Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема: "Базаров и его родители" 2005

    Автор: Волкова Марина Геннадиевна

    В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье. Семья - основа нравственного благополучия во все времена. Проблема взаимоотношений в семье имеет множество аспектов. Одним из направлений в решении вопросов семейных взаимоотношений является литература. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" явился ответом на решение данной проблемы. Базаров - человек дела, между ним и его родителями нет духовного родства, но их объединяет наличие душевных качеств: любовь, искреннее дружелюбие, уважение. Горе родителей, потерявших своего сына, беспредельно. Дети ответственны за душевный покой своих родных людей. Их долгая жизнь - в руках сыновей и дочерей.

  • Урок-игра в 9-м классе по теме: "Русская литература XVIII в." 2005

    Автор: Вениаминова Ольга Павловна

    Данный урок представляет собой урок-обобщение знаний учащихся, проходящий в нетрадиционной форме урока-игры. Проведение урока в данной форме позволяет не только систематизировать знания учащихся, но и формирует у них умение работать в коллективе, развивает коммуникативные навыки и артистические способности, выявляет творческий потенциал детей, способствует познавательной активности учащихся и вызывает интерес к изучаемому предмету.

  • Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина" 2005

    Автор: Полунина Галина Михайловна

    Как известно, главная задача учителя - словесника - привить любовь к книге, научить наслаждаться чтением, находить в произведении близкое своим мыслям и чувствам, открывать разнообразный мир человеческих отношений, брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Эту задачу помогает решить урок- презентация "Творчество М.Н.Щукина".

  • Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре: материал к интегрированному уроку литературы и мировой художественной культуры 2005

    Автор: Рожановская Нина Ивановна

    В статье сопоставляются тема Вавилонской башни в произведениях русской литературы и неосуществленный замысел возведения "Вавилонской башни" Дворца Советов Б. Иофана на месте Храма Христа Спасителя. Материал может быть использован на уроках по темам "Утопия и антиутопия в русской литературе", "Жанр и смысл названия повести А. Платонова "Котлован" и другие.

  • Программа элективного курса "Семейная хроника в русской литературе XIX–XX веков" 2005

    Авторы: Костылева Татьяна Александровна, Немцева Светлана Равиновна

    Данная программа нацелена на изображение истории семьи и ее традиций в русской литературе. Целью курса является знакомство учащихся с творческой биографией и отдельными произведениями русских писателей. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений. Он рассчитан на учащихся 10-11 классов.

  • Конспект урока: "Слово о полку Игореве"— величайший памятник древнерусской литературы 2005

    Автор: Чумакова Ирина Валериевна

    Цель данного урока - интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича, его последствиями и значением для Руси. Соединение словесных, зрительных, музыкальных образов способствует целостности восприятия художественного произведения, формированию "художественного вкуса" учащихся. Каждый ученик включается в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и делает для себя открытие в уже знакомом материале.

  • М.Ю. Лермонтов как переводчик. Интерпретация сонета А. Мицкевича "Вид гор из степей Козлова" 2005

    Автор: Гусева Галина Михайловна

    Предлагаемая разработка урока предполагает знакомство с одним из произведений А. Мицкевича в оригинале и в переводе М.Ю. Лермонтова, с целью сопоставления двух культур и выявления их особенностей. Данный интегрированный урок способствует формированию у учащихся знаний в области польской и русской литератур. Кроме того, предложенные формы работы с учащимися направлены на закрепление ранее полученных знаний по теории литературы, литературоведению, польскому языку и переводоведению.


  • Духовный опыт детства (Мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. Н. Крупина "Дымка") 2005

    Автор: Колышницына Татьяна Климентьевна

    Мастерская ценностных ориентаций - это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности. Мастерская посвящена самому дорогому воспоминанию в жизни каждого - воспоминаниям о детских, радостных минутах, когда каждый постигает премудрости жизни. Цель ее: создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом соответствии с жизнью других людей; способствовать организации образовательного процесса, где на первое место выходит пробуждение благоговейного отношения к своему детскому опыту.

  • Изучение японских хокку в 6-м классе 2005

    Автор: Санникова Инна Иннокентьевна

    Изучение японских хокку развивает творческие способности учащихся, дает простор творческому воображению, воспитывает эмоциональную отзывчивость к культуре другого народа. В материале представлено описание урока, проведенного в Намской улусной гимназии. Цели урока: познакомить с творчеством Мацуо Басе, выявить особенности лирического мира японского поэта, дать понятие о жанре хокку.

  • Урок про литературе: "Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2005

    Автор: Бесчастная Елена Николаевна

    Уроку «Запорожская Сечь» на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», предшествовали уроки на тему: слово о Н.В. Гоголе. Историческая основа повести. Роль лирических страниц повести ( 1 – 2 гл., прощание с сыновьями, степь ). Необходимый элемент урока - экскурсия по воображаемому музею, кроссворд - поможет заинтересовать ребят, точнее воспринять историческую эпоху. Работа с текстом развивает читательскую зрелость, помогает воспитывать авторским словом.

