнозирование;
познавательные:
моделирование;
логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные: инициативное сотрудничество

VII этап

регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
личностные: самоопределение

VIII этап

познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения уравнений, рефлексия способов и условий действий

Заключение: основной результат, достигнутый на уроке – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся позволило помочь ребенку эффективно освоит новую тему и осознать необходимость изучения методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Литература

  1. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учебное пособие для студентов физико-математических спец. Педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1991. - 352с.
  2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику. 8-9 кл. – М. : - Прсвещение, 1997г.
  3. Мерзлян А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М, Якир М.С. Тригонометрия: Задачник к школьному курсу. – М.: АСТ-Прогресс: Магистр – S, 1998-656с.
  4. Курс лекций «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики» автор Чулков Павел Викторович, 2016г.