Внеклассное мероприятие на тему "Этикет. Правила поведения в общественном транспорте"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: прививать у воспитанников навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами.

Этапы мероприятия

Деятельность воспитателя

Методические приемы

Организационный момент.

Вводная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объявление темы, раскрытие ее значения.

 

 

Игра “Доскажи словечко”.

 

 

 

 

 

 

Беседа по теме.

 

 

 

 

 

Игра “Вежливые слова”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление полученных знаний, итог мероприятия

Приветствие.

– Для того чтобы узнать тему нашего мероприятия, я приготовила для вас загадки. На доску вы будете вешать первые буквы из отгадок.

1) Ты кричал – оно молчало,
Ты молчал – оно кричало. (Эхо)

2) От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит …  (тень)

3) Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

4) Не огонь, а жжется. (Крапива)

5) Зимой и летом –
Одним цветом. (Ель)

6) Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор) [6].

– Какое слово у нас получилось?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
– Сегодня мы с вами будем беседовать об этикете. Кто из вас знает, что такое этикет? Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.
– Как вы думаете, почему необходимо знать и соблюдать правила этикета?

Воспитатель говорит предложения, а дети хором дополняют его.

1) Растает даже ледяная  глыба
От слова теплого …    (“спасибо”)

2)  Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (“Добрый день”)

3) Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: “Извините, … (“пожалуйста”)

4) И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (“До свидания”) [5].  

– В каждой области нашей жизни, как вы знаете, существуют какие-то определенные правила. В связи с этим выделяют разные виды этикета:

  • речевой этикет;
  • этикет телефонного разговора;
  • этикет в общественных местах;
  • столовый этикет;
  • гостевой этикет;
  • семейный этикет;
  • этикет в тяжелых жизненных ситуациях [2].

 – Для начала, давайте вспомним вежливые слова.

Воспитатель кидает мячик учащимся, а они, в свою очередь называют вежливые слова и кидают его обратно.

– На ваш взгляд, от чего зависит сила “волшебных слов”?  Поделюсь с вами одним секретом: сила “волшебных слов” зависит от того, как вы их скажите. Если  вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаетесь, то будет успех, а если наоборот, резким тоном, отвернувшись в сторону, то хорошего результата не будет.   

– Сегодня мы с вами затронем лишь одну грань этикета – правила поведения в общественном транспорте. Как называется человек, передвигающийся в транспортном средстве, но не управляющий им? (Пассажир).

Воспитатель выбирает водителя, который сядет впереди.

– Ребята, пока мы едем, скажите, пожалуйста, как правильно и как не нужно себя вести пассажирам в общественном транспорте?

1. Во время движения транспорта руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель.
2. Разговаривать во время движения с водителем нельзя.
3. Нельзя высовываться из окна.
4. Нельзя вставать ногами на сиденье.
5. Нельзя ходить по автобусу во время движения.
6. В автобусе нельзя громко разговаривать.
7. Нельзя толкать локтями других пассажиров, стремясь войти первым.
8. Уступать место старшим, женщинам и детям, больным.

После каждого пункта воспитатель задает вопрос: почему необходимо соблюдать это правило?
– Давайте соберем из карточек наш девиз. Наш девиз: “В общественном транспорте, друзья,Буду самым внимательным пассажиром я!” [3].

– Какое качество нужно проявлять по отношению к другим пассажирам?
– Помимо внимания важно проявлять и другие качества. Какие? Давайте с вами продемонстрируем одну ситуацию.  Для начала, послушайте, пожалуйста, отрывок из рассказа.

“Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.
– Садитесь, пожалуйста!
– Ну что ты … Спасибо.… Не надо…
– Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет”
[1].

Проявила ли эта девочка вежливость? А тактичность, т.е. не задела ли она чувства этой женщины?

Вывод: вежливость и тактичность это не одно и то же.

Дети правильно инсценируют эту ситуацию

Сегодня мы с вами поговорили об этикете. Дайте определение этикету.

– Важно ли знать и соблюдать правила этикета? Почему? Кто помнит, от чего зависит сила “волшебных слов”?

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ. [4]

– Ребята, вы сегодня замечательно поработали, молодцы!

 

Словесный метод (объяснение)

Художественное слово (загадки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод (вопросы, пояснение)

 

 

Словесный метод
(художественное слово)

 

 

 

 

 

Словесный метод (напоминание, беседа)

 

 

 

 

Игровой метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод

 

 

 

 

Словесный метод (уточнение, вопросы)

 

 

Художественное слово

Литература:

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1980.
2. https://urok.1sept.ru/articles/594923/
3. https://urok.1sept.ru/articles/520717/
4. https://urok.1sept.ru/articles/585746/
5. https://urok.1sept.ru/articles/314698/
6.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.