Литература
-
Разработка урока по литературе по теме: "Уроки Митрофанушки, или Как боролись традиции и новаторство" (8-й класс) 2005
Урок литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" называется "Уроки Митрофанушки, или как боролись традиции и новаторство". Он рассчитан на учащихся 8-х классов, занимающихся по учебнику "В мире русской литературы" под редакцией Кутузова. Основной целью его является формирование глубокого понимания литературоведческих категорий "традиция" и "новаторство". Дети получают возможность ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.
-
"Кто прав – Настя или Митраша?" (урок-диспут по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца") 2005
Урок–диспут по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» проводится в 6 классе и представляет собой форму дискуссии, которая позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство учащихся в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, возникающее в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Такая форма урока позволяет обратить внимание на культуру речевого общения во время спора, на умение спокойно выслушивать доводы оппонента и ясно излагать свою точку зрения.
-
Интегрированный урок по творчеству М.М. Пришвина в 7-м классе по теме: "Очарованный странник" 2005
Цель работы показать, что книги Пришвина нельзя пересказать, а можно только удивиться, как умел он услышать живое и как, потеряв реальную любовь, сумел восстановить свою душу в любви к Родине, к природе.
-
Спешите делать добрые дела (конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2005
Урок "Спешите делать добрые дела" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 8-го класса. Данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.
-
Внеклассное чтение по литературе в 10–11-х классах по теме: "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В. Маканина "Кавказский пленный" 2005
Данный урок является уроком внеклассного чтения по теме "Человек и война". Он продолжает начатый разговор о человеке и войне на предыдущих уроках. Особенность этого урока состоит в том, что речь идёт о войне, свидетелями которой являются ученики, и поэтому проблемы этой войны не могут оставить ребят равнодушными. Расширяя представление о кавказской национальной проблеме, ставлю перед собой главную цель - показать процесс зарождения и развития кавказского мифа и его разоблачение в рассказе Владимира Маканина "Кавказский пленный", напечатанный в журнале "Новый мир" (№4) за 1995 год. Этот рассказ интересен своей проблематикой, её актуальностью, необычным художественным почерком писателя. Данный урок способствует формированию интереса к произведениям современной литературы, к новым литературным именам.
-
Личностно-ориентированный урок развития речи 2005
Личностно-ориентированный урок - это такой урок, на котором ученик является субъектом обучения, поскольку ребенок развивает свой творческий потенциал. Именно на уроках русского языка и литературы учитель может создавать условия для совершенствования творческих возможностей учащихся. Учитель пытается разнообразить содержательную сторону урока, придумывает интересные задания. Все это имеет большое значение. Но отсутствие системы (а система предполагает осознанность и систематичность) не позволяет говорить о том, что эти действия стабильно влияют на образовательный процесс. Только ежедневная работа учителя по формированию у учащихся умения самостоятельно делать выбор уровня сложности позволяет говорить о целенаправленном саморазвитии и самосовершенствовании ребенка.
-
Изучение лирики 2005
Богатства поэзии огромны. Как же я приобщаю своих учеников к поэзии? Два-три урока в году я посвящаю беседе о том, что такое стихи, в чем их отличие от прозы, даю ребятам теоретические сведения о ритме, об образной системе стихотворения. Существует методика обучения выразительному чтению. С основными правилами я знакомлю ребят и объясняю им, что искажение ритмики, музыкальности стихотворения ведет к недостаточно полному и правильному пониманию тех мыслей и чувств, которые выразил поэт. Поддерживая интерес к поэзии, я стремлюсь разнообразить формы уроков. Провожу уроки-беседы, уроки-портреты, где главным является слово о поэте, литературно-музыкальные композиции, уроки-рецензии. Поэзия - это одно из проявлений жизни, ее крылья. Можно не любить отдельные стихи, но нельзя не любить и не понимать поэзию.
-
Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы" 2005
Урок воспитывает интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным традициям России. Урок в форме игры "Колесо литературы" способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
-
Спор М. Горького и Л. Андреева о человеке, России и будущем 2005
Уроки - диалоги строятся по единой схеме: чтение и анализ произведений разных писателей с похожей судьбой, с общей темой или по-разному рассматривающими тот или иной вопрос. Данные уроки интересны именно сравнением и моделированием диалога между одним художником слова и другим. Интересно находить общее и различное в мыслях авторов, комментировать самостоятельно то, что понял, находить и приводить аргументы в доказательство собственных мыслей, тем самым учиться сопоставительному анализу и внимательному чтению.
-
Проверочные работы по литературе 2005
Представлен один из способов контроля за самостоятельным чтением учащихся в10 классах. Проверочные задания составлены самими ребятами.
-
"Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания 2005
Урок соответствует всем требованиям программы и задачам образования на современном этапе; спроектирован с учётом обязательного минимума содержания общего образования по литературе и музыке. Материал урока рассчитан на 2 часа. Межпредметная интеграция способствует эмоционально-эстетическому восприятию учащимися произведений духовного содержания, даёт представление о нравственных вечных ценностях.
-
Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7-м классе. Модуль урока по теме: Луиджи Пиранделло. "Черепаха" 2005
Каждому ученику необходимо дать возможность реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
-
Продолжение работы на неосвоенной школьной территории (год спустя после начала поисков путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2005
Вопрос о влиянии двуязычия как на чистоту родной речи, так и на общее интеллектуальное развитие не может не вызывать интереса в наше время в школах, в которых обучаются дети-мигранты. Для большинства из них двуязычие не является благоприятствующим фактором развития. В статье идет разговор о том, как и чем может помочь детям-мигрантам учитель русского языка и литературы, без поддержки которого детям не обойтись. К сожалению, совместная работа учителя с учащимися-мигрантами проходит на неосвоенной школьной территории: без правовой и методической поддержки.
