Интегрированный урок по химии и информатике по теме "Предельные и непредельные углеводороды. Обобщение знаний"

Разделы: Химия, Информатика


Данный урок рассчитан на два академических часа (желательно спаренные). 

Цель урока: Отработать теоретические и практические навыки, закрепить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках по темам «Предельные и непредельные углеводороды», «Создание проектов с использованием Microsoft Office»; уметь самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником и дополнительной литературой, соблюдать правила работы в коллективе. Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы в сравнительном анализе свойств веществ, строении молекул; применять знания в нестандартных ситуациях (при оформлении анимированных презентаций, веб-страниц и газетных полос); закрепить навыки работы с реактивами и приборами, соблюдать технику безопасности.

Метод урока: проектная деятельность учащихся. 

Оборудование: проектор, компьютеры, сканер, химические реактивы, ватман, маркеры, дополнительная литература. 

Ход урока

I. Актуализация. Постановка целей и задач проектов. (5 минут)

Методические комментарии.

Выполнение проектов рассчитано на многократное повторение знаний полученных на предыдущих уроках, а также углублении их и умении представить изученный материал в виде готового продукта.

Учащимся предлагается поделиться на три рабочие группы. Каждая группа получает алгоритм выполнения работы в виде рабочих карт. Собрав нужную информацию (теоретический материал), каждая группа выделяет человека для выполнения практической части с использованием компьютера. Остальная часть группы выполняет лабораторно-практическую работу по определению химических свойств углеводородов, составляет отчет на листе ватмана.

Первая группа выполняет работу по поиску определений к терминам: химическая связь, энергия и длина связи. Оформляет таблицу: качественные и количественные характеристики связи, используя дополнительную литературу. Создает в программе Word газетную полосу и оформляет ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта. Готовит стендовый отчет по лабораторной работе «Свойства полиэтилена». Как итог, представляет устный отчет по выполненному проекту.

Вторая группа выполняет работу по сбору материала о пространственном строении молекул разных веществ, положения электронных облаков относительно плоскости молекул. Создает в программе Power Point презентацию и оформляет ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта. Готовит стендовый отчет по лабораторной работе «Получение этилена и опыты с ним». Как итог, представляет устный отчет по выполненному проекту.

Третья группа выполняет работу по сбору материала о свойствах разных классов углеводородов (алканы, алкены, алкины, алкадиены и циклоалканы). Представляет в виде сравнительной таблицы свойства этих классов, а так же виды изомерии и номенклатуры, характерные для этих классов; виды гибридизации и определения классов с общими формулами. В таблицу включает именные реакции, воспользовавшись дополнительным материалом. Готовит стендовый отчет по лабораторной работе «Получение ацетилена и опыты с ним».Как итог, представляет устный отчет по выполненному проекту.

II. Основная часть. (40 минут)

Сбор теоретического материала. Выполнение практических работ.

Методические комментарии.

В этой части урока учащиеся занимаются сбором и анализом информации из учебника и дополнительной литературы. Планированием действий команды (куда, кому, зачем, что делать).

Рабочая карта 1

Алгоритм выполнения работы для первой группы

Теория: Найти определения к терминам: химическая связь, энергия и длина связи. Записать в таблицу: качественные и количественные характеристики связи.

Дополнительная литература:

  1. «Репетитор по химии» под редакцией А.С. Егорова, ФЕНИКС, Ростов-на-Дону, 2004.
  2. Химия для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, Москва, «Высшая школа», 2002.

Практическая работа: создать в программе Word газетную полосу. Оформить ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта.

Указания к выполнению проекта.

  • Это должен быть текстовый документ (формат листа А4 ), размер шрифта 10, межстрочный интервал – 1.
  • Все заголовки в тексте – из коллекции WordArt.
  • Обязательно включить в текст рисунок. Установить обтекание рисунка текстом (вокруг рамки или по контуру).
  • Желательно расположить текст в 2-3 колонки.
  • Включить в работу таблицы, списки.
  • На листе должна быть рамка (прямоугольная или рисунок , в оттенках серого).

Примерный результат готового проекта

 
Рис. 1

Лабораторная работа: «Свойства полиэтилена»

  1. Образец полиэтилена нагреть не сильно над пламенем спиртовки с помощью щипцов. Наблюдайте постепенное его размягчение, стеклянной палочкой измените его форму. Можно ли изменить форму полиэтилена после остывания?
  2. Подожгите образец полиэтилена. Горит ли образец вне пламени? Какого цвета пламя? Образуется ли при этом копоть? Обладают ли продукты горения запахом?
  3. В пробирки с бромной водой и перманганатом калия поместите образцы полиэтилена. Происходит ли изменение окраски растворов?
  4. В пробирку с серной кислотой поместите кусочки полиэтилена. Действует ли кислота на полимер?
  5. Какие выводы можно сделать о свойствах полимера?
Рабочая карта 2 

Алгоритм выполнения работы для второй группы.

