Русский язык
-
Методические рекомендации «Развитие читательской грамотности учащихся седьмого класса на уроках и во внеурочной деятельности» 2023
Данные методические рекомендации предназначены в помощь учителям русского языка и литературы, осуществляющим работу по формированию читательских компетенций школьников в урочной и внеурочной деятельности. Методические рекомендации могут быть также использованы учителями-предметниками, реализующими программы основного и среднего (полного) общего образования, в рамках других учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. В представленной работе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки и внеурочные занятия насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.
-
Технологии формирования и диагностики читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности 2023
Читательская грамотность – это способность человека понимать и свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, принимать участие в социальной жизни.
-
Формирование читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности 2023
Сегодня в рамках реализации ФГОС нового поколения много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на этих уроках, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое читательская грамотность?
-
Памятка при подготовке к устному экзамену по русскому языку 2023
Дана памятка ученикам при подготовке к устному экзамену по русскому языку.
-
Сборник дидактического материала по теме «Причастие. Причастный оборот» для 6–7-х классов общеобразовательных учреждений 2023
Весь представленный дидактический материал по теме «Причастие» представляет практическую ценность для учителей общеобразовательных школ и может использоваться на разных стадиях работы по данной теме: объяснение нового материала, закрепление изученного, систематизация и обобщение полученных знаний. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления, обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету. Контрольная работа содержит 5 вариантов, состоящих из деформированного текста, каждый текст обеспечен рядом заданий.
-
Открытый интегрированный урок «Имя существительное в русском и английском языках. Обобщение» 2023
Предлагаем вашему вниманию план-конспект интегрированного урока русского и английского языков во 2-м классе по теме «Имя существительное. Обобщение». Данную методическую разработку можно использовать на уроках при повторении и обобщении данной темы независимо от выбранного вами УМК, т.к. языковой материал является доступным и приемлемым в плане понимания для данного возраста. Цель урока: создание условия для сравнения имени существительного в русском и английском языках; выход к общему умозаключению, в чём сходство и различие признаков существительных.
-
Урок развития речи. Сочинение-репортаж по картине С.Григорьева "Вратарь" 2023
Цель урока: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.
-
Разработка уроков по теме "Сложносочиненные предложения" 2023
Цель изучения темы: ученик должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при написании сочинения-рассуждения о роли союзов в сложносочиненных предложениях на основе: знания о сложносочиненном предложении; понимания смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения; умения создавать текст-рассуждение.
-
Скрайбинг на уроках русского языка и литературы: создание визуального конспекта 2023
Современным школьникам необходимо осваивать огромное количество информации. Задача педагога – сделать так, чтобы новый материал был качественно переработан обучающимися. Метод визуализации учебной информации помогает решить обозначенную проблему.
-
Задания в формате ОГЭ на материале текста для Тотального диктанта (2023). Экология по Арсеньеву 2023
В работе проводится рассмотрение задания в формате ОГЭ на материале текста для Тотального диктанта (2023). Экология по Арсеньеву
-
Презентация "Методика подготовки выпускников к выполнению задания № 8 по русскому языку" (ЕГЭ) 2023
Представлена методика подготовки выпускников к выполнению задания №8 ЕГЭ по русскому языку.
-
Причастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи? 6-й класс 2023
Цели урока: формировать умения отличать причастия от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.
-
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ) 2023
При подготовке к сочинению необходимо повторить особенности текста-рассуждения, его структуру. Кроме того, учащиеся очень часто не понимают, что такое комментарий, и их сочинение превращается в пересказ. Не менее распространенная ошибка – недостаточное количество или вообще отсутствие фактического материала, в нашем случае аргументов. Поэтому при подготовке к сочинению необходимо рассказать об аргументах, их видах. Эти задачи и будут решены на уроке.
-
Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы 2023
Материалы предлагаемой педагогической практики касаются первоначального этапа формирования исследовательских навыков – организации поисково-познавательной деятельности в урочное время. Сама исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция, формируется исследовательская компетенция.
-
Подготовка к сочинению по картине И.А.Попова «Первый снег» 2023
Цель урока: знать алгоритм написания сочинения-описания по картине и уметь применять его; уметь анализировать картину по алгоритму; уметь определять смысловое содержание картины; знать такие понятия, как описание, городской пейзаж; знать структуру такого типа речи, как описание; уметь самостоятельно в комплексе применять знания.
-
Турнир по русскому языку «Диктант Победы» для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 2023
Вашему вниманию предлагается разработка турнира по русскому языку для учащихся 3–5-х классов с умственной отсталостью. Материал турнира может быть использован к любой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Цель данного мероприятия: определение наиболее способных учащихся по русскому языку путём выявления уровня владения изученными правилами и умения применять их на практике; формирование у учащихся понимания исторического значения победы нашего народа.
