Подготовка к ЕГЭ "Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами)". 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать сведения по теме "Пунктуация при однородных членах предложения",
  • совершенствовать навыки пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах предложения,
  • проанализировать тестовое задание А22,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания А22.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие пунктуационной зоркости.

Тип занятия - комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютер (если возможно, у каждого ребёнка);
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к занятию;
  • Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008.

План занятия

№ п/п Этап урока презентация PowerPoint Цель и содержание этапа Время
1 Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2 Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения" Слайды

2-8

Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила. 8 минут
3 Обобщение и систематизация изученного Слайды 9-28

Переход по ссылке "Проверка" на слайды 29-45

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма. Применение алгоритма при выполнении тестового задания А22. 35 минут
4 Проверка и коррекция знаний учащихся Слайд 49

Переход по ссылкам "Вариант"

Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания А22 по вариантам (12 вариантов). 12 минут
6 Подведение итогов занятия, оценка знаний   Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (60 минут)

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения".

(Презентация. Слайды 2-8)

Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила.

Учащимся предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры предложений с однородными членами, также схемы этих предложений. Просим учеников сформулировать правило расстановки знаков препинания с опорой на предложенные примеры. Слабые ученики могут найти соответствующие примерам формулировки пунктов правила, воспользовавшись учебником.

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 9-11)

1. Анализ примера задания А22.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
  2. Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
  3. Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
  4. Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма:

  1. Пунктуационный разбор каждого предложения.
  2. Соотнесения результатов пунктуационного анализа с формулировками правила.
  3. Расстановка знаков препинания в каждом предложении.
  4. Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий А22 (с 1 задания по 10) .

(Презентация. Слайды 12-22, 29-39)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 15), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует предложения, расставляет знаки препинания и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке "Проверка" на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке "Назад".

3. Самостоятельное выполнение тестовых заданий А22 (с 11 задания по 15).

(Презентация. Слайды 23-28, 40-45)

Проверка и анализ выполнения заданий с 11 по 15 (задания не оцениваются).

IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.

Выполнение индивидуальной работы. Задание может быть выполнено на компьютере (Слайд 49, переход по ссылке "Вариант:" к тестовому заданию), если есть возможность обеспечить каждого ученика компьютером. Если такой возможности нет, то задание можно распечатать (приложение 13). (NB! После того, как работа на компьютере с тестом закончена, изменения в нём не сохранять!)

V. Подведение итогов занятия, оценка знаний.

Литература

  1. Государственной программы "Русский язык. 10-11 классы". (Авторы программы - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: "Русское слово" 2008.
  2. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005.
  4. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова.  - М.: Просвещение, 2001
  5. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. - 3-е изд., перераб. М : Издательство Московского университета,1992.
  6. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. -М.: Высшая школа, 1992.
  7. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2010
  8. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. - М.: Издательство "Экзамен", 2010
  9. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2011
  10. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. - Ростов н/Д: Легион-М, 2010.