Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Гуманизация образования на уроках русского языка и литературы 2011

    Автор: Лопаткина Любовь Леонидовна

    В книге "Русская культура", увидевшей свет уже после кончины Д.С. Лихачева и ставшей по существу его духовно-нравственным завещанием России, он писал: "Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным". Предложена разработка урока развития речи в 8-м классе. Это урок работы с текстом и над текстом эпистолярного жанра.

  • Знаки препинания в предложении с причастным оборотом 2011

    Автор: Логинова Светлана Васильевна

    Урок позволяет повторить правописание падежных окончаний причастий, основные признаки причастий, отработать умение находить причастия в тексте. На уроке отрабатывается умение отличать словосочетания с причастием в роли главного и зависимого слова, т.к. именно на этом строится объяснение правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. В качестве языкового материала взяты тексты Е.Осетрова из книги "Живая Древняя Русь".

  • Игра-путешествие "Восхождение на гору Спортивная" 2011

    Автор: Баданина Елена Анатольевна

    На уроке перед детьми поставлены следующие задачи: привитие любви к спорту; формирование стремления вести здоровый образ жизни; воспитание чувства товарищества, долга, ответственности; развитие интеллектуальных способностей учащихся.

  • Закрепление правописания непроизносимых согласных звуков в корне. 3-й класс 2011

    Автор: Попова Надежда Дмитриевна

    Обучающие цели: повторить безударные гласные в корне; повторить парные согласные в корне слова; упражняться в написании слов с непроизносимыми согласными. Развивающие цели: моделирование способа проверки непроизносимого соглаРсного звука в корне. Воспитывающие цели: воспитывать чувство коллективизма, любви к природе, к предмету.

  • Урок русского языка в начальной школе 2011

    Автор: Каландарова Елена Викторовна

    Урок русского языка в 4-м классе на формирование умения правильно выбирать суффиксы в наречиях, образованных от прилагательных, а также знакомство с написанием суффиксов наречий.

  • Числительное. 6-й класс 2011

    Автор: Хорошилова Светлана Алексеевна

    Представлен урок в форме игры-путешествия. Ученики совершенствуют навыки умения употреблять числительные в речи, развивают навыки работы в группах.

  • Способы образования слов в русском языке 2011

    Автор: Эрнст Наталья Викторовна

    Автор на уроке учит учащихся изучать основные способы образования слов в русском языке. Ученики формируют умение определять способ образования слов, их морфемный состав, формируют орфоэпические и орфографические навыки, умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку.


  • Лингвистическая сказка на уроке русского языка (методические предпосылки работы) 2011

    Автор: Белкина Юлия Алексеевна

    Подача материала в сказочной форме во многом поможет, если учесть её жанровое своеобразие и следующие принципы: практической значимости жанра лингвистической сказки для учащихся; доступности; коммуникативности; усложнения мыслительной деятельности учащихся: продвижения от работы с готовым текстом к самостоятельному составлению лингвистических сказок; эмоциональности, занимательности.

  • Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик- 2011

    Автор: Макарова Елена Николаевна

    На уроке использованы два подхода: логический и ассоциативно-образный, соединяется логос и образ, используя ИК и мультимедиатехнологии. Работа опирается на то, что сведения об окружающем мире через органы чувств поступают в оба полушария мозга, однако полученные впечатления абстрактно анализируются только в левом полушарии – это правила, орфограммы, пунтограммы, а правое полушарие производит эмоциональное воздействие на человека.

  • Урок с использованием ИКТ "Проверка безударной Е и ударной Ё". 2-й класс 2011

    Автор: Маторина Елена Дмитриевна

    Автор знакомить учащихся с возможностью проверки безударной Е буквой Ё. Формирует умение применять на практике правила правописания безударных гласных. Знакомит детей с ценностью мёда, лесных ягод.

  • Удивительные ритмы осени 2011

    Автор: Арапова Вера Станиславовна

    Статья представляет собой разработку урока русского языка в 5-м классе, но может быть успешно использована на занятиях по литературе. Главная цель – развитие творческих способностей учащихся.

  • "О великий и могучий" (Обобщающий урок по теме "Сложносочинённое предложение") 2011

    Автор: Кирпичёва Тамара Николаевна

    Цели урока: совершенствовать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях; развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать изученный материал; отрабатывать пунктуационные навыки; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий.

  • Урок-модуль "Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное как часть речи»". 6-й класс 2011

    Автор: Климчук Елена Владимировна

    Автор представляет урок русского языка с применением технологии модульного обучения, что даёт возможность обобщить и систематизировать изученный материал. Учащиеся работают самостоятельно, учитель выполняет консультационно-координирующую функцию. Входной и выходной контроль позволяет судить об уровне усвоения темы и степени готовности к контрольной работе.

  • Богатство русской лексики 2011

    Автор: Каликина Наталья Александровна

    Урок направлен на повторение и углубление сведений о лексике русского языка. Автор развивает мыслительную деятельность учащихся. Воспитывает сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний.


  • Учебно-методический комплекс по теме "Тропы как речевые приемы" 2011

    Авторы: Луганская Анна Анатольевна, Тарасова Наталья Александровна

    В учебно-методическом комплексе разработаны три урока. На первом уроке даются определения тропов, изучаются сравнения, эпитеты, перифразы, литоты и гиперболы. На втором уроке – метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Третий урок – урок обобщения знаний. Отработка навыков заключается в трехступенчатой системе: коллективная работа, полусамостоятельная работа, самостоятельная работа. Для каждого урока разработаны срезовые работы.

