Методическая разработка урока по физической культуре "Экспресс-оценка соматического уровня здоровья подростка". 9-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тип урока: урок развивающего контроля

Цели урока:

  • деятельностные – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции;
  • содержательные – закрепить умение осуществлять самоконтроль за уровнем собственного здоровья.

Планируемые результаты:

  • предметные – расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой уровня здоровья; оценивать текущее состояние организма посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб;
  • личностные – владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
  • регулятивные – формирование умения владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • познавательные – понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;
  • коммуникативные – формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Цель урока: оценить уровень собственного здоровья

Задачи:

  • знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
  • выполнение функциональной пробы.
  • оценка полученных данных по расчетным формулам.
  • произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, средства “КМ-школы”, компьютерная презентация урока, “Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности” (25 шт.), “Карта оценки соматического уровня здоровья школьника” (25 шт.), секундомер.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности

Деятельность учителя: организует беседу, задает вопросы.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок физкультуры. Мы не будем заниматься в спортзале, но все, что мы сегодня будем делать, непосредственно связано с вашим здоровьем. Знания и умения, которые вы сегодня получите, очень важны и значимы для вас.

На протяжении последних десятилетий резко ухудшилось здоровье детей и подростков (увеличение заболеваемости, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников). Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то сегодня к этим недостаткам добавились компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности. Ваша задача – укрепление и сохранение здоровья.

Вопросы к ученикам:

  • что такое здоровье?
  • можете ли вы определить уровень собственного здоровья?
  • если да, то, по каким критериям?
  • это субъективная или объективная оценка?

Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Сегодня на уроке я помогу вам освоить простейшие тесты для самоконтроля  здоровья, научу измерению, расчету и оценке ваших индивидуальных достижений.

2. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя: ставит учебную задачу.

Деятельность учащихся: осуществляют осознанный выбор деятельности

Цель урока – оценить уровень собственного здоровья.

Задачи:

  • знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
  • выполнение функциональной пробы.
  • оценка полученных данных по расчетным формулам.
  • произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям

3. Осмысление изучаемого материала, закрепление нового знания

Деятельность учителя: знакомит с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.

Деятельность учащихся: работают по инструкции

Знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка (приложение 1).

У каждого из вас на парте лежит индивидуальная “Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности” (приложение 2). В ней уже имеются данные, полученные при медосмотре. Это вес, рост, АД, ЖЕЛ, динамометрия кисти. Мы заполним недостающие графы, выполнив функциональную пробу.

Измерим ЧСС за 15 секунд в положении сидя. Запишите в таблицу в графу Р1.

  1. Встаньте. Выполните 30 приседаний за 45 секунд, выбрасывая руки вперед.
  2. Сядьте, найдите пульс и подсчитайте за первые 15 секунд восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р2.
  3. Подсчитайте пульс за последние 15 секунд первой минуты восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р3.

Заполним “Карту оценки соматического уровня здоровья школьника” (приложение 3), произведя расчеты.

1. Рассчитайте резерв функции внешнего дыхания по формуле:

Запишите результат в таблицу.

2. Рассчитайте резерв функции мышечной системы по формуле:

Запишите результат в таблицу.

3. Оцените соответствие массы длине тела (приложение 4). Запишите результат в таблицу.

4. Рассчитайте резерв функции сердечно-сосудистой системы (двойное произведение) по формуле:

Запишите результат в таблицу.

5. Рассчитайте резерв экономизации функции сердечно-сосудистой системы – индекс Руфье по формуле:

Запишите результат в таблицу.

Посмотрите на таблицу “Экспресс-оценка соматического уровня здоровья” (приложение 5).

Соотнесите свои расчеты с таблицей и поставьте себе в соответствующие графы количество набранных вами баллов, запишите себе в таблицу. Определите общее количество набранных вами баллов.

Самооценка учащимися результатов учебной деятельности

Деятельность учителя: организует самооценку учащимися собственного уровня здоровья.

Деятельность учащихся: оценивают уровень собственного здоровья

Посмотрите на таблицу “Группы здоровья детей и подростков” (приложение 6).

Зная количество набранных баллов, вы можете определить уровень собственного здоровья.

  • 1 группа – здоровые дети
  • 2 группа – “группа риска”
  • 3 группа – больные дети

2 и 3 группы нуждаются в углубленном обследовании.

К какой из них вы относитесь?

5. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Деятельность учителя: подводит итоги проведенной работы, организует диалог с учащимися.

Деятельность учащихся: оценивают свои результаты деятельности, участвуют в диалоге с учителем

Сегодня вы освоили тесты для самоконтроля здоровья, научились измерению и оценке собственных достижений. Вы путем расчетов определили свой уровень здоровья. Кого-то результат порадовал, а кто-то не может этим похвастаться. Теперь вы сможете оценивать уровень здоровья самостоятельно и заносить результаты на свою персональную страничку в автоматизированном рабочем месте ученика. Необходимо проводить мониторинг два, три раза в год, сравнивать результаты исследований. В случае изменений в худшую сторону – корректировка образа жизни, обследование у врача. Ваше здоровье в ваших руках. Необходимо укреплять и приумножать его.

Давайте вспомним основные составляющие здорового образа жизни. Назовите их.

Учащиеся называют составляющие ЗОЖ (по слайдам презентации)

“Самая первая и лучшая победа человека — покорить самого себя” (Платон).

- Спасибо за внимание. Все свободны.

Литература.

[1] В.В. Колбанов Валеологический практикум. СПб., ЭЛБИ-СПб, 2011.

[2] Б.Х. Ланда Мониторинг физического развития и физической подготовленности. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

1.02.2016