Литература
-
"А.Н. Островский – драматург на все времена". 10-й класс 2014
Урок знакомит учащихся 10-го класса с творчеством А.Н. Островского, рассказывает об основных этапах творчества драматурга, показывает его отношение к купечеству в произведении «Свои люди – сочтемся!»
-
Интерактивные средства обучения на уроке литературы по теме "А.С. Пушкин "Капитанская дочка" (по системе РО Эльконина-Давыдова). 8-й класс 2014
Информационные технологии повышают эффективность усвоения материала, интерактивные средства превращают предмет из объекта изучения в средство получения новых знаний. В ходе урока систематизируются и обобщаются знания по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» средствами и методами творческого чтения художественного произведения и информационных технологий.
-
Система заданий для изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 2014
Представлена система заданий для изучения поэмы Н.А.Некрасова на более высокой теоретической основе. Часть заданий будет выполнена на занятиях под руководством преподавателя, часть — самостоятельно. Суть системы состоит в том, что по творчеству каждого писателя необходимо выполнить пять типов заданий. Однотипность заданий гарантирует целостность системы и не может восприниматься как шаблон, ибо, выполняя тот или иной тип задания, учащийся каждый раз имеет дело с новым литературным материалом.
-
Идейно-тематический анализ рассказа А.П. Чехова «Баран и барышня» 2014
Урок литературы посвящен анализу рассказа А.П. Чехова «Баран и барышня». Приемы анализа художественного текста позволят учащимся быстро и правильно определять тему текста, авторскую позицию и формулировать проблему или вопрос, что необходимо для сочинения.
-
Литературная викторина по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2014
Викториной называется игра, участники которой отвечают на вопросы, объединенные общей темой. Викторина посвящена 200-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Материалом для викторины послужил роман "Герой нашего времени", изучаемый в 9-м классе. В викторине содержатся несложные вопросы на обобщение и систематизацию знаний, вопросы на знание персонажей, слов героев произведения.
-
Проект по литературе "Создание интерактивной книги "Эхо войны" в поэзии В.С. Высоцкого" 2014
Практико-ориентированный групповой проект по литературе посвящен поэзии В.С. Высоцкого, рассчитан на учащихся 10–11-х классов, представляет собой конструктивное исследование и практическое создание интерактивной книги. Цель: формирование духовной памяти: воспитание уважения к прошлому, моральных ценностей.
-
Анализ стихотворения Н.И. Рыленкова "Все в тающей дымке" 2014
Урок учит анализировать прочитанное, определять тему и идею произведения, выделять композиционные части, видеть средства художественной выразительности в тексте.
-
Еще живой роман… (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2014
Урок обобщает и систематизирует знания студентов после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и проверяет уровень сформированности знаний текста романа, развивает творческие способности студентов.
-
Урок литературы по теме "И живет в сердце вина… И некому прощать" (В.П. Астафьев "Последний поклон"). 8-й класс 2014
Из трех уроков, отведённых по программе на изучение произведений К.Паустовского, это второй. Он предусматривает обязательное знание текста, а также опережающие индивидуальные задания. В 8-м классе ребята еще недостаточно хорошо умеют делать анализ художественного текста, создавать психологический портрет героев, поэтому аналитическая беседа наиболее оптимальна на уроке.
-
Русский национальный характер в творчестве В.М. Шукшина 2014
Урок призван познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина, выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик», дать понятие о традициях русской классической литературы в творчестве писателей ХХ века; развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений; закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию, вызвать интерес к творчеству В.М. Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя.
-
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Кусака". 7-й класс 2014
В ходе урока у учащихся формируются навыки и умения литературного анализа и переработки произведения. Урок содержит не только аналитическую беседу по произведению, но и творческую работу учащихся по группам.
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения "Бородино"». 5-й класс 2014
Урок представляет некоторые элементы анализа и служит подготовительной работой на пути к комплексному исследованию поэтических текстов. Основная направленность урока – глубокое эмоциональное восприятие картины Бородинского сражения, проникновение чувством патриотизма.
-
Литературная викторина по творчеству И.С. Тургенева 2014
Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева расширяет представления учащихся о жизни и творчестве великого русского писателя, воспитывает интерес к чтению, любовь к родной природе. Викторина предназначена для учащихся 6-го класса, может использоваться в качестве материала на итоговом уроке, во внеклассной работе.
-
Открытый урок литературы по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки и их особенности" 2014
Сказки ‒ итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писатель написал 32 сказки "для детей изрядного возраста". Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты.
-
Исемең матур, кемдәр ҡушҡан? 2014
На уроке по теме рассматривается значение и происхождение мусульманских имен, важность правильного выбора. Учащиеся знакомятся с обрядом наречения имени. Тут же выясняется образование мусульманских имен разными способами, при которых используются многие части речи. Мотивы выбора имени зависят от личных вкусов, эстетических представлений и культурно-образовательного уровня человека.
-
Урок-конкурс "Сын тувинской земли" 2014
Урок-конкурс развивает познавательный интерес учащихся, расширяет знания школьников о жизни и творчестве народного писателя Республики Тыва С.А. Сарыг-оола.
