Литература
-
Итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе 2020
Представлен итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе. Урок проводится с использованием презентации.
-
Итоговый урок по жизни и творчеству А.С. Пушкина. (Викторина "Умницы и умники") 2012
2012 год - год 175-летия со дня гибели А.С. Пушкина. Данный материал можно использовать для проведения итогового урока после изучения жизни и творчества А.С. Пушкина, а также для проведения внеклассного мероприятия.
-
Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». «Размышляем над прочитанным…». 8-й класс 2014
Цель урока: обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа; закрепить умения работать по вариантам, ориентироваться в тексте, оперировать терминами, развивать речь; строить ответ на вопрос в устной и письменной форме.
-
Итоговый урок по сказу Н.С. Лескова "Левша" 2008
На конференции рассматривается актуальная тема - роль современного отца в воспитании ребёнка, так как в наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли". Подробно освещается роль отца в воспитании сына и отдельно - в воспитании дочери. Предложено проведённое исследование "Отец семейства". Материал может быть использован классными руководителями, психологами и администрацией школ.
-
Итоговый урок по творчеству С.А. Есенина в 11-м классе 2003
Равнодушное, а иногда просто негативное отношение части современных школьников к предметам гуманитарного цикла в прагматический, компьютерный век высокоразвитой науки и техники заставляет обновить и обогатить инструментарий словесника для воспитания гуманистической личности растущего человека.
-
Итоговый урок по устному народному творчеству "Обрядовый фольклор" 2012
Представлен урок-беседа с элементами театрализованного представления. Изучение обрядового фольклора – важный этап знакомства обучающихся с русской народной культурой.
-
Итоговый урок, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова 2013
Цель урока: создать общую проблемную ситуацию, побуждающую учащихся углубленно изучать поэзию М.Ю. Лермонтова.
-
Итоговый урок-викторина "Мир русских былин" в 6-м классе 2007
Урок-викторина призван обобщить и систематизировать знания учащихся, развивать умения выразительно читать литературный текст, находить особенности определенного жанра, формировать навык внимательного, вдумчивого чтения. Кроме того, урок направлен на формирование активной гражданской позиции, интереса к историческому прошлому народа и способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.
-
Итоговый урок-викторина в 5-м классе по сказкам "Что за прелесть эти сказки!" 2005
Основная цель урока - вспомнить сказки, которые вместе прочитали, обсуждали на уроках; выяснить, насколько дети были внимательны при чтении.
-
Итоговый урок-игра "Мал золотник, да дорог". Обощение по теме "Малые жанры фольклора. Детский фольклор" в 5-м классе 2009
Урок в виде игры-соревнования для трех команд может заменить опрос, самостоятельную или контрольную работу после завершения изучения темы «Малые жанры фольклора». Основные цели урока – выявить уровень усвоения теории малого фольклора в его многообразии, повторить художественные особенности жанров детского фольклора, развивать творческие способности детей.
-
"Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…" (И.Бунин). 10-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.И. Шадрина, помочь услышать нравственное звучание повести «Черный аргамак»; учащиеся должны постичь идею, содержание, художественные особенности повести; понять мысли и чувства писателя, высказанные в произведении.
-
К 105-летию со дня рождения С.В.Михалкова. Встреча в литературной гостиной "Путешествие в Страну Детства со стихами Сергея Михалкова" 2019
Цель занятия: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.
-
К 125-летию со дня рождения С.А.Есенина 2021
Презентация подготовлена к 125-летию со дня рождения С.А.Есенина.
-
К 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова. Драматический отрывок из романа Н.С.Лескова "Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых" (на русском и английском языках) 2015
Статья подготовлена к 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова.
-
К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Урок-осмысление Бородинского сражения 2015
К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года проводится урок-осмысление Бородинского сражения. Цель: анализируя произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино», рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувства патриотизма, собственного достоинства, навыки чтения стихотворения и умение высказывать свое мнение о прочитанном.
-
К 200–летию Н.В. Гоголя. Дидактический материал по творчеству Н.В. Гоголя 2009
Данный материал можно использовать для внеклассной работы, а также для составления индивидуальных, групповых домашних заданий, для составления тестов, литературных диктантов, для проверки знания текстов.
-
К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и поэтической судьбой Н.Рубцова, знакомятся с его поэтическим наследием и узнают основную тему его стихотворений.
-
К вопросу о взглядах К.Н. Батюшкова на поэта и поэзию 2004
В литературоведении существует масса попыток научного определения искусства. Случай с Батюшковым позволяет утверждать, что искусство - прежде всего - не способ, а необходимость, потребность самовыражения художника. В этом, пожалуй, и состоит важнейший и, к сожалению, очень горький урок Константина Николаевича Батюшкова тем, кто в своей жизни соприкасается с искусством.
