Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007

    Автор: Константинова Наталия Яковлевна

    Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» изучается в 5-м классе (программа И.А. Княжицкого). Первый урок (тема «Роль пейзажа») – попытка заглянуть в творческую мастерскую художника, работающего словом, на котором ученики должны получить представление об основных средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, олицетворениях. Чтобы активизировать внутреннее зрение начинающих читателей, им предлагается побывать в роли иллюстраторов (рисунки к уроку могут быть выполнены на уроках рисования). На уроке большое внимание уделяется выразительному чтению (ребята учат наизусть предложенные учителем фрагменты). Работая с текстом, ребята учатся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении.

  • Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева" 2007

    Авторы: Браткова Алла Павловна, Николаева Елена Васильевна

    Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"

  • Анализ стихотворения А.С. Пушкина "…Вновь я посетил…" 2007

    Автор: Кумицкая Надежда Борисовна

    Предлагаемый анализ лирического произведения ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в систему факультативных занятий, либо в одну из форм профильного обучения - элективные курсы. Изображая человеческое чувство, А.С. Пушкин пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Это чувство несет в себе черты его времени, его эпохи.

  • Русско-якутские литературные связи. 9–11-й классы 2007

    Автор: Иванова Валентина Николаевна

    Якутия интересовала гениального Пушкина. Великий поэт интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. В Якутии отбывали ссылку представители трех поколений русских революционеров: декабристы, революционеры-разночинцы, народники и социал-демократы. Якутия нашла яркое отражение в произведениях писателей-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова. Немало страниц посвятили Якутии Н.Г. Чернышевский, А.И. Гончаров. На уроках литературы ведется целенаправленная работа по изучению русско-якутских литературных связей.

  • Урок литературы в 8-м классе на тему: "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов") 2007

    Автор: Бекмухамбетова Айгуль Турысбековна

    Цель: познакомить детей с личностью писателя О.Генри, с содержанием рассказа "Дары волхвов"; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья; сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей; воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.

  • Литературная игра "Вьется по ветру веселый Роджер" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ" ) 2007

    Автор: Комогорцева Дина Сергеевна

    Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. "Остров сокровищ" – кто не читал это произведение? Морская стихия, парусники, романтика путешествий, таинственный остров, где зарыты сокровища. Стивенсон был уверен, что ребятам понравится его книга, ведь мальчишки любят играть в пиратов. А.Грин и К.Паустовский, Л.Кассиль и М.Горький испытывали в детстве влияние этой книги. И кто знает, может быть, именно эта книга послужила толчком к развитию их страстного, яркого и горячего воображения, которое и сделало их великими писателями. На уроке ожидает путешествие в удивительный мир "Острова сокровищ" и встреча с героями этой книги.

  • Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет" 2007

    Автор: Коновалова Ольга Юрьевна

    Слово – великое чудо. Это не только единица, наполненная лексическим смыслом, – слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, слово рассматривается на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Данная статья предлагает еще одну интересную теорию – о цветовой символике, изложенную в книге А.П. Журавлева "Звук и смысл". Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака призвана активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука, способствовать развитию ассоциативного восприятия и совершенствованию эстетического вкуса учащихся. Практический материал содержит примеры анализа стихотворений, формы работы, варианты перспективных заданий исследовательского характера.


  • Открытый урок для родителей по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" 2007

    Автор: Андреева Светлана Викторовна

    Часто родители мечтают побывать на уроке и понаблюдать со стороны, как обучаются их дети, как они развиваются и общаются с одноклассниками. А дети, в свою очередь, сгорают от любопытства, что же обсуждают родители на своих собраниях. И вот родители получают приглашение на открытый урок, а дети – на родительское собрание. Совместное обсуждение актуальных проблем сближает взрослых и детей, приводит к взаимопониманию.

  • Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс 2007

    Автор: Кокина Нина Порфирьевна

    По тематическому планированию время изучения совпало с Масленицей, поэтому урок был проведен в виде театрализованного представления. В проведении урока оказали помощь учащиеся 7-го класса (они выступили в роли ведущих) и родители, приготовившие кондитерские изделия для праздничного стола. Использование фольклорных традиций воспитывает у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.

  • Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа) 2007

    Авторы: Ринчино Елена Аркадьевна, Тарасенко Татьяна Геннадьевна

    Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...

  • Литературный вернисаж 2007

    Автор: Тарасенко Татьяна Геннадьевна

    Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...

  • Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Гуси-лебеди" 2007

    Автор: Реутова Наталья Алексеевна

    Данный урок-дискуссия проводится после изучения программного раздела "Литература периода Великой Отечественной войны" в 11-м классе. Большое внимание на уроке уделяется анализу эпического текста, что способствует совершенствованию монологической и диалогической речи, развитию самостоятельного мышления обучающихся. Осуществляются на уроке межпредметные связи (русский язык, история, география), что важно при реализации комплексного подхода к руководству чтением.

  • Урок литературы по теме: "Муса Джалиль – поэт-герой". 5-й класс 2007

    Автор: Ядреева Розалия Клавдиевна

    Биография татарского поэта Мусы Джалиля, который смысл всей своей жизни видел в служении народу, имеет большое воспитательное значение. На уроке учащиеся знакомятся с яркими страницами жизни поэта, читают его бессмертные стихи, учатся анализировать лирическое произведение, находить художественные средства выразительности, раскрывать идею стихотворения. Урок воспитывает в учащихся чувство гордости, патриотизма, чувство уважения к старшему поколению, чья юность совпала с грозными годами войны.

  • "Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках" 2007

    Автор: Арсеньева Надежда Алексеевна

    Урок нацелен на пробуждение чувства гуманизма, сострадания судьбе военнопленных. Анализируя рассказ, ученики понимают, что пленных и удерживающую их сторону связывают непростые отношения. Дети убеждаются, что К.Воробьев сумел показать и военнопленных, и их охранников не как однородную массу, а прежде всего как людей разных характеров с присущими только им индивидуальными чертами и поступками.


  • Исследовательская работа "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007

    Автор: Непомнящих Анна Мироновна

    Написание научно-исследовательской работы всегда вызывает трудности как у старшеклассников, так и у учителей. Вашему вниманию предоставляется исследовательская работа по литературе "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой можно найти ответы на многие вопросы.

  • Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории" 2007

    Автор: Вахрушева Ольга Леонидовна

    Викторина в игровой форме позволяет проверить знание как программного, так и дополнительного материала. Викторина включает в себя вопросы по истории, литературе и истории костюма (образовательная область – технология) XVIII века. Игра проводится в 2 этапа: первый – командный, второй – личный.

  • Разработка урока по теме: "Образ красоты у И.А. Бунина" (на примере рассказа "Натали" из цикла рассказов "Темные аллеи") 2007

    Автор: Коженевская Елена Викторовна

    Художественное произведение – сложное структурно-семантическое единство, одним из стилистических элементов которого является портретная характеристика литературного героя, которая, в свою очередь, является одним из средств создания образа персонажа. Через внешний облик автор передает внутренний мир героя, выражает свое отношение к персонажу, свои чувства и мироощущение. Портретные характеристики принимают участие и в композиционном построении произведения. Важно научить детей анализировать художественный текст как единое целое, обращать внимание на детали. Правильно построенная работа на уроке помогает учащимся понять, что портрет – это важнейшая деталь в создании образа персонажа.

  • Урок литературы в 6-м классе по теме: "Природа родного края в творчестве поэта-земляка Михаила Михайловича Мокшина" 2007

    Автор: Петрушина Юлия Викторовна

    Одна из немаловажных целей уроков литературы в школе – приобщение детей к духовной культуре родного края, формирование чувства гордости за свою родину. Достичь этой цели можно посредством ознакомления учащихся с достопримечательностями родного села, города, района, а также с достойными людьми своей земли. Представленный мною урок был проведён в 2005/2006 уч. году на базе 6-го класса и позволил не только закрепить умение анализировать и выразительно читать лирическое произведение, но и познакомить ребят с творчеством современника, замечательного поэта Алтайского края.

  • Война и эмиграция 2007

    Автор: Качева Елена Валерьевна

    Наиболее неизвестные страницы истории русского литературного зарубежья – позиция, судьбы русской эмиграции во время Второй мировой войны. Все они оказались перед сложнейшим выбором: поддержать фашистов, чтобы избавить Россию от большевизма, или поддержать СССР в борьбе с фашизмом, чтобы оставить Россию на мировой карте.