-
Урок литературы на тему "Яков Ухсай – яркий и самобытный талант" 2014
Яков Гаврилович Ухсай – народный поэт Чувашской Республики. Родился он в 1911 году в селе Слакбаши, в Башкирии. Всеобщее читательское признание и любовь Ухсай завоевал, своими поэмами и романами в стихах. В 50–60-е годы ХХ века одно за другим появились произведения большой эпической формы – «Дед Кельбук», «Перевал», «Лебяжье», «Встреча с Чапаевым», «Звезда моего детства», «Разговор с белой березой» и другие. К этому времени автор успел накопить богатый жизненный опыт, побывав в огне войны с фашистами.
-
"Проект в изучении творчества М.А. Шолохова на уроках литературы". 11-й класс 2014
На уроке учащиеся постигают глубину творческого мира писателя, знакомятся с отдаленной для них эпохой Гражданской войны на Дону, изучают быт и нравы донских казаков, колоритные характеры главных героев произведения. Цель урока: показать закономерность эпохи в фактах частной жизни; познакомить учащихся с нравами и обычаями казачьей станицы на примере семейства Мелеховых.
-
Бинарный урок обобщающего повторения с ИКТ по теме "Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова (на примере "Письма о пользе стекла")". 9-й класс 2014
Урок гуманитаризирует физическое образование, раскрывает перед учащимися красоту природы и ее законы, формирует мировоззрение и коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывает чувство патриотизма, вырабатывает правильную жизненную позицию.
-
М.Цветаева "Наши царства" 2014
Урок знакомства учащихся с творчеством М. И. Цветаевой, расширяющий «поэтический» кругозор учащихся. Цель: познакомить детей с изобразительными средствами в лирическом стихотворении; учить детей понимать и воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием; развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа детства.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по сказкам Джанни Родари "Повторение изученного об имени прилагательном на основе сказок Джанни Родари" (урок-КВН). 5-й класс 2014
Интегрированный урок русского языка, литературы и психологии обобщает и систематизирует знания по теме «Имя прилагательное» и повторяет «Сказку по телефону» Дж. Родари. Форма урока: КВН, необходима предварительная работа учащихся по инсценированию одной из сказок Дж. Родари и подготовка иллюстраций на листах формата А3. Цель: воспитание толерантности учащихся.
-
Гуманистические идеи в литературе и живописи эпохи Возрождения 2014
Интегрированный урок истории и литературы, сообщения учащихся и учителей сопровождает чтение сонетов У.Шекспира. Каждый подготовивший выразительное чтение учащийся читает свой сонет, узнавая его по краткому изложению учителем. Проводится викторина по творчеству У.Шекспира, предложены задания развивающего характера.
-
Пироговская осень 2014
Патриотическое воспитание детей не может иметь сиюминутный характер, оно должно быть целенаправленным и постоянным. Именно творчество Л.Н. Толстого и стало тем краеугольным камнем воспитания межнациональных отношений среди учащихся нашей школы. Хотелось бы рассказать простую историю о том, как творчество одного писателя объединило несколько народов, и об одной экскурсии в музей, которая стала добрым делом во взаимоотношениях разных народов.
-
Смысложизненные позиции Э.Хемингуэя 2014
Повесть «Старик и море» о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. В произведении есть все, чего не хватает современному миру, а особенно молодежи. Не случайно ведь в телеинтервью после вручения Нобелевской премии Хемингуэй назвал свое произведение «послание молодому поколению».
-
Интеллектуальная игра "Литературная классика" 2014
Игра предназначена для учащихся старших классов. Цель игры: проверить знания, полученные в средней школе; расширить кругозор учащихся; стимулировать познавательную активность, стремление к знаниям.
-
Литературное чтение. Юмор в литературном произведении. Н.Носов "Мишкина каша". 2-й класс 2014
Все книги Носова наполнены юмором – веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывайте любую страницу – без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите опыт: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из "Незнайки" или "Вити Малеева", "Фантазеры" или сказки "Бобик в гостях у Барбоса"...
-
Проект по русскому языку и литературе на тему "Отражение идей олимпизма в творчестве учащихся на уроках русского языка и литературы". 5–11-е классы 2014
Проект знакомит учащихся с грядущей Олимпиадой в Сочи в 2014 году. Участие в проекте позволяет школьникам лучше узнать об олимпийском и паралимпийском движении, проникнуться идеями олимпизма и паралимпизма, погрузиться в мир чувств и переживаний спортсменов, чемпионов и просто участников олимпиад, сопоставив их поступки с литературными персонажами.
-
Урок -защита исследовательского проекта "Певец души народной" (по творчеству М.А. Шолохова). 11-й класс 2014
Урок проводится в форме защиты проекта. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в дискуссии. Урок формирует в учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное, а также представляет учащимся возможность увидеть и оценить результат своего труда.
-
Средства создания комического в рассказе М.Зощенко "История болезни". 8-й класс 2014
Урок представляет собой творческое исследование языка рассказа М.М. Зощенко «История болезни». В выделении и определении тех или иных средств создания комической ситуации в рассказе, учащиеся приходят к выводу, какой тип комического (юмор, сатиру или иронию) использует автор в рассказе. На уроке используется и индивидуальная, и групповая работа, каждый ученик принимает участие в исследовании.
-
М.В. Ломоносов и отечественная литература 2014
При изучении творчества Ломоносова возникают трудности, связанные с недостатком материала в учебнике. Цель презентации: расширить представление учащихся о заслугах Ломоносова в области отечественной литературы. Таким образом, презентация может быть использована как на вводном, так и на заключительном уроке литературы при изучении жизни и творчества Ломоносова.