  • Из истории русской пунктуации 2011

    Автор: Тырышкина Наталья Анатольевна

    Теоретический материал знакомит учащихся с историей появления знаков препинания, изменениями в синтаксической и пунктуационной системе русского языка, с особенностями синтаксиса разных стран. Задания практического характера помогут привить интерес к предмету, закрепить теорию, будут способствовать формированию правильного отношения ученика к постановке знаков препинания.

  • Удивительный город Словообразование 2011

    Автор: Моторина Ирина Юрьевна

    В статье представлен урок обобщения знаний и умений. Использованы элементы технологии уровневой дифференциации, предполагающей обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей. Учащимся предложено в игровой форме проверить свои знания по изученным темам, побывать на улицах города Словообразование (Сообразительной, Орфографической, Творческой) и выполнить задания, разные по уровню сложности, а результаты своей работы на каждом этапе отметить в маршрутных листах.

  • Подготовка к ЕГЭ. Простое осложненное предложение. Выполнение задания В-5 2011

    Автор: Григорьева Ирина Владимировна

    Для выполнения задания В-5 в ЕГЭ по русскому языку необходимо уметь различать «конкурирующие» синтаксические конструкции. В ходе урока ведется работа над совершенствованием этого умения. Ученики, сравнивая похожие внешне синтаксические конструкции, выявляют общность и различия между ними, предлагают и отрабатывают алгоритм действий: что необходимо делать, чтобы избежать ошибки. Навык анализа простого осложненного предложения закрепляется путем выполнения тестовых заданий.

  • Разряды прилагательных по значению. 6-й класс 2011

    Автор: Анашкина Татьяна Владимировна

    Формируются знания учащихся о разрядах имён прилагательных. Отрабатываются навыки сравнения, сопоставления прилагательных.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме "Глагол" 2011

    Автор: Антонова Инна Валентиновна

    Вводный интегрированный (русский язык, литература) урок в 5-м классе на основе программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Учащиеся работают в план-картах. Материал данного урока может быть использован на уроке литературы при изучении темы «Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории» (в 4-й четверти), а также помочь при самостоятельной подготовке учащихся к уроку литературы.

  • Урок-зачет в игровой форме "Односоставные предложения" 2011

    Автор: Аминова Анна Валентиновна

    Разработка представляет собой урок-зачет в игровой форме – морское путешествие по теме «Односоставные предложения». Проводится в форме урока-презентации. Систематизирует и обобщает знания учащихся по теме.


  • Урок-практикум в 10-м классе "Принципы русской орфографии" по учебнику Н.Т. Гольцевой 2011

    Автор: Симоненко Наталья Николаевна

    Цели урока: восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии, активизировать знания правописания орфограмм в различных морфемах, умение объяснить выбор нужных букв.

  • Развитие коммуникативной компетентности школьников в процессе подготовки к ЕГЭ (часть С) 2011

    Автор: Блынская Ольга Григорьевна

    Развитие темы на примере того, как строится работа по обучению написанию сочинения-рассуждения.

  • Преподавание русского языка в старших классах с профильной направленностью 2011

    Автор: Лямкина Лариса Сергеевна

    Урок по русскому языку с профильной направленностью для учащихся 10-х классов или для обучающихся профессиональных училищ и колледжей по профессии «Автомеханик». В основе урока лежит педагогическая концепция «Преподавание русского языка как предмета, формирующего грамотную личность обучающегося». Представленный материал позволяет систематизировать ранее изученные знания о словарях, познакомиться с новыми, раскрыть информационные возможности словарей.

  • Определенно-личное предложение. 8-й класс 2011

    Автор: Филимонова Елена Анатольевна

    Урок объяснения нового материала при помощи схем с применением различных форм организации учебной деятельности. Урок способствует формированию умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в речи; развитию навыков работы в группе, паре.

  • Сложные слова 2011

    Автор: Лапа Галина Альфредовна

    У детей с ограниченными возможностями здоровья уроки письма и развития речи вызывают огромное затруднение, что иногда приводит к нежеланию заниматься. Поэтому процесс усвоения необходимо строить так, чтобы запоминание происходило в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей. На материале этого урока у учащихся корригируются мыслительные процессы, повышается мотивация к обучению.

  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс 2011

    Автор: Ващенко Жанна Дмитриевна

    Работа посвящена обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложного предложения с несколькими придаточными, с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

  • Имя существительное (повторительно-обобщающий урок в 3-м классе) 2011

    Автор: Смотерчук Светлана Степановна

    Урок является последним в теме «Имя существительное» в 3-м классе, являясь тем самым повторительно-обобщающим (по программе Т.Г. Рамзаевой). Учащиеся повторяют и обобщают полученные знания об имени существительном. Ход урока сопровождается презентацией, которая содержит анимации и гиперссылки. Презентация необходима в качестве информационно-коммуникативного сопровождения.


  • Местоимение как часть речи 2011

    Автор: Нургалеева Анна Владимировна

    Урок закрепления знаний. Учитель ставит задачу совершенствования языковых знаний, умений и навыков по данной теме. На уроке используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Загадки, словарный диктант, творческая работа, чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность обучающихся.

  • Занимательная этимология на уроках развития речи в начальной школе 2011

    Автор: Насонова Ольга Иосифовна

    В статье рассказывается о таком виде развития речи младших школьников на уроках русского языка, как работа с этимологическими сведениями; о том, как формируются представления о разнице между научной и «народной» этимологией. Описывается конкретная работа по написанию учащимися сочинения-сказки, написанной в жанре «народной этимологии». Статья сопровождается примерами сочинений учеников 3–4-х классов.