Интегрированный урок математики и технологии в 3-м классе по теме "Замечательный куб". Многогранники в математике и в жизни

Разделы: Технология, Начальная школа


В свою практическую деятельность современный учитель вносит коррективы, связанные с требованиями новых нормативных документов. Новый государственный образовательный Стандарт диктует новые условия организации образовательного процесса. В Стандарте говорится, что необходимо «разнообразие организационных форм…, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Вестник образования России, январь 2* 2009, с.47].

В нашей статье мы представляем интегрированный урок, который, при правильном и уместном его использовании, создаёт условия для самостоятельного успешного усвоения учащимися знаний, умений, видов и способов деятельности, для формирования универсальных учебных действий (УУД).

Учебно-методический комплект «Гармония», по которому мы работаем, предоставляет большое поле деятельности для организации и проведения интегрированных уроков. Содержательные линии предметных областей данного УМК пересекаются, что позволяет учителю вести пропедевтическую работу на одном предмете и использовать ранее изученный материал на другом. Такие предметы, как «математика» и «технология», очень успешно сочетаются, так как имеют много общих точек соприкосновения в применении полученных учащимися на обоих уроках знаний. Во время интегрированных уроков успешно достигаются метапредметные результаты освоения учебного материала. На таких уроках у учащихся формируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, они учатся использовать знаково-символические средства представления информации (чертежи, таблицы, схемы, учебные модели). Всё вышесказанное можно увидеть в нашем конспекте.

Цели урока (предметные):

  • совершенствование представлений о геометрических фигурах (квадрате, кубе);
  • совершенствование вычислительных умений учащихся;
  • обучение чтению и построению эскиза и развёртки куба.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

Познавательные:

  • овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять графические построения по заданным параметрам.

Коммуникативные:

  • договариваться о совместной деятельности;
  • учиться вести диалог в совместной работе.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы учащихся;
  • набор геометрических фигур;
  • чертёжные инструменты (линейки, угольники, циркули, простые карандаши, трафаретные линейки);
  • шаблоны кругов, памятки, толковые словари;
  • мультимедийное оборудование.

Ход урока

(Учащиеся сидят тремя группами).

1. Организационный момент.

Учитель математики (далее сокращение У(м)): Сегодня вы видите на уроке сразу двух учителей. Какие предметы они преподают? Чтобы выполнить программу урока, вам сегодня понадобятся знания обоих предметов.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1.«Математическая разминка» (самостоятельная работа по карточкам).

(Учитель раздаёт детям карточки с изображёнными на них плоскими и объёмными геометрическими фигурами.)

У(м): Перед вами листок с геометрическими фигурами. Вам надо распределить фигуры на две группы, как вы это сделаете? (Плоские и объёмные.)

- Назовите знакомые вам плоские геометрические фигуры. (Круг, овал, треугольник, четырёхугольники, многоугольники.)

- Назовите среди них знакомые вам четырёхугольники. (Прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, параллелограмм.)

2.2. «Вспоминай-ка» (повторение свойств квадрата).

У(м): Послушайте загадку и отгадайте, о какой геометрической фигуре идёт речь. Вспомните её свойства.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад, как зовут его? ... (Квадрат.)

Дети:

  1. Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.
  2. Все углы квадрата прямые.
  3. Диагонали квадрата равны, точкой пересечения делятся пополам.
  4. Диагонали квадрата пересекаются под прямым углом.

У(м): Какая объёмная геометрическая фигура очень похожа на квадрат, и их даже иногда путают? (Это куб.)

- Сколько у куба граней, рёбер? (6 граней, 12 рёбер.)

3. Введение нового материала.

У(м): Вы вспомнили геометрические фигуры. А зачем нам в жизни знать и уметь различать формы этих фигур? Вычислять их периметр и площадь?

(Ученики высказывают свои предположения. Например, мы живём в прямоугольных или квадратных комнатах, нам надо сделать ремонт, мы сможем посчитать, сколько нам нужно строительных материалов. Мы решили построить забор вокруг участка, нам надо знать его периметр, чтобы рассчитать количество досок или сетки и т.д.)

Учитель технологии (далее сокращение У(т)): Назовите предметы из окружающего нас мира, которые имеют форму куба. (Коробка, телевизор, шкаф, музыкальный центр, колодец, кусочек сахара и др.)

- Чтобы изготовить любое изделие, надо знать, как оно устроено, какую форму и размер имеют детали, материал, из которого они сделаны, как соединены детали между собой. Все эти сведения можно узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.

3.1. Работа по расширению словарного запаса учащихся.

(Учителя раздают в группы толковые словари.)

У(т): Сегодня мы с вами узнаем, что называется чертежом, научимся читать и строить самостоятельно эскиз развёртки куба. Узнаем, что обозначают эти, может быть, не совсем понятные вам слова. Возьмите толковые словари и найдите значение слова, написанного на ваших карточках.

(Дети в группах получают карточки со словами: чертеж, развёртка, эскиз. Каждая группа находит значение своего слова в словаре и читает вслух для всех.)

Чертеж – это условное изображение изделия, выполненное по определённым правилам с помощью чертёжных инструментов.

Развёртка – плоская заготовка или чертёж плоской заготовки, из которой получают объёмную форму детали или конструкции путём изгибания.

Эскиз – предварительный, неоконченный рисунок, набросок.

У(т): На чертеже можно увидеть несколько видов изделия, т.к. мы можем по-разному смотреть на изделие: спереди, сверху или слева (сбоку). Часто на чертеже изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с реальным предметом, но размеры проставляют действительные.

Чтобы лучше представить необходимое изделие, иногда используется эскиз или технический рисунок заданного изделия. Он выполняется от руки на глаз, и выдерживает соотношения между отдельными частями предмета.

