Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи 2007

    Автор: Киселева Ирина Александровна

    Известный русский художник и педагог Б.М. Неменский считает, что "нет у общества... средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека". Нет сомнения, что родная литература, как важная составляющая искусства, является основным средством формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к своей малой родине. Поэтому высокое нравственное, патриотическое, гражданское слово писателей, поэтов, деятелей культуры родного края в школе необходимо как воздух.

  • Внеклассная работа по русскому языку "Родные россыпи жемчужин" (к 205-летию В.И. Даля) 2007

    Автор: Курипко Вера Петровна

    В статье автор предлагает разработку внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященного 205-летию В.И. Даля.

  • Творческий урок по теме: "Понятие о наречии". 6-й класс 2007

    Автор: Василенко Елена Михайловна

    Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят детей в тупик. На уроках русского языка часто возникает возможность возвратиться ко многим задачам, решения, которых рассматривались на уроках истории и географии, биологии и астрономии, музыки и изобразительного искусства, математики, физики и других предметов. Поэтому, на мой взгляд, при изучении какой-либо темы нужна интеграция учебных предметов, преподающихся чаще всего независимо друг от друга. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной.

  • Урок-практикум по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2007

    Автор: Хомич Людмила Александровна

    Цель урока: проанализировать применение в повести одного из выразительных средств языка - сравнение. С помощью сравнений, использованных автором, раскрыть образ лермонтовской "ундины". Система сравнений, использованная автором в повести, поможет раскрыть потаенный смысл произведения, позволит глубже разобраться в характере героини.

  • Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2007

    Автор: Степанова Татьяна Вячеславна

    Урок русского языка во 2-м классе "Изменение имен прилагательных по числам" разработан на основе дидактических принципов развивающего обучения Л.В. Занкова. Плотность урока высока, теоретический материал создаётся в виде таблиц и схем, что облегчает его запоминание. На уроках учащиеся являются исследователями, получая радость от очередного открытия, при выполнении заданий часто используют дополнительные теоретические знания по предмету. Любимы детьми и творческие задания, присутствующие почти на каждом уроке.

  • Конспект урока русского языка для 7-го класса средней школы на тему: "Словарное богатство русского языка" (УМК под ред. М.М. Разумовской) 2007

    Автор: Бадина Елена Владимировна

    Уроки по лексике в средних классах школы, на мой взгляд, самые интересные. На них можно экспериментировать, предлагать ученикам творческие работы, а главное, такие занятия - это всегда разговор о языке, то есть ещё одна возможность не просто заучивать правила, а любоваться словом, текстами, созданными "умелыми руками", думать над тем, как грамотно пользоваться возможностями родной речи. В конспекте урока "Словарное богатство русского языка" представлены индивидуальная и групповая формы работы, предложены задания на различный уровень подготовки учеников.

  • Средства субъективизации на уроках русского языка. Конспект урока в 6-м классе 2007

    Автор: Воронина Любовь Георгиевна

    Ученик перестает быть только объектом процесса обучения, ему передается часть функций учителя. Знания не даются в готовом виде, а приобретаются во время поисковой и исследовательской деятельности. Ребенок самостоятельно формулирует тему и цель урока, и у него создается установка на ее реализацию. Оригинальные упражнения стимулируют и поддерживают данную установку в течение всего урока. В результате возрастает интерес, улучшается орфографическая грамотность и повышается общий интеллектуальный уровень.


  • КВН "Занимательная грамматика" 2007

    Автор: Гарипова Алсу Зиннатзяновна

    Обучение русскому языку осуществляется не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Данные занятия, проводимые в игровой форме, дают возможность детям самостоятельно выявить сформированность своих навыков и уровень знаний, полученных на уроках. Такие занятия активизируют детей, развивают их творческие способности. В данной статье предлагается один из вариантов внеклассных занятий, которое проводится в форме КВН.

  • Урок русского языка на тему: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс 2007

    Автор: Доброхотова Алла Витальевна

    На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи, правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях. Для лучшего усвоения материала используется презентация.

  • Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов" 2007

    Автор: Шнайдер Надежда Михайловна

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5—7-х классов направлено на формирование речевой культуры. В данной разработке отразились такие речевые проблемы, как засорение языка словами-паразитами, вульгаризмами, жаргонными словами.

  • Урок русского языка по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- , -щик- " 2007

    Автор: Ершова Мария Ивановна

    Урок русского языка имеет следующие цели: узнать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик- и -щик- и уметь применять этот способ действия для их правильного написания. На всех этапах урока используются мультимедийная презентация, таблицы, карточки-домики. Творческая работа учащихся в форме мини-сочинений предполагает просмотр видеоматериала "Наш город".

  • Урок русского языка в 5-м классе 2007

    Автор: Дегтярева Светлана Александровна

    Цели: закрепить правописание чередующихся гласных; сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне слова.

  • Использование эпиграфа на уроках русского языка 2007

    Автор: Кузнецова Елена Сергеевна

    Какой материал может быть использован в качестве эпиграфа? Анализируя материалы и педагогический опыт, приходим к выводу, что эпиграфом может служить любой интересный материал.

  • Наглядно-дидактическое пособие "В мире цветов" (нравственно-экологическое воспитание на уроках русского языка) 2007

    Автор: Сафронова Оксана Николаевна

    Предлагаемая вашему вниманию работа "В мире цветов" представляет собой систематизированный набор текстов - упражнений для работы с учащимися 9-го класса в начале учебного года при повторении изученного в 5—8-го классах. Основное назначение пособия - дополнить учебник 9-го класса наглядно-дидактическим материалом, с помощью которого можно был бы расширить возможности индивидуальной, индивидуально-групповой, коллективной работы учащихся при повторении, а также воспитать любовь и бережное отношение к природе, пробудить интерес к изучению происхождения слов.


  • "Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия" 2007

    Автор: Колесова Инна Константиновна

    Как известно, изучение темы "Причастие" представляет особую трудность для учащихся, поэтому необходимо искать новые формы и методы усвоения нового материала. В процессе изучения новой темы присутствуют разнообразные виды деятельности учащихся: цифровой, творческий, выборочный диктанты, игровые моменты, творческая работа, работа в группах и парах. Все этапы урока направлены на активизацию познавательной и мыслительной деятельности учащихся, что делает иcследование нового материала интересным и увлекательным.

  • Разработка урока по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 2007

    Автор: Колесов Егор Егорович

    Класс делится на две группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности к восприятию нового учебного материала. Для каждой группы урок разработан отдельно, отдельно ставится цель урока, отдельно определен объем учебного материала для освоения, отобраны задания развивающего, творческого характера, которые учащиеся должны выполнить за отведенное время. В процессе урока наблюдается частая смена учебной деятельности, что способствует активизации познавательных интересов детей.

  • Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы 2007

    Автор: Быкова Нина Яковлевна

    Цель написания данной статьи - поделиться опытом работы учителя русского языка и литературы в режиме личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы. Метод проектов помогает учащимся свободно и творчески, используя разные способы обучения, развивать свои предметные, коммуникативные, личностные и другие компетенции. В статье описываются этапы работы над проектами и деятельность учащихся в проектном режиме на уроках и во внеурочное время.

  • Тема урока: "Глагол как часть речи" 2007

    Автор: Акулова Виктория Владимировна

    Представлен урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2000" с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Учащимся предлагаются такие виды работы, как кластер, маркировочная таблица, синквейн.

  • Урок – творческая комната по русскому языку "Жанры публицистического стиля" 2007

    Автор: Садовникова Валентина Петровна

    На своих уроках я провожу нестандартные типы уроков для активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. Данный урок - творческая комната на тему "Жанры публицистического стиля" под названием "Души прекрасные порывы" в 10-м классе. Тип урока - обобщающий. Цель - обучение творческой деятельности с использованием знаний в новых условиях, самореализация учащихся.

  • "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" 2007

    Автор: Анисимова Любовь Владимировна

    Урок русского языка с презентационной поддержкой помогает воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально. С помощью этой программы оказалось легко организовать усвоение нового материала, проверку и контроль знаний, самостоятельную работу в форме игры. В кабинете на доске много записей не сделаешь. Решается проблема наглядности, аккуратности ведения записей в тетрадях.