-
Урок литературы. Урок-спектакль "Играем жизнь"(по рассказам М.Зощенко) 2005
Урок-спектакль "Играем жизнь" - это литературный монтаж на основе художественных произведений (рассказов М. Зощенко). В основе сценария лежат: "Аристократка", "Баба", "Про Любовь", "Артист" и "Прелести культуры". Сценарий представляет собой спектакль в спектакле. Действие разворачивается на сцене и в зрительном зале. Результативность таких уроков сказывается в существенно ином понимании художественного произведения, его нравственной, идейной основы, эмоциональной яркости, психологическом комфорте, педагогике сотрудничества, навыках самообразования.
-
Дидактические игры на уроке литературы 2005
Широкое использование игры на уроках литературы направлено на развитие активности учащихся, Познавательной деятельности; игра стимулирует творческое мышление, создает мотивацию к обучению, формирует коммуникативные качества.
-
Интегрированный урок обществознание — литература, 7-й класс 2005
Цель урока: воспитание нравственных качеств учащихся; формирование понимания поступков, мотивов поведения людей через изучение литературного произведения Е. Носова "Кукла" и правоведческого материала. Данный материал может быть использован на уроках обществознания, а также классными руководителями для проведения часов общения.
-
Евангелие на уроках литературы (методические разработки) 2005
Свою задачу в воспитании учащихся учитель должен видеть прежде всего в нрав-ственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества. Источником нравственного воспитания учащихся на уроках литературы является художественный текст. Евангелие - это вечный источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость. Исследованию евангелистских мотивов в русской литературе и возможному использованию их на уроках литературы посвящена данная работа.
-
Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение) 2005
Нравственный потенциал ученика, как правило, достаточно легко выявить через анализ любого художественного произведения в рамках школьной программы. Но хотелось бы, чтобы ответы ребят и их внутренние ощущения существовали в гармонии, шли от души. Это возможно на уроках откровения, которые часто я провожу как заключительные уроки темы. Данный урок предполагает нравственно - эстетический анализ образов героев в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
-
Урок литературы по учебному пособию "Вокруг тебя мир…"(6 класс). Вл. Железников "Чучело", "Чувствовать чужую боль…" 2005
Урок-размышление с элементами театрализации знакомит учащихся с творчеством Владимира Железникова и воспитывает у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
-
Читательская конференция в 8-м классе по теме: «Подросток в повести Г. Михасенко "Милый Эп"» 2005
Целью урока заключается в том, чтобы проанализировать и обсудить произведение о первой любви, показать сложный духовный мир подростка, становление личности.
-
К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" 2005
Актуальность изучения произведения. Урок 1. Любовный треугольник. Находим выход из ситуации. Новые люди в романе. «Моральный кодекс» героев Чернышевского. Уроки 2,3. Особенный ли человек Рахметов? Его роль в романе. Разговор о лачугах и дворцах. Самооценка учащихся. Кому адресован вопрос автора? Есть ли ответ в романе?
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Урок внеклассного чтения: "Все мы родом из детства" 2005
В подростковый период проблема взаимоотношения "отцов и детей" звучит особенно остро. Этим обусловлен выбор сказки С. Экзюпери "Маленький принц". Форма работы - общеклассная, так как идейное содержание произведения сложно и многогранно. Главный вопрос: "Что такое счастье и как найти взаимопонимание со взрослыми?". Для активизации читательского интереса использовались иллюстрации к произведению. Эмоциональное завершение - создание общей фотографии.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" 2005
Основная цель уроков по биоэтике - соединить научные знания с эмоциональным восприятием окружающего мира, создать культ живого. Наиболее удачно это реализуется через интеграцию таких учебных предметов, как биология и литература. Цикл включает уроки:"Скопление чудных тварей, или суд над насекомыми", "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" "Карнавал животных", "Человек - вершина эволюции или эволюционный тупик?". Эти уроки учат детей доброте, милосердию, осознанию себя частью природы.
-
Урок-конференция по литературе "Добро должно быть с кулаками!?"по повести В. Железнякова "Чучело", 7 класс 2005
Урок-конференция является опорным для формирования этических норм взаимоотношений подростков, нравственных законов героев В.Железнякова, анализа художественного произведения, развития коммуникативных и творческих способностей учащихся.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.И.Просекина "Милочка". "Хочу жить как мне хочется, а не как живется" 2005
Изучение творчества писателей Восточной Сибири способствует воспитанию любви и уважения к родному краю, людям, населяющим его. Учащиеся задумываются над нравственными проблемами общества.
-
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 2005
Цели урока - на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию; работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа; воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться; совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского" 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая "свой труд в труд своей республики", Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства; формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой; Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план; Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО + музыка. "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке", 8-й класс 2005
Интегрированный урок в 8 классе по поэзии Н.Рубцова, живописи русских художников-пейзажистов, музыке С.Рахманинова ставит своей целью выяснить, как отражается человеческая душа в лирике, показать внутреннюю связь разных видов искусств. Задача урока - развитие фантазии, творческого начала, музыкальности, ассоциативного мышления учащихся - подчинена воспитанию патриотических, гуманных чувств, слушательской культуры.
-
Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности 2005
Традиционный характер обучения, когда учитель передает учебную информацию учащимся в проанализированном и обобщенном виде, а учащиеся лишь запоминают, не отвечает требованию формирования интеллектуально развитой, нравственной личности, социально адаптивной, способной к реализации и развитию своих духовных и природных творческих возможностей. Исключительно эффективным способом формирования нравственной активной личности являются активные формы и методы обучения, как-то: проблемные методы обучения, диспуты, семинары, инсценировки, конференции, творческие работы, общение и т.д.