4. Практическая деятельность учащихся.

4.1. Вычерчивание квадрата. Нахождение его периметра и площади.

У(т): Давайте при помощи чертёжных инструментов начертим квадрат. Какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Бумага, трафаретная линейка, карандаш.)

Возьмите лист белой бумаги, приложите к нему трафаретную линейку и обведите простым карандашом контур квадрата.

(Ученики выполняют задание.)

У(м): Вы умеете находить периметр и площадь квадрата. Я предлагаю найти периметр и площадь ваших собственных квадратов. Давайте вспомним, что вам необходимо знать, чтобы выполнить это задание. (Необходимо измерить длину стороны квадрата. Помнить, что периметр – это сумма длин всех сторон квадрата, а чтобы найти площадь, надо длину умножить на саму себя.)

(Далее учащиеся работают в тетрадях и вычисляют значения периметра и площади. Полученные ответы произносятся вслух и несколько отличаются друг от друга.)

- Почему у вас не совсем одинаковые ответы? (Это зависит от точности измерений и правильности вычислений.)

- Когда нам понадобится высокая точность при измерении периметра и площади? (Дети высказывают свои предположения: например, при сборке самолета, космического корабля, и т.д.)

и Сейчас вам нужно будет вырезать начерченный квадрат. Прежде, чем это сделать, вспомните правила безопасности при работе с ножницами.

(Лист с правилами (см. Приложение 1) лежит у каждой группы учащихся на столе. Один учащийся читает правила вслух. Дети выполняют практическую работу по вырезанию квадрата, начерченного по трафаретной линейке.)

4.2. Вычерчивание развёртки куба.

У(т): Можно ли, воспользовавшись шаблоном квадрата, начертить развёртку куба? (Да, если 6 раз обвести по шаблону квадрат.)

- А существует ли правило расположения этих 6 квадратов? (Стороны хотя бы двух квадратов должны соприкасаться друг с другом.)

- Попробуйте обвести шаблон квадрата 6 раз так, чтобы получилась развёртка куба.

(Дети самостоятельно создают развёртку куба.)

У(м): Найдите периметр фигуры, которая у вас получилась. Решение и ответ запишите в тетради.

4.3. Физкультурная минутка.

У(м):

Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развесёлый чудачок.

(Дети хором произносят стихотворение и рисуют в воздухе соответствующие геометрические фигуры.)

4.4. Работа по складыванию развёртки.

У(т): Чтобы узнать, правильно ли вы выполнили развёртку, необходимо вырезать изделие и сложить по рёбрам, которые по-другому называются линиями сгиба.

У кого после сборки получился куб? А у кого нет? Почему? Как выдумаете, сколько может быть вариантов развертки куба? (Дети высказывают свои предположения.)

- Открою вам секрет, что всего можно начертить 11 вариантов развёрток, при сложении которых получится куб. Посмотрите на презентацию и вы увидите все возможные варианты развёрток куба (см. Приложение 2).

4.5. Работа по сборке изделия (куба).

У(т): Мы с вами попробовали выполнить развёртку куба, но после сборки куб оказался не очень прочным. Почему так произошло? (Мы его не склеивали.)

- А что надо добавить в наш чертёж, чтобы получилась прочная конструкция? (Части для склеивания – «крылышки».)

- Давайте возьмём заготовку развёртки куба, начерченную на листе картона, добавим к ней недостающие детали.

(Дети под руководством учителя берут со своего стола заготовку развёртки и рисуют «крылышки» простым карандашом от руки).

- Из уроков технологии вы знаете, что картон – плотная бумага. Складывать его по прямым линиям ровно очень трудно, тем более, если это такой маленький куб. Что же нам необходимо сделать? (Провести по линиям сгиба линии ножницами).

- Сложите развёртку по линиям сгиба. Нанесите клей на цветную сторону «крылышек». Соберите конструкцию.

4.6. Создание собственных моделей.

У(м): У каждого из вас получился куб. А теперь попробуем сделать обратное: получить из кубов, путём склеивания, квадраты. Подумайте, как необходимо склеить полученные кубы, чтобы на столе получился квадрат. (Кубы надо расположить по 3 штуки в ряд, а рядов должно быть тоже 3.)

- Почему именно так необходимо расположить кубы? (У квадрата все стороны одинаковые.)

У(т): Возьмите в руки клей и склейте кубы между собой. Поднимите вверх получившуюся фигуру. Как вы думаете, какой предмет мы можем собрать, если склеим все заготовки вместе, располагая их, друг над другом? (Большой куб.)

- Есть замечательная развивающая игрушка, похожая на нашу конструкцию. Что это? (Это кубик Рубика.)

- Посмотрите отрывок из мультфильма «Коробка с карандашами» (идёт видеоролик), и вы увидите, как собирается и разбирается кубик Рубика.

Давайте соберём свой собственный кубик Рубика 3 «А». Выберите одного представителя от группы, который будет участвовать в создании конечной модели куба.

(Представители групп совместно с учителем склеивают модель, а остальные ученики вырезают из жёлтой бумаги по нарисованному контуру заготовки для будущих смайликов.)

5. Итог урока.

У(м) и у(т): Сегодня на уроке вы применили имеющиеся у вас знания, полученные на двух предметах, а результатом работы стал именной кубик 3 «А», который мы будем использовать на уроках математики.

6. Оценивание учащимися своей работы.

Каждому ученику даётся маленький круг, на котором он рисует смайлик, отражающий его собственную оценку урока (смайлики радостный, грустный, спокойный). Команда приклеивает смайлики на модель квадрата, вырезанного из листа цветной бумаги. Все квадраты располагаются на доске. По желанию, представители команд дают словесную оценку полученного результата.