  • Сопоставительный анализ на уроках литературы 2005

    Автор: Даутова Светлана Дульфатовна

    Герои Пушкина Германн, Алеко и Евгений Онегин стали предтечей героев – нигилистов в русской литературе второй половины XIX века. Автор показывает трудное движение человека к простым и понятным истинам, через какие испытания должен пройти человек, чтобы понять величие любви и дружбы. Пушкин впервые затронул тему злодеяния, тему преступления и показал, что преступление против человека ведет к отчуждению от общества, к душевному страданию и неизбежному наказанию за тщеславие, гордыню, грех убийства. Главное достояние гения Пушкина: он показал весь трагизм нигилистического сознания.

  • Портфолио как дидактическое личностно-ориентированное средство обучения написанию сочинений в 8–11-х классах средней школы 2005

    Автор: Перевощикова Майя Николаевна

    Данная статья рассчитана на учителей литературы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, которые владеют ПК и хотят разнообразить, сделать более продуктивной работу по подготовке к написанию сочинений, рекомендуется оригинальное средство обучения и разнообразный дидактический материал.

  • Урок-путешествие. Внеклассное чтение. М.М. Пришвин "Синий лапоть" 2005

    Автор: Тархова Наталья Борисовна

    Урок внеклассного чтения учит ребят понимать текст, находить и открывать новое о природе, животных, об охране окружающей среды.

  • Урок зарубежной литературы в 10-м классе по роману М. Митчелл "Унесенные ветром" или "Как выжить в эпоху перемен?" 2005

    Автор: Биренбаум Марина Яковлевна

    Современность требует от человека способности к диалогу культур, умения видеть мир через призму другого менталитета. Способствовать пониманию особенностей мировосприятия другого народа помогает изучение зарубежной литературы. В возрасте 16-17 лет активно формируется мировоззрение подростка, определяется позиция в отношении этических ценностей. Художественная реальность, созданная писателем, не только "высвечивает" личную проблему подростка, но и поднимает ее на общечеловеческую высоту, показывает те грани проблемы, о которых молодой человек ранее не задумывался. Для того, чтобы достичь этой цели, в Вятской гуманитарной гимназии был создан курс "Нравственно-этическая проблематика на материале литературы США". Один из уроков данного курса представляется автором.


  • Урок зарубежной литературы: "Песнь о Нибелунгах"— немецкий героический эпос 2005

    Автор: Маслак Наталья Владимировна

    Изучение русского героического эпоса - русских былин сопряжено не только с трудностью восприятия текста, стилистических приемов создания образов, но и осознания мотивации поступков главных героев. Поэтому целесообразно вначале обратиться к западноевропейскому героическому эпосу.

  • Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе 2005

    Автор: Ясинская Светлана Георгиевна

    В лингвистике композиция - сопоставление и противопоставление словесных рядов. В ее основе лежат 4 приема: повтор, усиление, противопоставление и монтаж. Композиционный анализ текста является ключом к постижению идеи. Методические приемы осмысления композиции: составление плана, сжатый пересказ, сопоставление эпизодов и образов, построение словесных рядов, отбор ключевых слов, поиск композиционных приемов, анализ сильных позиций.

  • Урок развития речи: "Роль детали в рассказе" 2005

    Автор: Краснова Нина Аркадьевна

    Урок разрабатывался для восьмого класса в рамках спецкурса "Теория и практика сочинений разных жанров", однако его можно использовать при изучении следующих тем: "Типы речи: повествование", "Повествование в рассказе", "Рассказ как малый эпический жанр" и т.п.

  • Интегративный урок (математика + литература) в 9-м классе по теме: "Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете математических законов" 2005

    Авторы: Митрофанова Нина Васильевна, Шохалова Наталья Павловна

    На уроке рассматриваем следующие понятия: сходство научных понятий "прогресс" и "прогрессия". "Движение вперёд" в философском и математическом смысле; условно "арифметическая прогрессия" в творчестве А.С. Пушкина "Тема похищения героини" (Людмила из романтической поэмы "Руслан и Людмила", Мария из южной романтической поэмы "Бахчисарайский фонтан", Дуня из реалистической поэмы "Станционный смотритель"); пентаграмма Пифагора как наглядное пособие для сравнительного анализа начального и конечного вариантов сборника А.С. Пушкина "Повести Белкина"; "золотое сечение" в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама", понятие о "золотом сечении" и один из способов деления отрезка в "золотом" отношении; числа Фибоначчи, числовая последовательность Фибоначчи в поэзии А.С. Пушкина; письменный блиц - опрос по одной из прочитанных глав романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

  • Урок-молитва по творчеству Леонида Андреева "Иуда Искариот" 2005

    Автор: Гребелюк Наталия Николаевна

    Урок в 11 классе по творчеству Л.Андреева рассчитан на 2 часа, завершает раздел "Серебряный век русской литературы". В повести Л.Андреев обращается к вечным проблемам доброго и злого в человеке, любви и предательства. Урок предоставляет учащимся возможность формирования навыков самостоятельной деятельности, литературных исследований, решения познавательно-проблемных задач.