-
К вопросу о применении эффективных педагогических технологий при анализе эпизода на уроках литературы в старших классах (на примере изучения романа М.А. Шолохова "Тихий Дон") 2013
Задача словесников - заинтересовать учеников своим предметом, затронуть струнки детских душ, привить любовь к художественному слову. Один из путей решения данной проблемы я вижу в использовании такой формы работы, как анализ эпизода. Элементы ролевой игры помогают не только рассмотреть фрагмент с необходимой в данном случае точки зрения, но создают предпосылки для приобретения жизненного опыта, для выбора дальнейшей профессии, что немаловажно в старших классах.
-
К вопросу об изучении биографии поэта, писателя. Воспитание чувств при изучении биографии поэта, писателя 2021
При изучении литературы у преподавателя закономерно возникает вопрос – нужно ли уделять время на ознакомление с биографией, творческой эволюцией писателя? Ведь у каждого из нас (и у студентов) есть доступ к демократичному источнику – интернету, который всегда предоставит пользователю динамичную, отфильтрованную профессионалами информацию?
-
К вопросу об использовании опорного конспекта на уроке литературы 2006
В статье рассматривается опыт использования опорных конспектов на уроке литературы в условиях диаспоры. При рассмотрении проблемы автор опирается на опыт разработки и апробации учебников литературы для латвийских школ национальных меньшинств.
-
К вопросу об окказиональных словах 2011
Представленный урок помогает учащимся узнать об окказиональных словах (неологизмах) и способах их образования.
-
К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" 2005
Актуальность изучения произведения. Урок 1. Любовный треугольник. Находим выход из ситуации. Новые люди в романе. «Моральный кодекс» героев Чернышевского. Уроки 2,3. Особенный ли человек Рахметов? Его роль в романе. Разговор о лачугах и дворцах. Самооценка учащихся. Кому адресован вопрос автора? Есть ли ответ в романе?
-
"К нам едет ревизор…" (пресс-конференция) 2010
Для освещения пресс-конференции нужны корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты. Цель задания – научить участников видеть главное, вырабатывать профессиональное внимание и наблюдательность. Всё пространство класса разделено на три части, и учащиеся размещаются таким образом: впереди – исследователи, слева – журналисты, справа – читатели. Учитель представляет одну группу за другой. Журналисты задают вопросы, исследователи отвечают на них.
-
К проблеме преподавания произведений русской и зарубежной литературы в старших классах 2023
Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. Иными словами, литература — единственный предмет в школьном курсе, который говорит о душе и для души. И именно литература и её преподавание требует тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса и т.д. Прежде всего, эти направления касаются школьного курса литературы старших классов. При всем многообразии программ, методических пособий и рекомендаций трудно отдать предпочтение какому-либо из этих направлений. Но неизменным остается изучение отечественной литературы в курсе мирового литературного процесса. И это очень важно, так как для старшеклассника особенно ценно восприятие художественного произведения как целостной системы, базирующейся на единстве содержания и формы. Вспомним, что на этом пастулате базируется художественно-исторический метод, предложенный В.М.Жирмунским, который предполагает раскрытие социальной обусловленности событий и характеров, отношение к действительности как к факту социальному, и тем самым историческому.
-
К юбилею великого писателя. Урок-игра "Звездный час" по повести И.С. Тургенева "Муму" (5-й класс) 2009
Урок-игра (урок обобщающего характера) - самый любимый урок учащихся среднего звена. Урок рассчитан на закрепление понятий "литературный герой" и "литературный портрет". Это урок-соревнование. Разнообразные конкурсы поддерживают у детей дух соперничества. Дети учатся рассуждать, излагать причины явлений и событий, их взаимную связь.
-
К. Паустовский «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои 2015
На уроке формируются представления о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, навыки работы с текстом, в группе; отрабатываются навыки работы с источниками, систематизации информации, взаимопроверки, взаимопомощи, построения логического рассуждения, самооценки своей работы.
-
К.Воробьев. "Невероятная явь войны" 2011
Урок является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: Что такое война? Человек – это личность или «пушечное мясо»? Совместны ли такие понятия, как «любовь» и «война»?
-
К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления" 2012
Цель урока – объяснить понятие греха и его искупления на примере сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Учащиеся знакомятся с биографией писателя. Урок проводится в виде комментированного чтения с постановкой проблемных вопросов.
-
К.Г. Паустовский. "Кот-ворюга". Сюжет и герой рассказа. 5-й класс 2011
В процессе урока ребята развивают навыки пересказа, чтения, комментирования художественного текста. Ученики знакомятся с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского. Урок призван воспитывать толерантное отношение к окружающим. Основная идея урока: «за добро плати добром, не будь пустельгой».