Теория: собрать материал о пространственном строении молекул разных веществ, положения электронных облаков относительно плоскости молекулы.

Дополнительная литература

  1. Органическая химия А.А. Петров Москва, Высшая школа, 1985.
  2. Строение и свойства органических веществ В.М. Потапов, Москва Просвещение, 1974.

Практическая работа: создать в программе Power Point презентацию и оформить ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта.

Указания к выполнению проекта.

  • Работа должна состоять не более чем из 3 слайдов;
  • Обязательное использование автофигур. Выполнение действий: порядок, поворот;
  • Использование эффектов анимации. В части анимирования перекрытия облаков, использовать эффект «пути перемещения»;
  • Не допустимо использование графических объектов без сопроводительной информации;
  • Оформление презентации должно быть корректным с точки зрения дизайна.

Примерный результат готового проекта


Рис. 2

Лабораторная работа: «Получение этилена и опыты с ним»

  1. Соберите прибор, как показано на рисунке 3, проверьте его герметичность. В пробирку поместите смесь спирта и серной кислоты в соотношении 1:3, положить в смесь прокаленный речной песок. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Нагревайте пробирку осторожно.

    Рис. 3
  2. Конец газоотводной трубки поместите в раствор бромной воды, наблюдайте за происходящими изменениями.
  3. Затем проделайте те же манипуляции, но с раствором перманганата калия. Наблюдайте за происходящими изменениями.
  4. Выну газоотводную трубку, подожгите выделяющийся газ. Каким пламенем он горит?
  5. Объясните происходящие явления. Составьте уравнения химических реакций.

Рабочая карта 3

Алгоритм выполнения работы для третьей группы.

Теория: собрать материал о свойствах разных классов углеводородов (алканы, алкены, алкины, алкадиены и циклоалканы). В виде сравнительной таблицы представить свойства этих классов, а так же виды изомерии и номенклатуры, характерные для этих классов; виды гибридизации и определения классов с общими формулами. Включить именные реакции, воспользоваться дополнительным материалом. Таблица поможет в разработке структуры будущего сайта.

Дополнительная литература:

  1. Химия О.С. Габриелян, Дрофа, 2006.
  2. Органическая химия А.А. Петров Москва, Высшая школа, 1985.
  3. Химия для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, Москва, «Высшая школа», 2002.

Дополнительный материал:

Практическая работа: создать сайт с прозрачной структурой, в котором разместить собранную информацию. Оформить ее в соответствии с указаниями к выполнению проекта.

Указания к выполнению проекта.

Создать HTML-документ, используя дополнительный материал к данному заданию (разбить страницу на фреймы, сделать ссылки).

  Алканы Циклоалканы Алкены Алкины Алкадиены
Общая формула,вид гибридизации          
Виды изомерии          
Характерные химические свойства          
Реакция Семенова  
Реакция Вюрца  
Реакция Кучерова  
Реакция Лебедева  
Правило Марковникова  
Правило Зайцева  

Примерный результат готового проекта

 
  Рис.4

Лабораторная работа: «Получение ацетилена и опыты с ним»

  1. Соберите прибор, как показано на рисунке 3, проверьте его герметичность. В пробирку поместите немного воды и кусочек карбида кальция. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
  2. Конец газоотводной трубки поместите в раствор бромной воды, наблюдайте за происходящими изменениями.
  3. Затем проделайте те же манипуляции, но с раствором перманганата калия. Наблюдайте за происходящими изменениями.
  4. Объясните происходящие явления. Составьте уравнения химических реакций.

III. Защита проектов. Рефлексия. (35 минут)

Группы представляют полученные результаты, обосновывают процесс проектирования, знакомят с содержанием проекта в виде устного отчета.

Методические рекомендации:

Основным результатом рефлексии является выявление и осознание основных компонентов деятельности, необходимых для дальнейшей работы или корректировки образовательного пути. Рефлексию можно проводить письменно или устно.

Схема рефлексии 

  1. Появились ли у вас новые знания умения в процессе работы над своим проектом?
  2. Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях?
  3. Что в работе над проектом было наиболее интересным?
  4. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  5. Каковы ваши ощущения от выполненной работы?
  6. Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?

IV. Итоги урока. (8 минут)

 

V. Домашнее задание. (2 минуты)

Восполнить пробелы в знаниях, которые выявились при выполнении и защите проектов.