Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Открытый урок русского языка в 10-м социально-гуманитарном классе 2009

    Автор: Пузанова Надежда Александровна

    Публицистический текст стал базовой информацией. Учащиеся определяют проблематику текста, его идею, стиль речи, приемы организации речи, подчеркивают, что предложения с однородными членами, которые они использовали, позволили сообщить содержательную и живую информацию по текстовой теме урока.

  • Элективный курс по русскому языку "Социолингвистика: как язык зависит от общества" 2009

    Автор: Михайленко Ирина Александровна

    Является ли язык простым набором словесных знаков для обозначения предметов и явлений внешнего мира? Связаны ли между собой развитие языка и общества? Таят ли слова в себе большие возможности, нежели простое наименование вещей и событий? Всегда ли мы бережно относимся к сказанному? Элективный курс "Социолингвистика: как язык зависит от общества" позволит учащимся понять, как изменения в структуре общества отражаются на изменениях структуры языка, выявить место языка в жизни человека и истории человечества - в смене общественных формаций, развитии культуры, религии, школы. Программа интегрированного лингвистического курса рассчитана на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля, предполагающих впоследствии стать филологами, журналистами, юристами, специалистами в области библиотечного дела, культуры, работниками социальной сферы.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание -ы-и- после -ц-" 2008

    Автор: Пицур Татьяна Матвеевна

    Задания, предлагаемые ученикам, имеют творческий характер и ориентированы на самостоятельное выполнение. Задания подобраны с постепенным наращиванием трудностей и позволяют организовать работу так, чтобы учебной деятельностью были охвачены все ученики. Данный урок может быть использован учителем при работе по программам под редакцией Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой и М.М. Разумовской. Представленный конспект урока может быть интересен и молодому учителю, и учителю-стажисту.

  • Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы 2008

    Автор: Курочко Елена Александровна

    Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий.

  • Урок-исследование по теме "Лексика. Обобщение изученного", 5-й класс, русский язык 2008

    Автор: Кириченко Зинаида Михайловна

    На уроке ученики смогут повторить основные лексические понятия, закрепить навыки работы со словарём, приобрести опыт исследовательской работы по выявлению лексического и этимологического значений слов, расширят свой словарный запас.

  • Развитие связной речи "Путешествие в слово". Исследование лексического значения слова 2008

    Автор: Козырева Лариса Владимировна

    Целью урока является формирование понятия о слове не только с формально-грамматических позиций, но и с нравственно-эстетических. Урок помогает детям ощутить язык как стройную, гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.

  • Роль памяти в нашей жизни 2008

    Автор: Макеева Лариса Анатольевна

    Работа нацелена на то, чтобы познакомить учеников с классификацией видов памяти, показать возможности их развития и зависимость качества учебной деятельности от свойств памяти, определить свой потенциал памяти, формировать умения тренировки памяти.


  • Деловая игра "Заседание ученого совета" (Обобщающее повторение причастия в 7-м классе) 2008

    Автор: Спирина Елена Константиновна

    Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению русского языка, является разнообразие приёмов работы на уроке. К активным формам обучения целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимый теоретический запас, когда они получили нужную информацию по теме. Одним из типов интерактивных уроков является урок - деловая игра. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, значительно повышается работоспособность. Деловая игра расширяет резервные возможности учеников, раскрывает личностные качества детей, повышает эффективность учебного процесса.

  • С природой одною жизнью живя. Игры и упражнения на природе 2008

    Автор: Желудкова Елена Станиславовна

    С древнейших времен природа считается источником добрых мыслей и прекрасных чувств. Развить у учащихся способность наслаждаться природой, тонко чувствовать её величие, удивляться тому, что на первый взгляд кажется обычным, и выражать свои впечатления помогут специально подобранные игры и упражнения. Использовать их можно не только на уроках природоведения и биологии, но и русского языка, литературы и изобразительного искусства.