-
Технологическая карта учебного занятия по теме "Аргументируем тезис" 2023
Умение работать с различными источниками информации – важный навык для каждого старшеклассника. С помощью этого навыка учащиеся развивают свои языковые компетенции, учатся аргументировать собственную точку зрения. Чтобы учащиеся смогли развить эти навыки и умения, педагогом была разработана технологическая карта учебного занятия с привлечением разных источников информации, в том числе и цифровых образовательных ресурсов.
-
Интеллектуальный конкурс-игра «Путешествие по стране Лингвистике». 6-й класс 2023
Цели урока: обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, орфография, морфология, синтаксис, культура речи), формировать умения применять полученные знания на практике.
-
Современное состояние русского языка в аспекте теории и методики преподавания русского языка как иностранного в Республике Узбекистан 2023
Узбекистан – это одна из стран Азии, где русский язык имеет важное значение. Он играет ключевую роль в деловом, политическом и культурном сотрудничестве с Россией и другими странами, где русский язык является официальным. Как результат, узбекская система образования широко развивает уровень преподавания русского языка и его методики.
-
Разработка урока русского языка в 9-м классе по теме "СПП с несколькими придаточными" 2023
Цель урока: познакомиться с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
-
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы как основное требование ФГОС ООО 2023
Представлена презентация по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы как основное требование ФГОС ООО».
-
Типы склонения, алгоритм определения склонения у имён существительных 2023
Цель урока: отработать навык определения склонения у имен существительных.
-
Дидактический материал по русскому языку. Грамматическая основа простого предложения. Способы её выражения 2023
Дидактический материал адресован учителям русского языка, а также обучающимся 8–11-х классов. В основу данного дидактического материала положены методические указания Н.Г.Бакановой (Издательство Иркутского государственного университета, 2011 г.) – вопрос о сложностях в выделении подлежащего и сказуемого и путях их преодоления; а также пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко, Москва, 1996 г. – вопросы о некоторых случаях согласования в числе сказуемого с подлежащим и об именительном и творительном падежах в сказуемом.
-
Формирование познавательных УУД при изучении темы «Главные члены предложения» 2023
Современная методика преподавания русского языка в соответствии с новыми ФГОС соотносится с понятием «компетентно-деятельностный подход к обучению», который предполагает, что на уроке ученик получит не только и не столько определённую сумму знаний, сколько опыт познавательной, регулятивной, коммуникативной деятельности. Пристальное внимание также обращено на развитие личности ребёнка в процессе обучения.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Повторение по теме "Имя существительное"» 2023
Цели урока: закрепить, обобщить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать умения в определении и употреблении имен существительных в устной и письменной речи; развивать умения анализировать, выделять главное; мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей; создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик–ученик, ученик–учитель, ученик–коллектив), прививать любовь к русскому языку.
-
Конспект урока развития речи. Тема: «Осень. Деревья» 2023
Цель урока: развитие навыков связного высказывания (пересказа). Задачи: расширить и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме; развивать умение образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные; обучать составлению рассказа-описания с опорой на план.
-
Разработка урока родного (русского) языка в 9-м классе по теме «Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности» 2023
Задачи урока: расширять понятие об официально-деловом стиле, структурных элементах и языковых особенностях делового письма; развивать умение пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации; совершенствовать навыки информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного).
-
Программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость). 5–9-е классы 2023
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
-
Приёмы формирующего оценивания на уроке русского языка как средство, повышающее качество обучения 2023
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания на уроке: «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». Уверена, что для каждого учителя оценивание играет большую роль, особенно процесс самооценки и взаимооценки. Приведу примеры успешных, на мой взгляд, приёмов формирующего оценивания, которые применяю на уроках русского языка. Считаю, что формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.
-
Лингвистическая сказка как жанр школьного сочинения 2023
Легко понять, усвоить учебный материал, а также увидеть главное, помогает лингвистическая сказка, так как она способна вызвать интерес у младшего школьника. Поставленный вопрос перед прочтением лингвистической сказки помогает ученикам активизировать воссоздающее воображение, ведь необходимо найти ответ на предъявляемый проблемный вопрос. Особое место при изучении лингвистической сказки занимает инсценировка – своеобразное театрализованное действие, помогающее учащимся рассказ сказки представить образами языковых явлений, дающее возможность видеть и следить за поведением образов. Хотя инсценировку языковой сказки можно использовать на разных этапах урока, для ознакомления с новыми понятиями нужно подбирать простую, доступную сказку с краткими диалогами и понятным сюжетом.