  • Интерактивное обучение на уроках литературы. Дебаты по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2005

    Автор: Попова Анна Юрьевна

    Умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Дебаты - это своеобразные тренинги общения, способствующие развитию коммуникабельности, становлению активной субъективной позиции учащихся в учебной (и иной) деятельности. На интерактивных занятиях развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удастся реализовать две основные функции обучения в диалоговом режиме: решение диалоговых задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. В интерактивном обучении возникает потребность в пересмотре привычной оценки деятельности учащихся. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчётам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс.

  • Интегрированный урок "литература + психология" по теме: "Дружба, влюбленность, любовь" 2005

    Автор: Богатырева Ирина Ивановна

    Интегрированный урок литература + психология по теме "Дружба, влюбленность, любовь". Целью урока является раскрыть значимость дружбы, любви как высших человеческих чувств, воспитание культуры чувств. Содержание урока строится на литературном материале: стихи В. Высоцкого, Вс. Рождественского, Ф. Тютчева, А. Фета, письма и воспоминания Дидро, Штиглица, И. Тургенева, Л. Толстого и других.


  • Работа с учебниками на уроках литературы в 11-м классе 2005

    Автор: Панов Борис Александрович

    Сравнение статей об одной и той же личности или литературном направлении из разных школьных учебников по литературе, издававшихся на протяжении 20 века, дает прекрасный материал для анализа и характеристики официальной идеологии в момент написания учебного пособия. На уроках литературы (и, вероятно, истории) возможен новый вид работы - сравнение учебников.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Горные вершины"(тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова) 2005

    Автор: Костылева Елена Николаевна

    Проблемно-поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Такая организация урока способствует формированию познавательной активности. Главное -поиск истины, собственные открытия в художественном произведении.

  • Враги и люди в рассказе В.Быкова "Одна ночь" 2005

    Автор: Андреева Ольга Николаевна

    Урок является составной частью цикла «Военная проза» и представляет собой анализ рассказа, проведенный в форме диалога между учителем и учениками с опорой на демонстрационный материал. Выбор рассказа обусловлен его гуманистической идеей и несомненными художественными достоинствами. Итогом работы детей на уроке станет сочинение-РАФТ «Враги и люди». Посвящается памяти моих родных, не вернувшихся с войны.

  • Художественный мир Л. Н. Толстого 2005

    Автор: Евстратова Наталия Алексеевна

    Проводимые уроки по творчеству Л. Н. Толстого призваны помочь учащимся найти свой путь к творчеству и личности Л. Толстого, осознать его религиозные и эстетические взгляды, попытаться проникнуть в его духовный и художественный мир.

  • Урок литературы в 10 классе. Тема: Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2005

    Автор: Ширяева Ирина Григорьевна

    Данный урок не только помогает закрепить изученный ранее материал, но и углубляет понятие о пейзаже в литературном произведении, развивает эстетический вкус учащихся. Кроме того, он является одним из составляющих в системе многолетней работы учителя над методической темой "Эстетическое воспитание учащихся на уроке русского языка и литературы".

  • Осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6-х классах 2005

    Автор: Гульянц Софья Михайловна

    Литература – тот предмет, где каждый по-своему прав, даже если в чем-то ошибается. Главное – думать, читать, высказываться. Отсюда берет начало мой метод – общение, дающий свой эффективный путь к знанию – личностный, творческий, коммуникативный; Диалог – преобладающий стиль общения на уроке. Важно научиться слушать друг друга, выражать свою позицию, стремиться достичь успеха собственными усилиями.

  • Урок литературы по теме: "А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке". Сравнение с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга", 7-й класс 2005

    Автор: Едренникова Светлана Ивановна

    Основной этап урока - сравнение "Сказки о золотом петушке" А.С. Пушкина с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга и определение особенности пушкинского произведения - реализуется через применение личностно ориентированной технологии, технологии групповой работы, а также локальной технологии исследования текста художественного произведения.


  • Открытый урок "Мы идем во МХАТ!" 2005

    Автор: Клятченко Виктор Фомич

    В данной статье на примере урока “Мы идем во МХАТ!”, в котором интегрируется материал по разным дисциплинам – москвоведению, искусствоведению, театроведению, истории и общекультурным дисциплинам, рассматривается использование ИКТ в обучении, которое увеличивает возможности преподавателя по эмоциональному воздействию на слушателей при изучении дисциплин, связанных с нравственно-эстетическим воспитанием.

  • Методическая разработка для проведения интегрированного урока литературного чтения и музыки (3-й класс) 2005

    Автор: Мельникова Марина Олеговна

    В статье представлена методическая разработка интегрированного урока литературного чтения и музыки для 3-го класса по теме “Осенняя природа в произведениях И.А. Бунина “Листопад” и П.И. Чайковского “Времена года””. Интеграция позволяет развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и выделять главное.