    элективный курс, современная литература, литература XX века, история русской литературы

  • Концепт "совесть" в русских пословицах и поговорках 2007

    Автор: Хайдарова Райса Мауткалиевна

    Наблюдения показывают, что в речи учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам, что связано, по-видимому, с утратой элементов разговорного и народно-поэтического стилей, с влиянием письменно-книжных стилей. Предложенный материал можно использовать в обучении на уроках литературы как с воспитательной целью, так и для развития речи, для анализа синтаксических конструкций, образов.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба человека в годы Великой Отечественной войны" 2007

    Автор: Шлыкова Тамара Давидовна

    Урок разработан с использованием технологии диалога. Существует множество подходов к оценке уроков-диалогов. Мною представлен один из вариантов урока-диалога.


  • Урок литературы в 10-м классе по теме "Был ли иной путь у Катерины?" 2007

    Автор: Антипина Людмила Михайловна

    Урок развивает общие умений коммуникации, воспитывает культуру толерантности и уважения к человеческому достоинству.

  • Урок риторики на тему "Отзыв". 5-й класс 2007

    Автор: Азитова Гульсум Шариповна

    Урок научит давать отзыв по прочитанному произведению, просмотренному фильму, телепередаче, кинофильму и т.д. Поможет научить умело, искусно, успешно говорить и писать.

  • Урок анализа поэтического текста "Тайна поэтического слова" 2007

    Автор: Клочева Светлана Николаевна

    Урок исследования поэтического текста стихотворения И.А. Бунина "Без имени" был проведён в 7-м классе. Он представляет собой обобщение знаний учащихся об анализе поэтического текста, попытку проникнуть в тайну поэзии, читать не только глазами, но и сердцем и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.

  • Урок-размышление "Есть ли чудо в рассказе А.Куприна "Чудесный доктор"?. 5-й класс 2007

    Авторы: Безродных Галина Ивановна, Левковская Наталья Николаевна

    Урок позволяет закрепить понятие "милосердие", дает оценку таким нравственным понятиям, как сочувствие, сострадание, вера, долг, понимание которых искажено в наше время. Чудо может исходить от участия обыкновенного человека в судьбе обездоленных. Дети приходят к пониманию того, в чем состоит святость.

  • "Учимся разгадывать и сочинять загадки" 2007

    Автор: Полякова Татьяна Викторовна

    Урок проводился в 1-м классе, обучаемом по системе Л.В. Занкова (развивающее обучение). Урок построен в форме игры. Но для того, чтобы начать играть в загадки, нужно вспомнить, что мы знаем о них, зачем они необходимы человеку, т.е. обобщить наши знания. Урок соответствует содержанию программы. Подобные занятия можно проводить в любое время, так как они полностью отвечают цели развивающего обучения – развивать. Именно поэтому в учебнике "Литературное чтение" Виктории Юрьевны Свиридовой так часто и неожиданно возникают странички с загадками.

  • Урок – презентация книги "Подснежник" 2007

    Автор: Трофимова Нина Родионовна

    Предоставлена стенограмма открытого урока – презентация книги "Подснежник". Урок познакомит с содержанием книги "Подснежник", повысит интерес учащихся к творческой деятельности, научит детей делать фото, видеозаписи.

  • "Обыкновенная история": Вечер-спектакль по рассказам И.А. Бунина 2007

    Автор: Капустина Вера Николаевна

    Предлагается сценарий спектакля по рассказам И.Бунина.


  • Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007

    Авторы: Баркова Марина Вольфовна, Лоськова Тамара Анатольевна

    М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.

  • Использование тетради с печатной основой при изучении творчества Н.М. Карамзина 2007

    Автор: Скробот Светлана Владимировна

    Предложен фрагмент рабочей тетради по литературе по теме "Н.М. Карамзин". Возможно использовать как раздаточный материал при изучении творчества Карамзина или в качестве разработки системы уроков по творчеству Н.М. Карамзина в 8-м или в 9-м классе.