  • Относительные местоимения. Виртуальная экскурсия в казачью станицу 2008

    Автор: Васенкова Людмила Алексеевна

    Урок продолжает работу по дальнейшему совершенствованию навыков грамотного письма, закрепления знаний о разрядах местоимений; знакомит с относительными местоимениями, их употреблением в речи, учит отличать относительные и вопросительные местоимения, находить относительные местоимения в СП, формирует навык осмысленного использования относительных местоимений в речи, воспитывает бережное отношение к слову, любовь к родному краю, интерес к его истории.

  • Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" (повторение и обобщение) 2008

    Автор: Карпенко Наталья Витальевна

    Урок повторения и обобщения знаний по теме "Односоставные предложения" основан на работе над стихотворениями М.М. Мокшина, проживающего в Алтайском крае. На уроке формируются умений различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, закрепляются навыки использования односоставных предложений в речи. Воспитание любви к своему краю, родному селу через знакомство с творчеством поэта-земляка М.Мокшина является основной целью урока.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" 2008

    Автор: Арженовская Татьяна Евгеньевна

    Представленный урок проводился с помощью интерактивной доски, что способствовало формированию познавательной активности учащихся, развитию интереса к русскому языку.

  • Элективный курс для 9-х классов "Лингвистический анализ художественного текста" 2008

    Автор: Агафонова Марина Алексеевна

    Представлен конспект элективного курса для 9-го класса "Лингвостилистический анализ художественного текста".

  • Лингвистическая викторина по русскому языку 2008

    Автор: Шубникова Гульназ Хасанзановна

    Представленная лингвистическая викторина показывает величие и красоту русского языка и литературы, обобщает знания о нем, воспитывает любовь к родному языку.


  • Дидактический материал по русскому языку "Пушкинские страницы", 6-й класс 2008

    Автор: Якимчук Надежда Петровна

    В работе представлен один из разделов рабочей тетради по русскому языку "Пушкинские страницы" для 6-го класса. Дидактический материал рассчитан на творческое использование его как учителем, работающим по учебнику "Русский язык" под редакцией Баранова М.Т. , так и в качестве дополнительного материала к любому из стабильных учебников по русскому языку и литературе.

  • Подготовка учащихся к выполнению заданий по русскому языку в тестовой форме, 10–11-й классы 2008

    Авторы: Елина Марианна Альбертовна, Кудряшова Татьяна Сергеевна

    Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся общеобразовательных классов и классов негуманитарного профиля, поддерживает содержание базового курса русского языка, изучение которого осуществляется на общеобразовательном уровне, соотнесена с уроками русского языка по программе Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина "Русский язык. 10–11-е классы", позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку (например, для сдачи ЕГЭ, централизованного тестирования и т.д.) по русскому языку.

    русский язык

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы з и с на конце приставок" 2008

    Автор: Кастерина Ольга Николаевна

    Основными целями преподавания русского языка в школе являются формирование орфографической зоркости учащихся, развитие навыков грамотной устной и письменной речи. Одним из условий для их успешного выполнения считаю привитие познавательных интересов учащихся к изучаемому предмету.

  • Объяснение новой темы с использованием технологии проблемного обучения 2008

    Автор: Щуклина Татьяна Платоновна

    Проблемное обучение - один из путей постижения сложного учебного материала. Оно развивает мышление, способствует системному подходу к явлениям. Именно объяснение новой темы должно строиться на технологии проблемного обучения, так как объяснение нового материала - это важнейший структурный элемент урока. Он предназначен для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений и для обучения школьников умению применять на практике полученные знания. Как учащийся получит эти новые знания, от этого и будет зависеть, как он сможет их применить на практике.

  • Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный" 2008

    Авторы: Константинова Татьяна Николаевна, Пельтемова Екатерина Семеновна

    Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта.

  • Урок русского языка в 6-м классе "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя числительное" 2008

    Автор: Колесникова Елена Григорьевна

    На уроке обобщающего повторения по теме "Имя числительное" использованы следующие формы работы: тестовый контроль за усвоением теоретических знаний, индивидуальная работа, парная работа, комлексный анализ текста, разноуровневые практические задания. При выполнении тренировочных упражнений, для учащихся, созданы нестандартные учебные ситуации, обеспечивающие творческое применение изученного материала на практике. В качестве дидактического материала использован материал по краеведению.