  • Разделительные Ъ и Ь 2007

    Автор: Камышанова Наталья Викторовна

    На уроке отрабатываются умения работы в парах, индивидуализированной и индивидуальной работы. В ходе урока используется несколько видов контроля: взаимопроверка и самопроверка.


  • Обобщающий урок-игра по русскому языку. Клуб знатоков "Что? Где? Когда?" . 6-й класс 2007

    Автор: Воркунова Ольга Михайловна

    Урок обобщает изученный материал по русскому языку в 5—6-х классах, обучает умению приводить в систему языковые явления, конструировать предложения и мини-тексты.

  • Урок русского языка по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" 2007

    Автор: Мирошникова Людмила Васильевна

    На уроке русского языка в 5-м классе учащиеся повторяют правописание безударных гласных в корне, закрепляют и систематизируют знания об именах собственных и нарицательных, правописание имён собственных.

  • Урок русского языка на тему: "Обращение и знаки препинания при нём" 2007

    Автор: Нестерук Наталия Николаевна

    Урок построен в соответствии с трёхступенчатой схемой технологии развития критического мышления и включает приёмы работы с информационным текстом: приём "Инсерт", "Кластер". На стадии вызова используется приём "Мозговой штурм", на стадии рефлексии - "Синквейн". Система практических заданий способствует закреплению знаний об обращении и пунктуации при нём, а также развитию языкового чутья, формированию умения использовать обращения в разных стилях речи. Урок способствует воспитанию толерантности при работе в группах, формирует социальную компетентность.

  • Мои методы обучения на уроках таджикского языка и литературы 2007

    Автор: Мирзоёров Фирдавс Ниёзович

    Учитель не только должен видеть всю ситуацию, но он еще должен уметь предвидеть будущее, так как видеть легко, а предвидеть очень сложно. По нашему мнению, этим требованиям способствуют стратегии критического мышления. Именно поэтому сегодня необходимо расширить ролевую ориентацию программы критического мышления.

  • Конспект урока по теме: "Понятие о мягком разделительном знаке" 2007

    Автор: Сарскова Венера Васильевна

    Предлагаемый урок проведён во 2-м классе по традиционной программе, разработан в технологии проблемного обучения, с использованием групповой формы работы. Дети самостоятельно, при направляющей роли учителя "открывают" новые знания.

  • Коррекционная работа на уроках русского языка при изучении темы "Безударные гласные корня" 2007

    Автор: Науменко Надежда Игнатьевна

    У учащихся коррекционных школ в разной степени могут проявляться замедленность зрительного и слухового восприятия, трудности концентрирования внимания, недостаточность сформированности мыслительных процессов. Уроки русского языка позволяют корректировать эти отклонения и находить способы их устранения. Некоторые коррекционные задания, позволяющие детям успешно овладеть учебной деятельностью, нашли свое отражение в цикле уроков "Безударные гласные корня".

  • Урок русского языка по теме: "Изложение с элементами сочинения" 2007

    Автор: Сафронова Светлана Николаевна

    Урок развития речи по сказке Ф.Кривина "Сотворение человека" реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и помогает выявить личностные проблемы учащихся. Это своеобразное психологическое тестирование, диагностирующее значимые потребности детей (физиологические, социальные, познавательные, эстетические и т.д.).


  • Урок-путешествие по теме: "Имя прилагательное" 2007

    Автор: Клочкова Ольга Александровна

    Урок по русскому языку для 6-го класса. Повторение – важный этап в осмыслении знаний, совершенствовании умений и навыков учащихся по русскому языку. Оно даёт возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить ещё раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил.

  • Подготовка к сочинению – описанию водоема 2007

    Авторы: Картун Жанна Николаевна, Романовская Елена Васильевна

    Готовить учащихся к написанию сочинения – описания водоема необходимо через знакомство с произведениями изобразительного искусства, литературы, содержащими описание водоема. Особенностью урока является использование регионального компонента. Тем самым создаются положительные эмоциональные переживания, стимулирующие творческий процесс.