  • Формирование орфографической зоркости 2008

    Автор: Парнева Любовь Ивановна

    В представленной статье рассматриваются проблемы формирования орфографической зоркости учащихся.


  • Внеклассные занятия по русскому языку "Откуда пришли слова" 2008

    Автор: Альшевская Зинаида Владимировна

    В работе представлено внеклассное занятие по русскому языку для начальных классов из разработанного цикла "Откуда пришли слова", состоящего из конспектов 20 занятий и электронных приложений к ним. Внеклассные занятия направлены на формирование лексического запаса, объяснение современного значения слов и знакомство с их этимологией.

  • Разработка урока "Сложные предложения с различными видами связи" 2008

    Автор: Демиденко Елена Николаевна

    Урок совершенствований знаний, умений и навыков. Данный урок предназначен для учащихся 9-го класса с достаточным и оптимальным уровнем развития. Данная методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка в 9-х классах общеобразовательных школ и ставит целью оказание практической помощи учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы преподавания сложного синтаксиса. На данном уроке применен фоновый подход. В течение всего урока весь дидактический материал объединен единой сквозной эколого-краеведческой темой.

  • Лингвистический КВН, 5-й класс 2008

    Автор: Тихомирова Тамара Леонидовна

    Сценарий лингвистического КВНа для 5-го класса. Соревнование рассчитано на участие двух команд. Приведен богатый фактический материал для организации конкурсов. Ко всем вопросам даны ответы.

  • Лингвистические игры (материал к уроку) 2008

    Автор: Юнусбаева Айсылу Фахреевна

    Подборка лингвистических игр для уроков словесности в начальной школе. Описаны правила игр, даны методические рекомендации по применению. Все игры снабжены ответами.

  • Интегрированный урок русского языка и информатики 2008

    Авторы: Едренникова Светлана Ивановна, Тесленко Лилия Ивановна

    Представлен интегрированный урок по русскому языку и информатике. Урок проводится на базе класса информационных технологий, каждый ученик работает на ПК. Ведут урок учителя русского языка и информатики. Данная форма урока позволяет формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

  • Урок развития речи: "Описание внешности. Сочинение по картине Н.И. Фешина "Портрет дочери Ии" 2008

    Автор: Петрова Наталья Александровна

    Цель урока - подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Н.И. Фешина "Портрет дочери Ии". На уроке активизируется портретная лексика, приводятся описания внешности героев из различных произведений. Ребята выступают с индивидуальными сообщениями о художнике Н.И. Фешине, о его портретах. Учитель даёт задание описать внешность героини, используя имена прилагательные, причастия и причастные обороты. Дома учащиеся пишут сочинение.

  • Интегрированный урок, 10-й класс, английский язык + русская словесность 2008

    Авторы: Данченко Яна Александровна, Исакова Светлана Ивановна

    Залог успешности работы с учениками на интегрированном уроке - четкая скоординированность целей обучения двум школьным предметам, выработка единых методических подходов к обучению. Выбирая тот или иной прием или форму работы с детьми, учитель должен учитывать два аспекта - научное обоснование метода и психолого-возрастные особенности учеников. Предлагаем разработку интегрированного урока по русской словесности и английскому языку. Основным направлением организации лингворечевой деятельности учащихся на таком уроке является работа с готовым текстом и конструирование собственного.


  • Интегрированный урок, 5-й класс, русская словесность + музыка + ИЗО 2008

    Автор: Исакова Светлана Ивановна

    Учащиеся, слушая музыку, работая с картинами художников, анализируя художественный текст, приходят к выводу, что у каждой из этих областей свои средства создания образа. Но некоторые из них могут являться средством создания образов не только в одной из них (например, ритм, интонация). Учащиеся должны усвоить на таком уроке, что образ является формой чувственно-образного восприятия мира, поэтому для исследования был выбран один объект - метель.

  • Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы 2008

    Автор: Сафаргалиева Гульнара Адыгамовна

    Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов.